Изучение воображения у детей дошкольного возраста
Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Психология развития, акмеология
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Изучение воображения у детей дошкольного возраста
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (далее – стандарт) … развитие воображения дошкольников и, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др., креативности как ведущего свойства личности) является одним из приоритетных направлений в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
«Развитие воображения, творческого потенциала дошкольников – центральная задача дошкольного образования, но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, сколько как универсальную способность. Развитие воображения - не панацея, а способ не иметь многих проблем. Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными.
Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего – к самим себе. Развитие воображения – важнейший залог формирования у ребенка готовности к школе» [2].
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.
Начиная со второй половины 20 века, началось мощное экспериментальное изучение воображения среди западных психологов. Так, функция воображения, как построение, создание образов, была сформулирована главной человеческой способностью. При этом роль данной функции в творческом процессе оценивалась на уровне роли знания и суждения в рациональном познании. В этот период Дж. Гилфорд и его ученики выдвинули теорию творческого интеллекта.
Определение особенностей воображения является одной из наиболее сложных проблем в психологии и педагогике. А.Я. Дудецкий определил к концу века, что существует около 40 определений воображения, на сегодняшний день определений воображения гораздо больше [3].
А.В. Брушлинский полагает, что традиционные определения воображения как процесса создания новых образов сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и полагает, что это понятие вообще пока излишне в современной науке [1].
С.Л. Рубинштейн отмечал: «Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое» [5].
А.Г. Маклаков трактует воображение как процесс преобразования представлений, в котором отражается реальная действительность, и на этой основе создаются новые представления» [4].
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение может быть нескольких видов:
· пассивное, которое делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия) и характеризуется нереальным, мнимым удовлетворением какой-либо потребности или желания, его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;
· активное воображение, которое включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее и близкое к этим видам воображения – эмпатию, характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Значение воображения в дошкольном возрасте велико.
Воображение ребенка изначально и постоянно связано с действительностью. Происхождение и функционирование воображения детерминировано развивающейся деятельностью ребенка-дошкольника, и прежде всего игровой. Воображение носит активный, направленный характер, будучи изначально связано с развитием мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Для изучения воображения у дошкольников используют такие методы, как наблюдение за дошкольником, беседы с ним, анализ продуктов его деятельности, также проводят диагностику с помощью специальных методик.
Для проведения эмпирического исследования уровня развития воображения у детей дошкольного возраста и определения особенностей развития воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста нами были использованы две методики: тест «Свободный рисунок», предложенный авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и методика «Где чье место?», предложенная Кравцовой Е.Е. Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № 120 «Семицветик» г. Брянска, группа детей включала в себя 10 мальчиков и 10 девочек старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить уровень развития воображения у детей дошкольного возраста.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, была выдвинута гипотеза – воображение у детей дошкольного возраста разного пола имеет свои особенности, у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста будут наблюдаться различия в уровнях и характеристиках развития воображения.
Практическая значимость – полученные данные исследования могут быть использованы в деятельности психолога, воспитателя, музыкального руководителя и др. для повышения эффективности работы специалистов дошкольных образовательных организаций и улучшения качества предоставляемых образовательных услуг.
Проанализировав результаты выполнения методики «Где чье место?» в группе девочек старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что из 10 испытуемых:
· высокий уровень воображения имеют 40 % испытуемых;
· средний уровень у 50 % испытуемых;
· низкий уровень развития воображения показали 10 % испытуемых.
Проанализировав результаты выполнения методики «Где чье место?» в группе мальчиков старшего дошкольного возраста, мы приходим к выводу о том, что из 10 испытуемых:
· высокий уровень воображения у 20 % испытуемых;
· средний уровень имеют 40 % испытуемых;
· низкий уровень развития воображения наблюдался у 40 % испытуемых.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
· 40 % девочек и 20 % мальчиков старшего дошкольного возраста отличаются высоким уровнем развития воображения. Такие дошкольники связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет, придумывают истории для объяснения своих действий;
· 50 % девочек и 40 % мальчиков обладают средним уровнем развития воображения. Такие дети старшего дошкольного возраста правильно выполняют задание, пытаясь объяснить свой выбор. Однако объяснения не носят характер придуманных историй или рассказов, а опираются на факты из жизни ребенка, либо на его сведения об окружающем мире;
· 10 % девочек и 40 % мальчиков отличаются низким уровнем развития воображения. Большинство старших дошкольников данной категории правильно расставляют фигурки по своим обычным местам, и могут логично объяснить, почему данная фигура должна находиться именно в данном месте, но на необычные места фигурки не ставят. При попытке взрослым переставить фигуры, дети либо спорили и ставили фигурки на место, либо не могли придумать никаких объяснений.
Если сравнивать развитие воображения у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по итогам методики «Где чье место?» можно проследить отличия, которые связаны с тем, что у девочек в целом воображение развито лучше, чем у мальчиков. Девочки быстрее шли на контакт с педагогом и понимали, какое задание им необходимо выполнить, у них лучше развита речь, объяснения девочек были более красочны, необычны. Они с удовольствием выполняли задание, чаще задумывались, придумывали сюжеты, очень старались больше рассказать, задавали вопросы и с удовольствием принимали правила игры.
Мальчики чаще испытывали затруднения в выполнении задания, не сразу понимали, что от них хотят, меньше проявляли интерес к занятию и, больше времени требовалось на установление контакта между детьми и педагогом. Мальчикам было труднее объяснить свой выбор, даже если они красочны, не отличались особым разнообразием, мало было единых сюжетов в рассказах детей. Мальчики, в отличие от девочек, чаще отвлекались, были менее внимательны и не очень старались выполнить задание.
Сюжет на картинке был более близок и интересен девочкам: дом, ребенок в коляске, домашние животные, фруктовый сад, уютный двор – все это больше входит в круг интересов именно девочек, а не мальчиков. Может именно поэтому мальчишки хуже воображали себе какие-то новые сюжеты в данных декорациях. Явно опыт девочек и знания были гораздо шире. Исполнительность, внимательность к мелочам и мелким деталям, прилежность девочек тоже сыграли свою роль.
В следующем тесте «Свободный рисунок», предложенном авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, у детей была возможность действовать полностью в круге своих личных интересов и фантазий, они могли рисовать то, что им хочется, что им интересно.
Сложнее было то обстоятельство, что дети меньше общались с педагогом до выполнения задания, можно было только надеяться, что они правильно его поняли. Хотя по рисункам этого сказать нельзя. Большая часть детей рисовала уже знакомых персонажей и предметы, сюжеты не отличались неожиданностью, необычностью, яркостью и красочностью.
В исследовании участвовали 10 девочек и 10 мальчиков старшего дошкольного возраста. Детям предложили придумать что-нибудь необычное и изобразить это в рисунке.
Проанализировав результаты выполнения теста «Свободный рисунок» в группе девочек старшего дошкольного возраста, мы приходим к выводу о том, что вся группа девочек набрала 66 баллов, из 10 испытуемых:
· высокий уровень воображения имеют 30 % испытуемых;
· средний уровень у 70 % испытуемых;
· низкий уровень развития воображения показали 0 % испытуемых.
Проанализировав результаты выполнения теста «Свободный рисунок» в группе мальчиков старшего дошкольного возраста, мы приходим к выводу о том, что вся группа мальчиков набрала 63 балла, из 10 испытуемых:
· высокий уровень воображения имеют 10 % испытуемых;
· средний уровень у 80 % испытуемых;
· низкий уровень развития воображения показали 10 % испытуемых.
Уровень воображения девочек немного выше уровня воображения мальчиков одного и того же возраста. Причем, высокого уровня у девочек больше на 20 %, а среднего больше у мальчиков на 10 %, низкого у девочек вообще нет, а у мальчиков – 10 %.
В этом задании мальчики уже намного лучше рассказывали о своих фантазиях, они использовали свой опыт, персонажей из любимых книжек и мультфильмов, правда, рассказывали лучше, чем рисовали. Детям явно не хватало времени и умения рисовать, то, о чем они говорили, им было достаточно трудно воплотить в рисунке. Идеи мальчиков были несколько даже интереснее и разнообразнее, чем у девочек: планшет, газонокосилка, волшебная радуга, монстрики, домик из травы и т. д.
У девочек все было проще, но немного качественнее. Они быстрее рисовали, аккуратнее и ярче раскрашивали, но необычных персонажей и событий было меньше.
Дети обоих полов проявляли свою фантазию в пределах тех образов, которые интересны каждому полу соответственно, что подтверждает теорию, описанную в психолого-педагогической литературе. Девочки аккуратнее, исполнительнее, внимательнее, больше уделяют внимания деталям, стараются подробнее и красочнее описывать воображаемые события, но мыслят не так креативно, как мальчики. По этому поводу нужно отметить, что мальчики хуже ориентируются в заданной ситуации, больше сосредотачиваются на своих мыслях и фантазиях, которые соответствуют их интересам, хуже приспосабливаются к предложенным извне условиям.
Девочки пластичнее, быстрее перестраивались и подстраивались к условиям, которые им предлагал взрослый, но менее творчески подходили к выполнению задания, стараясь быстрее и точнее его выполнить. Девочки больше переживали о том, как их оценит взрослый.
Для развития воображения у детей необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Успех в развитии воображения ребенка тесно связан с креативностью самого педагога, его творчеством.
Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.
Существенно значимо создание атмосферы сотворчества в процессе педагогического общения, которая стимулирует творческие проявления детей. Социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду являются, по мнению психологов, важным фактором в развитии творческого воображения ребенка.