Статья:

Роль адаптивного туризама в развитиидвигательных качеств взрослых с ОВЗ

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Жнивина А.С. Роль адаптивного туризама в развитиидвигательных качеств взрослых с ОВЗ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 51-55.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль адаптивного туризама в развитиидвигательных качеств взрослых с ОВЗ

Жнивина Анастасия Сергеевна
магистрант ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» РФ, г. Кострома

 

THE ROLE OF ADAPTIVE TOURISM IN THE DEVELOPMENT OF THE MOTOR QUALITY OF ADULTS WITH HIA

 

Anastasia Zhnivina

graduate student FGBOU V «Kostroma State University», Russia, Kostroma

 

Аннотация. В статье представлен анализ сущности понятия адаптивного туризма, рассматриваются разные подходы к исполь­зованию адаптивного туризма как средства развития двигательных качеств взрослых с ОВЗ, физического воспитания, расширения границ жизненного пространства; дается характеристика целей, задач, методов и форм организации адаптивного туризма со взрослыми с ОВЗ, опре­деляется роль адаптивного туризма в развитии двигательных качеств взрослых с ОВЗ.

Abstract. The article analyzes the essence of the concept of adaptive tourism, examines different approaches to the use of adaptive tourism as a means of developing the motor qualities of adults with HIA, physical education, expanding the boundaries of living space; describes the goals, objectives, methods and forms of organizing adaptive tourism with adults with HIA, determines the role of adaptive tourism in the development of the motor qualities of adults with HIA,

 

Ключевые слова: адаптивный туризм; взрослые с ОВЗ; двига­тельные качества; туристическая группа; туристические мероприятия.

Keywords: adaptive tourism; adults with HIA; driving qualities; tourist group; tourist activities.

 

Одной из главных задач реализации системы мер социальной поддержки лиц с ОВЗ со стороны государства и общества, является организация реабилитационной и абилитационной работы, обеспечение доступной среды, позволяющей осваивать лицам с ОВЗ окружающий мир, развивать двигательные качества (А.М. Ахметшин, А.И. Красильникова, Е.Г. Макарова и др.).

Основные проблемы развития двигательных качеств у лиц с ОВЗ связаны с имеющими нарушениями функций организма, возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями. При организации систематических физических занятий, упражнений, игр, возможно даже у взрослых с ОВЗ добиться значительного улучшения психофизического развития (С.Л. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, Л.В. Сунгатова и др.).

Одним из средств развития двигательных качеств у взрослых с ОВЗ (координации, точности, равновесия и др.) является адаптивный туризм.

В исследованиях А.М. Ахметшина, Е.В. Ляшко, Е.Г. Макаровой, А.М. Мишлаковой, Е.А. Сигида и других ученых выделяются следующие признаки адаптивного туризма.

1) Прежде всего адаптивный туризм реализует проблемы лиц, имеющих особые потребности в туристских услугах, связанные как с условиями и возможностями туристской деятельности, так и специ­фикой самих потребностей.

2) В отличие от массового (общего) данный вид туризма по своему воздействию носит строго индивидуальный характер и должен проходить с участием специально подготовленных профессионалов.

3) Адаптивный туризм предполагает наличие специализированного (медицинского, социального, психологического и др.) комплекса туристского сопровождения [9, с. 60].

Цель адаптивного туризма для лиц с ОВЗ - способствовать решению задач, предоставления равных возможностей для лиц с особыми потребностями в туристских услугах, с целью полноценной их интеграции в общество [7, с. 57].

Адаптивный туризм позволяет создать мотивацию у взрослых с ОВЗ для достижения поставленной общей цели туристической группы – прохождения маршрута; для проявления нравственно-этических, волевых качеств поведения в трудных, иногда, экстремальных ситуаций; для развития двигательных качеств, развития координации, силовой и скоростной выносливости и др. [1, с. 11].

Состояние борьбы с трудностями формирует повышенный уровень мобилизации и готовность к их преодолению. Решение в составе тур­группы функциональных задач различного типа развивает у взрослых с ОВЗ способность к конструктивному взаимодействию, повышает уровень адаптивных возможностей. Соответственно повышаются самооценка и уровень притязаний, формируется более терпимое отношение к своему дефекту [10, с. 604].

В ходе исследования, проведенного на базе Костромской областной общественной молодёжной организация инвалидов «Белый дельфин», была разработана программа адаптивного туризма для взрослых с ОВЗ, целью которой было включение молодых людей с нарушением развития различных функций в коллективную туристскую деятельность, расширение круга их общения, их психологическая мобилизация, повышение жизненной активности, развитие навыков самообслуживания, двигательных качеств.

Задачи программы адаптивного туризма для взрослых с ОВЗ включали:

·      Получение знаний, необходимых для туристов;

·      Развитие двигательных качеств, ведение здорового образа жизни;

·      Расширение опыта межличностного взаимодействия, совер­шенствование коммуникативных навыков;

·      Формирование навыков самообслуживания, ориентирования в окружающей среде.

Решение задач осуществляется через организацию различных мероприятий.

Так, содержание и формы реализации программы адаптивного туризма включают ознакомление взрослых с ОВЗ с жизнью в лагере (организация питания, жизни; первичный коллектив, в котором решаются воспитательные задачи и развиваются навыки жизни в лесу, навыки взаимопомощи), исследовательские экспедиции (развитие познава­тельных интересов, навыков проживания в лесу, взаимопомощи), благоустройство территории.

Для развития двигательных качеств предусмотрены ежедневные зарядки, физкультурные занятия, прогулки, спортивные соревнования, ориентирование на местности, спортивные и подвижные игры, плаванье и др.

Для развития коммуникативных навыков, межличностных отношений запланированы совместные мероприятия (вечерние коллективные творческие дела, вечера песни, спортивные состязания, подвижные игры, выпуск стенгазеты и др.).

Большое внимание в программе адаптивного туризма для взрослых с ОВЗ уделяется развитию у них навыков самообслуживания, в том числе: обучение устройству и оборудованию лагеря, приготовления группой обеда, укладке рюкзака, оборудованию привалов, участию в дежурствах и др.

Таким образом, включение в программу адаптивного туризма для взрослых с ОВЗ зарядок, физкультурных занятий, прогулок, спортивных соревнований, ориентирования на местности, спортивных и подвижных игр, плаванья, различных видов творческих деятельности, заданий по самообслуживанию положительно влияет на совершенствование двигательного опыта взрослых с ОВЗ, что позволяет рассматривать адаптивный туризм как эффективное средство развития двигательных качеств у взрослых с ОВЗ.

Реализация различных видов деятельности программы адап­тивного туризма позволяет расширить двигательный опыт у взрослых с ОВЗ, создать мотивацию к саморазвитию, к совершенствованию двигательных качеств.

 

Список литературы:
1. Ахметшин А.М. Реабилитационный туризм в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ/ А.М. Ахметшин // Адаптивная физическая культура. - № 4. – С. 7-12.
2. Евсеев С.Л. Адаптивная физическая культура /С.П. Ев¬сеев // Физкультура и спорт. – 2012. – № 5. – С. 31-36.
3. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности/ С.А. Каалашникова // Молодой ученый. – 2016. – № 8. Т. 2. – С. 84-87.
4. Красильникова Е.И. Лечение и реабилитация взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xnp1ai/projects/6547.
5. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре/ С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев. – М.: Издательство: Советский спорт, 2004. – 112 с.
6. Лукьянова И.Е. Адаптивная коррекционно-развивающая среда как компонент программы развития высших психических функций лиц с ограниченными возможностями здоровья/ Е.И. Лукьянова // Специальное образование. – 2017. – № 2. – С. 47-52.
7. Ляшко Е.В. Адаптивный туризм: проблемы и перспективы развития // Социс – 2013. – № 4 – С. 57-58.
8. Макарова Е.Г. Преодолеть себя: туризм для детей с ОВЗ / Е.Г. Макарова. – М.: Школа–Пресс, 2009. – 112 с.
9. Сигида Е.А. Адаптивный туризм - социальное направление развития туристских услуг/ Е.А. Сигида// Специальное образование. – 2014. – № 4. – С. 57-62.
10. Сунагатова Л.В. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов/ Л.В. Сунагатова, У.А. Марченкова// Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 603-607.