Статья:

Изучение воображения у детей дошкольного возраста

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Носова Л.А. Изучение воображения у детей дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 73-79.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение воображения у детей дошкольного возраста

Носова Лариса Александровна
ст. преподаватель центра дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «Брянский институт повышения квалификации работников образования», РФ, г. Брянск

 

В связи с введением Федерального государственного образова­тельного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (далее – стандарт) … развитие воображения дошкольников и, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др., креативности как ведущего свойства личности) является одним из приоритетных направлений в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.

«Развитие воображения, творческого потенциала дошкольников – центральная задача дошкольного образования, но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, сколько как универсальную способность. Развитие воображения - не панацея, а способ не иметь многих проблем. Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными.

Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего – к самим себе. Развитие воображения – важнейший залог формирования у ребенка готовности к школе» [2].

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Начиная со второй половины 20 века, началось мощное экспери­ментальное изучение воображения среди западных психологов. Так, функция воображения, как построение, создание образов, была сформулирована главной человеческой способностью. При этом роль данной функции в творческом процессе оценивалась на уровне роли знания и суждения в рациональном познании. В этот период Дж. Гилфорд и его ученики выдвинули теорию творческого интеллекта.

Определение особенностей воображения является одной из наиболее сложных проблем в психологии и педагогике. А.Я. Дудецкий определил к концу века, что существует около 40 определений воображения, на сегодняшний день определений воображения гораздо больше [3].

А.В. Брушлинский полагает, что традиционные определения вообра­жения как процесса создания новых образов сводят этот процесс к твор­ческому мышлению, к оперированию представлениями и полагает, что это понятие вообще пока излишне в современной науке [1].

С.Л. Рубинштейн отмечал: «Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с чело­веческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое» [5].

А.Г. Маклаков трактует воображение как процесс преобразования представлений, в котором отражается реальная действительность, и на этой основе создаются новые представления» [4].

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Воображение может быть нескольких видов:

· пассивное, которое делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия) и характеризуется нереальным, мнимым удовлетворением какой-либо потребности или желания, его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;

· активное воображение, которое включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее и близкое к этим видам воображения – эмпатию, характеризуется тем, что, поль­зуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Значение воображения в дошкольном возрасте велико.

Воображение ребенка изначально и постоянно связано с действи­тельностью. Происхождение и функционирование воображения детерми­нировано развивающейся деятельностью ребенка-дошкольника, и прежде всего игровой. Воображение носит активный, направленный характер, будучи изначально связано с развитием мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Для изучения воображения у дошкольников используют такие методы, как наблюдение за дошкольником, беседы с ним, анализ продуктов его деятельности, также проводят диагностику с помощью специальных методик.

Для проведения эмпирического исследования уровня развития воображения у детей дошкольного возраста и определения особенностей развития воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста нами были использованы две методики: тест «Свободный рисунок», предложенный авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и методика «Где чье место?», предложенная Кравцовой Е.Е. Исследо­вание проводилось на базе МБДОУ д/с № 120 «Семицветик» г. Брянска, группа детей включала в себя 10 мальчиков и 10 девочек старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучить уровень развития воображения у детей дошкольного возраста.

Изучив и проанализировав литературу по данной теме, была выдвинута гипотеза – воображение у детей дошкольного возраста разного пола имеет свои особенности, у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста будут наблюдаться различия в уровнях и характеристиках развития воображения.

Практическая значимость – полученные данные исследования могут быть использованы в деятельности психолога, воспитателя, музыкального руководителя и др. для повышения эффективности работы специалистов дошкольных образовательных организаций и улучшения качества предоставляемых образовательных услуг.

Проанализировав результаты выполнения методики «Где чье место?» в группе девочек старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что из 10 испытуемых:

· высокий уровень воображения имеют 40 % испытуемых;

· средний уровень у 50 % испытуемых;

· низкий уровень развития воображения показали 10 % испы­туемых.

Проанализировав результаты выполнения методики «Где чье место?» в группе мальчиков старшего дошкольного возраста, мы приходим к выводу о том, что из 10 испытуемых:

· высокий уровень воображения у 20 % испытуемых;

· средний уровень имеют 40 % испытуемых;

· низкий уровень развития воображения наблюдался у 40 % испы­туемых.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

· 40 % девочек и 20 % мальчиков старшего дошкольного возраста отличаются высоким уровнем развития воображения. Такие дошкольники связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет, придумывают истории для объяснения своих действий;

· 50 % девочек и 40 % мальчиков обладают средним уровнем развития воображения. Такие дети старшего дошкольного возраста правильно выполняют задание, пытаясь объяснить свой выбор. Однако объяснения не носят характер придуманных историй или рассказов, а опираются на факты из жизни ребенка, либо на его сведения об окружающем мире;

· 10 % девочек и 40 % мальчиков отличаются низким уровнем развития воображения. Большинство старших дошкольников данной категории правильно расставляют фигурки по своим обычным местам, и могут логично объяснить, почему данная фигура должна находиться именно в данном месте, но на необычные места фигурки не ставят. При попытке взрослым переставить фигуры, дети либо спорили и ставили фигурки на место, либо не могли придумать никаких объяснений.

Если сравнивать развитие воображения у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по итогам методики «Где чье место?» можно проследить отличия, которые связаны с тем, что у девочек в целом воображение развито лучше, чем у мальчиков. Девочки быстрее шли на контакт с педагогом и понимали, какое задание им необходимо выполнить, у них лучше развита речь, объяснения девочек были более красочны, необычны. Они с удовольствием выполняли задание, чаще задумывались, придумывали сюжеты, очень старались больше рас­сказать, задавали вопросы и с удовольствием принимали правила игры.

Мальчики чаще испытывали затруднения в выполнении задания, не сразу понимали, что от них хотят, меньше проявляли интерес к занятию и, больше времени требовалось на установление контакта между детьми и педагогом. Мальчикам было труднее объяснить свой выбор, даже если они красочны, не отличались особым разнообразием, мало было единых сюжетов в рассказах детей. Мальчики, в отличие от девочек, чаще отвлекались, были менее внимательны и не очень старались выполнить задание.

Сюжет на картинке был более близок и интересен девочкам: дом, ребенок в коляске, домашние животные, фруктовый сад, уютный двор – все это больше входит в круг интересов именно девочек, а не мальчиков. Может именно поэтому мальчишки хуже воображали себе какие-то новые сюжеты в данных декорациях. Явно опыт девочек и знания были гораздо шире. Исполнительность, внимательность к мелочам и мелким деталям, прилежность девочек тоже сыграли свою роль.

В следующем тесте «Свободный рисунок», предложенном авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, у детей была возможность действовать полностью в круге своих личных интересов и фантазий, они могли рисовать то, что им хочется, что им интересно.

Сложнее было то обстоятельство, что дети меньше общались с педагогом до выполнения задания, можно было только надеяться, что они правильно его поняли. Хотя по рисункам этого сказать нельзя. Большая часть детей рисовала уже знакомых персонажей и предметы, сюжеты не отличались неожиданностью, необычностью, яркостью и красочностью.

В исследовании участвовали 10 девочек и 10 мальчиков старшего дошкольного возраста. Детям предложили придумать что-нибудь необычное и изобразить это в рисунке.

Проанализировав результаты выполнения теста «Свободный рисунок» в группе девочек старшего дошкольного возраста, мы приходим к выводу о том, что вся группа девочек набрала 66 баллов, из 10 испы­туемых:

·      высокий уровень воображения имеют 30 % испытуемых;

·      средний уровень у 70 % испытуемых;

·      низкий уровень развития воображения показали 0 % испытуе­мых.

Проанализировав результаты выполнения теста «Свободный рисунок» в группе мальчиков старшего дошкольного возраста, мы приходим к выводу о том, что вся группа мальчиков набрала 63 балла, из 10 испытуемых:

·      высокий уровень воображения имеют 10 % испытуемых;

·      средний уровень у 80 % испытуемых;

·      низкий уровень развития воображения показали 10 % испытуе­мых.

Уровень воображения девочек немного выше уровня воображения мальчиков одного и того же возраста. Причем, высокого уровня у девочек больше на 20 %, а среднего больше у мальчиков на 10 %, низкого у девочек вообще нет, а у мальчиков – 10 %.

В этом задании мальчики уже намного лучше рассказывали о своих фантазиях, они использовали свой опыт, персонажей из любимых книжек и мультфильмов, правда, рассказывали лучше, чем рисовали. Детям явно не хватало времени и умения рисовать, то, о чем они говорили, им было достаточно трудно воплотить в рисунке. Идеи мальчиков были несколько даже интереснее и разнообразнее, чем у девочек: планшет, газонокосилка, волшебная радуга, монстрики, домик из травы и т. д.

У девочек все было проще, но немного качественнее. Они быстрее рисовали, аккуратнее и ярче раскрашивали, но необычных персонажей и событий было меньше.

Дети обоих полов проявляли свою фантазию в пределах тех образов, которые интересны каждому полу соответственно, что подтверждает теорию, описанную в психолого-педагогической литературе. Девочки аккуратнее, исполнительнее, внимательнее, больше уделяют внимания деталям, стараются подробнее и красочнее описывать воображаемые события, но мыслят не так креативно, как мальчики. По этому поводу нужно отметить, что мальчики хуже ориентируются в заданной ситуации, больше сосредотачиваются на своих мыслях и фантазиях, которые соответствуют их интересам, хуже приспосабливаются к предложенным извне условиям.

Девочки пластичнее, быстрее перестраивались и подстраивались к условиям, которые им предлагал взрослый, но менее творчески подходили к выполнению задания, стараясь быстрее и точнее его выполнить. Девочки больше переживали о том, как их оценит взрослый.

Для развития воображения у детей необходимо наличие опреде­ленных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятель­ности.

Успех в развитии воображения ребенка тесно связан с креативностью самого педагога, его творчеством.

Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитан­ником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.

Существенно значимо создание атмосферы сотворчества в процессе педагогического общения, которая стимулирует творческие проявления детей. Социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду являются, по мнению психологов, важным фактором в развитии творческого воображения ребенка.

 

Список литературы:
1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. -3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 406 с. – (Психологи России).
2. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций/ сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. – 384 с. 
3. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества: цикл лекций спецкурса для студентов пед. ВУЗа и учителей общеобразова-тельной школы. Смоленск: изд-во смоленского гос. пединститута им. К. Маркса, 1974. – 153 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / А.Г. Маклаков. – Санкт – Петербург (и др.): Питер. 2013 – 582 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. (Серия "Мастера психологии").