РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Конференция: XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология

XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
DEVELOPING AN EDUCATIONAL PROGRAM FOR PARENTS OF YOUNG ATHLETES: STRUCTURE AND CONTENT
Vladislav Boldin
Postgraduate Student, Yugra State University, Russia, Khanty-Mansiysk
Аннотация. В статье приведены результаты теоретико-методологического анализа основных проблем организации эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся-юных спортсменов со стороны семьи. Авторами представлена образовательная программа «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе», которая представляет собой целостную педагогическую систему, структурированную по трем компонентам взаимодействия: внутрисемейному, образовательному и спортивному. Апробация программы в естественных условиях позволит изучить динамику родительских компетенций в части сопровождения спортивно-образовательной карьеры юных спортсменов.
Abstract. This article presents the results of a theoretical and methodological analysis of key challenges in organizing effective psychological and pedagogical support for student-athletes from their families. The authors introduce the educational program "Sports-Educational Synergy: Your Child's Success in Sports and Academics", which constitutes an integrated pedagogical system structured around three interaction components: intrafamily, educational, and athletic. Field testing of the program under natural conditions will enable examination of the dynamics in parental competencies regarding support for young athletes' dual sports-educational careers.
Ключевые слова: юные спортсмены, родительские компетенции, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная программа, спортивно-образовательная синергия.
Keywords: young athletes, parental competencies, psychological and pedagogical support, educational program, sports-educational synergy.
В современных подходах к организации общего и дополнительного образования все большее внимание со стороны психолого-педагогической науки уделяется проблеме определения роли семьи и школы в контексте эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [1; 3; 6]. Семья, как и общеобразовательная школа, рассматривается как один из основных социальных институтов, несущих прямую ответственность за получение качественного, всестороннего, гармонично выстраивающегося образования в повседневность ребенка [5].
Вовлеченность семьи рассматривается многими исследователями как ключевой фактор учебной успешности детей в сфере образования. Однако, существенным аспектом, сдерживающим развитие вовлеченности в обучение ребенка, является дефицит соответствующих компетенций у части семей [4].
Сегодня важнейшими научно-исследовательскими направлениями в области изучения вовлеченности семьи в образование детей является определение стратегий взаимодействия в триаде «родитель–ребенок–школа», использование потенциала родительского участия в воспитании и обучении ребенка, выстраивание позитивных отношений со школой, развитие государственно-общественного управления с учетом специфики различных категорий семей.
Однако, в настоящее время вопросы совмещения школьного обучения со спортивной подготовкой, организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса юных спортсменов, определение роли семьи, как ключевого социального института, оказывающего поддержку в образовательном процессе юному спортсмену, являются недостаточно разработанными [2].
Исходя из этого, в современной психолого-педагогической теории и практике возникает необходимость в преодолении противоречия между недостаточностью существующих на данный момент научно обоснованных подходов к психолого-педагогическому сопровождению в целом и, в частности, к психолого-педагогическому сопровождению учебной деятельности школьников, осваивающих помимо основной образовательной программы дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта, организации эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса со стороны семьи и актуальной потребностью современных российских школьников, совмещающих школьное обучение и спорт.
Актуальность темы исследования и необходимость преодоления указанных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования, коей является уточнение стратегий психолого-педагогического сопровождения со стороны семьи при содействии спортивно-образовательной карьере обучающегося.
В целях выявления комплекса психолого-педагогических условий и средств, способствующих эффективному сопровождению учебной деятельности юных спортсменов со стороны семьи, нами была выдвинута гипотеза о том, что создание специальных психолого-педагогических условий в семье обучающегося – юного спортсмена, таких как отношение родителей к спортивной деятельности ребёнка, проактивная позиция родителей во взаимодействии с образовательной системой, эмоциональная поддержка, принятие обучающегося – юного спортсмена, в семье способствуют общего уровня родительских компетенций в психолого-педагогическом сопровождении учебной деятельности с юных спортсменов.
Нами была разработана авторская программа «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе», которая представляет собой логически взаимосвязанную педагогическую систему, направленную на совершенствование следующих компонентов психолого-педагогического сопровождения юных спортсменов со стороны семьи (или компонентов «спортивно-образовательной синергии»):
1. Внутрисемейное взаимодействие – система эмоциональных, воспитательных и коммуникативных отношений в семье.
2. Образовательное взаимодействие – степень вовлеченности родителей в учебный процесс ребенка.
3. Спортивное взаимодействие – система родительских установок и поведенческих стратегий в контексте спортивной карьеры ребенка.
Цель реализации программы – выявление и обоснование комплекса психолого-педагогических условий и средств, способствующих эффективному психолого-педагогическому сопровождению учебной деятельности юных спортсменов. Критериями эффективности реализации разработанной программы является повышение уровня родительских компетенций в психолого-педагогическом сопровождении учебной деятельности юных спортсменов.
Нами была проделана работа по построению, оптимизации и выбору конечной модели программы. Было принято решение о реализации программы в естественных условиях – на базе спортивных школ олимпийского резерва ХМАО-Югры, что обеспечит ее ингерентность как достаточную степень согласованности модели с соответствующей целям исследования средой. Материалы разработанной программы изложены на доступном широкой аудитории научно-популярном языке.
Кроме того, проделана работа по декомпозиции, разделению основной цели на более мелкие подцели для достижения основных целей исследования. Для этого мы видим целесообразным, в соответствии с выделенными нами компонентами, разделить образовательный компонент программы на три основных блока:
- Блок 1. Поддержка ребенка дома (внутрисемейное взаимодействие);
- Блок 2. Поддержка ребенка в школе (образовательное взаимодействие);
- Блок 3. Поддержка ребенка в спорте (спортивное взаимодействие).
Агрегирование программы или создание взаимосвязей между отдельными ее компонентами было достигнуто благодаря учету специфики родительской аудитории, их направленности на предполагаемое достижение более высокого, в сравнении с исходным, уровня родительской компетенции в психолого-педагогическом сопровождении учебной деятельности юных спортсменов, а также благодаря специальной структуре программы, которая предполагает «движение» обучающегося-родителя от наиболее общих, базовых внутрисемейных психолого-педагогических компетенций к более сложным, частным, локальным компетенциям, коей является психолого-педагогическое сопровождение учебно-спортивной деятельности ребенка. Овладение теоретическими основами первого блока позволяет родителям планомерно продвигаться в расширении знаний о процессе такого сопровождения, усваивая, расширяя и дополняя свои знания.
Таким образом, итоговый проект программы представляет собой 5 взаимосвязанных блоков, два из которых являются диагностическими, а три других блока являются образовательными. Четко обозначенная последовательность действий по исполнению разработанной программы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель реализации программы «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе»
Содержание программы «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе» представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Содержание программы «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе»
№ |
Блок программы |
Цель |
Содержание, ожидаемые результаты |
1. |
Первичное исследование |
Выявление исходного уровня родительской компетенции в оказании психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности юных спортсменов. |
Невысокий уровень родительских компетенций в оказании психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности юных спортсменов |
2. |
Поддержка ребенка дома |
Гармонизация детско-родительских отношений и повышение эффективности родительского воздействия на основе партнёрских взаимоотношений с детьми. |
Взаимодействие с ребенком: с чего начать. Основные приемы и рекомендации эффективного общения с ребенком. Организация позитивной среды и обстановки в семье. Рекомендации по борьбе с бессонницей, организации отдыха и сна. Как с помощью ресурсов семьи удовлетворять потребности ребенка. Представление об основных возрастных кризисах ребенка. Особенности разных возрастов и кризисов взросления. Повышение уровня родительских компетенций в части внутрисемейного компонента спортивно-образовательной синергии |
3. |
Поддержка ребенка в школе |
Обучение родителей эффективным методам взаимодействия со школой, а также способам психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности и формирования навыков самоконтроля и саморазвития.
|
Ребенок не хочет учиться. Что делать? На чьих плечах лежит ответственность за учебу? Что может влиять на нежелание учиться. Виды мотивации и способы мотивации к учебе. Повышение уровня родительских компетенций в части образовательного компонента спортивно-образовательной синергии |
4. |
Поддержка ребенка в спорте |
Обучение родителей эффективным методам создания благоприятных условий для развития и самореализации ребенка в спорте, преодоления трудностей совмещения спорта и учебы. |
Формирование оптимального состояния для выступления ребенка; Техники для коррекции агрессивности, тревожности, страхов Подготовка семьи к спортивной деятельности ребенка; Диагностика спортивного выгорания у ребенка, методы профилактики проблемных состояний и эмоций; Организация позитивной среды и обстановки в семье; Формирование желания учиться и заниматься спортом; Как превратить особенности вашего ребенка в ресурс его победы в спорте; Как мотивировать ребенка побеждать в спорте Устранение причин ограниченных спортивных способностей ребенка; Приемы борьбы с негативными эмоциями Эффективная подготовка ребенка к учебной и спортивной деятельности с учетом его особенностей. Повышение уровня родительских компетенций в части спортивного компонента спортивно-образовательной синергии
|
5. |
Повторное исследование |
Выявление выходного уровня родительской компетенции в оказании психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности юных спортсменов.
|
Повышение уровня родительской компетенции в оказании психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности юных спортсменов.
|
Таким образом, проведенный анализ позволил отметить ряд проблем в организации эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся-юных спортсменов со стороны семьи. Полученные результаты подчеркивают насущную необходимость разработки программ родительского просвещения, направленных на формирование проактивной позиции родителей юных спортсменов в условиях совмещения спорта и учебы.
Разработанная образовательная программа «Спортивно-образовательная синергия. Успех вашего ребенка в спорте и учебе», основанная на принципе поэтапного формирования родительских компетенций, может послужить основой для создания единой системы психолого-педагогического сопровождения семей юных спортсменов. Программа представляет собой целостную педагогическую систему, структурированную по трем ключевым компонентам взаимодействия: внутрисемейному, образовательному и спортивному.
Перспективы дальнейших исследований видятся в проведении апробации программы с оценкой ее эффективности через мониторинг динамики родительских компетенций, а также изучения влияния программы на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса.