Статья:

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Конференция: XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Болдин В.А. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(97). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Обсуждение статей состоится 10.06.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Болдин Владислав Андреевич
аспирант, ФГБОУ ВО Югорский государственный университет, РФ, г. Ханты-Мансийск

 

DEVELOPING AN EDUCATIONAL PROGRAM FOR PARENTS OF YOUNG ATHLETES: STRUCTURE AND CONTENT

 

Vladislav Boldin

Postgraduate Student, Yugra State University, Russia, Khanty-Mansiysk

 

Аннотация. В статье приведены результаты теоретико-методологического анализа основных проблем организации эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся-юных спортсменов со стороны семьи. Авторами представлена образовательная программа «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе», которая представляет собой целостную педагогическую систему, структурированную по трем компонентам взаимодействия: внутрисемейному, образовательному и спортивному. Апробация программы в естественных условиях позволит изучить динамику родительских компетенций в части сопровождения спортивно-образовательной карьеры юных спортсменов.

Abstract. This article presents the results of a theoretical and methodological analysis of key challenges in organizing effective psychological and pedagogical support for student-athletes from their families. The authors introduce the educational program "Sports-Educational Synergy: Your Child's Success in Sports and Academics", which constitutes an integrated pedagogical system structured around three interaction components: intrafamily, educational, and athletic. Field testing of the program under natural conditions will enable examination of the dynamics in parental competencies regarding support for young athletes' dual sports-educational careers.

 

Ключевые слова: юные спортсмены, родительские компетенции, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная программа, спортивно-образовательная синергия.

Keywords: young athletes, parental competencies, psychological and pedagogical support, educational program, sports-educational synergy.

 

В современных подходах к организации общего и дополнительного образования все большее внимание со стороны психолого-педагогической науки уделяется проблеме определения роли семьи и школы в контексте эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [1; 3; 6]. Семья, как и общеобразовательная школа, рассматривается как один из основных социальных институтов, несущих прямую ответственность за получение качественного, всестороннего, гармонично выстраивающегося образования в повседневность ребенка [5].

Вовлеченность семьи рассматривается многими исследователями как ключевой фактор учебной успешности детей в сфере образования. Однако, существенным аспектом, сдерживающим развитие вовлеченности в обучение ребенка, является дефицит соответствующих компетенций у части семей [4].

Сегодня важнейшими научно-исследовательскими направлениями в области изучения вовлеченности семьи в образование детей является определение стратегий взаимодействия в триаде «родитель–ребенок–школа», использование потенциала родительского участия в воспитании и обучении ребенка, выстраивание позитивных отношений со школой, развитие государственно-общественного управления с учетом специфики различных категорий семей.

Однако, в настоящее время вопросы совмещения школьного обучения со спортивной подготовкой, организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса юных спортсменов, определение роли семьи, как ключевого социального института, оказывающего поддержку в образовательном процессе юному спортсмену, являются недостаточно разработанными [2].

Исходя из этого, в современной психолого-педагогической теории и практике возникает необходимость в преодолении противоречия между недостаточностью существующих на данный момент научно обоснованных подходов к психолого-педагогическому сопровождению в целом и, в частности, к психолого-педагогическому сопровождению учебной деятельности школьников, осваивающих помимо основной образовательной программы дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта, организации эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса со стороны семьи и актуальной потребностью современных российских школьников, совмещающих школьное обучение и спорт.

Актуальность темы исследования и необходимость преодоления указанных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования, коей является уточнение стратегий психолого-педагогического сопровождения со стороны семьи при содействии спортивно-образовательной карьере обучающегося.

В целях выявления комплекса психолого-педагогических условий и средств, способствующих эффективному сопровождению учебной деятельности юных спортсменов со стороны семьи, нами была выдвинута гипотеза о том, что создание специальных психолого-педагогических условий в семье обучающегося – юного спортсмена, таких как отношение родителей к спортивной деятельности ребёнка, проактивная позиция родителей во взаимодействии с образовательной системой, эмоциональная поддержка, принятие обучающегося – юного спортсмена, в семье способствуют  общего уровня родительских компетенций в психолого-педагогическом сопровождении учебной деятельности с юных спортсменов.

Нами была разработана авторская программа «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе», которая представляет собой логически взаимосвязанную педагогическую систему, направленную на совершенствование следующих компонентов психолого-педагогического сопровождения юных спортсменов со стороны семьи (или компонентов «спортивно-образовательной синергии»):

1. Внутрисемейное взаимодействие – система эмоциональных, воспитательных и коммуникативных отношений в семье.

2. Образовательное взаимодействие – степень вовлеченности родителей в учебный процесс ребенка.

3. Спортивное взаимодействие – система родительских установок и поведенческих стратегий в контексте спортивной карьеры ребенка.

Цель реализации программы – выявление и обоснование комплекса психолого-педагогических условий и средств, способствующих эффективному психолого-педагогическому сопровождению учебной деятельности юных спортсменов. Критериями эффективности реализации разработанной программы является повышение уровня родительских компетенций в психолого-педагогическом сопровождении учебной деятельности юных спортсменов.

Нами была проделана работа по построению, оптимизации и выбору конечной модели программы. Было принято решение о реализации программы в естественных условиях – на базе спортивных школ олимпийского резерва ХМАО-Югры, что обеспечит ее ингерентность как достаточную степень согласованности модели с соответствующей целям исследования средой. Материалы разработанной программы изложены на доступном широкой аудитории научно-популярном языке.

Кроме того, проделана работа по декомпозиции, разделению основной цели на более мелкие подцели для достижения основных целей исследования. Для этого мы видим целесообразным, в соответствии с выделенными нами компонентами, разделить образовательный компонент программы на три основных блока:

  • Блок 1. Поддержка ребенка дома (внутрисемейное взаимодействие);
  • Блок 2. Поддержка ребенка в школе (образовательное взаимодействие);
  • Блок 3. Поддержка ребенка в спорте (спортивное взаимодействие).

Агрегирование программы или создание взаимосвязей между отдельными ее компонентами было достигнуто благодаря учету специфики родительской аудитории, их направленности на предполагаемое достижение более высокого, в сравнении с исходным, уровня родительской компетенции в психолого-педагогическом сопровождении учебной деятельности юных спортсменов, а также благодаря специальной структуре программы, которая предполагает «движение» обучающегося-родителя от наиболее общих, базовых внутрисемейных психолого-педагогических компетенций к более сложным, частным, локальным компетенциям, коей является психолого-педагогическое сопровождение учебно-спортивной деятельности ребенка. Овладение теоретическими основами первого блока позволяет родителям планомерно продвигаться в расширении знаний о процессе такого сопровождения, усваивая, расширяя и дополняя свои знания.

Таким образом, итоговый проект программы представляет собой 5 взаимосвязанных блоков, два из которых являются диагностическими, а три других блока являются образовательными. Четко обозначенная последовательность действий по исполнению разработанной программы представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Модель реализации программы «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе»

 

Содержание программы «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе» представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Содержание программы «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе»

Блок программы

Цель

Содержание, ожидаемые результаты

1.

Первичное исследование

Выявление исходного уровня родительской компетенции в оказании психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности юных спортсменов.

Невысокий уровень родительских компетенций в оказании психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности юных спортсменов

2.

Поддержка ребенка дома

Гармонизация детско-родительских отношений и повышение эффективности родительского воздействия на основе партнёрских взаимоотношений с детьми.

Взаимодействие с ребенком: с чего начать. Основные приемы и рекомендации эффективного общения с ребенком. Организация позитивной среды и обстановки в семье.

Рекомендации по борьбе с бессонницей, организации отдыха и сна.

Как с помощью ресурсов семьи удовлетворять потребности ребенка.  Представление об основных возрастных кризисах ребенка. Особенности разных возрастов и кризисов взросления.

Повышение уровня родительских компетенций в части внутрисемейного компонента спортивно-образовательной синергии

3.

Поддержка ребенка в школе

Обучение родителей эффективным методам взаимодействия со школой, а также способам психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности и формирования навыков самоконтроля и саморазвития.

 

Ребенок не хочет учиться. Что делать? На чьих плечах лежит ответственность за учебу? Что может влиять на нежелание учиться.

Виды мотивации и способы мотивации к учебе.

Повышение уровня родительских компетенций в части образовательного компонента спортивно-образовательной синергии

4.

Поддержка ребенка в спорте

Обучение родителей эффективным методам создания благоприятных условий для развития и самореализации ребенка в спорте, преодоления трудностей совмещения спорта и учебы.

Формирование оптимального состояния для выступления ребенка; Техники для коррекции агрессивности, тревожности, страхов Подготовка семьи к спортивной деятельности ребенка;

Диагностика спортивного выгорания у ребенка, методы профилактики проблемных состояний и эмоций;

Организация позитивной среды и обстановки в семье;

Формирование желания учиться и заниматься спортом;

Как превратить особенности вашего ребенка в ресурс его победы в спорте;

Как мотивировать ребенка побеждать в спорте

Устранение причин ограниченных спортивных способностей ребенка;

Приемы борьбы с негативными эмоциями Эффективная подготовка ребенка к учебной и спортивной деятельности с учетом его особенностей.

Повышение уровня родительских компетенций в части спортивного компонента спортивно-образовательной синергии

 

5.

Повторное исследование

Выявление выходного уровня родительской компетенции в оказании психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности юных спортсменов.

 

Повышение уровня родительской компетенции в оказании психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности юных спортсменов.

 

 

Таким образом, проведенный анализ позволил отметить ряд проблем в организации эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся-юных спортсменов со стороны семьи. Полученные результаты подчеркивают насущную необходимость разработки программ родительского просвещения, направленных на формирование проактивной позиции родителей юных спортсменов в условиях совмещения спорта и учебы.

Разработанная образовательная программа «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе», основанная на принципе поэтапного формирования родительских компетенций, может послужить основой для создания единой системы психолого-педагогического сопровождения семей юных спортсменов. Программа представляет собой целостную педагогическую систему, структурированную по трем ключевым компонентам взаимодействия: внутрисемейному, образовательному и спортивному.

Перспективы дальнейших исследований видятся в проведении апробации программы с оценкой ее эффективности через мониторинг динамики родительских компетенций, а также изучения влияния программы на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса.

 

Список литературы:
1. Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №4 (41).
2. Болдин В.А. Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению юных спортсменов как субъектов образования // Педагогический научный журнал. – 2023. – Т.6. – № 6. – С. 117–123.
3. Гребенникова В.М., Бондарев П.Б., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Готовность семьи к проектированию индивидуальной траектории ребенка: содержание и сущность понятия // Педагогика: история, перспективы. – 2020. –№ 5.
4. Косарецкий С.Г., Гошин М.Е., Иванов И.Ю. Участие школьников в дополнительном образовании : информ. бюллетень / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : НИУ ВШЭ, 2022. – 52 с.
5. Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 384 с. 
6. Stambulova N., Harwood C. A «Dual Career»: Combining Sport and Studies // Frontiers for Young Minds. – 2022. – Vol. 10. – Art. 692422. – DOI: 10.3389/frym.2022.692422.