Факторы и детерминанты совладающего поведения (по результатам эмпирических исследований)
Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Психология развития, акмеология
VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Факторы и детерминанты совладающего поведения (по результатам эмпирических исследований)
FACTORS AND DETERMINANTS OF CONDUCTING BEHAVIOR (from the results of empirical research)
Natalia Borisova
postgraduate MSUPE, practical psychologist Russia, Moscow, Moscow State University of Psychology and Education
Аннотация. В статье дается краткий обзор эмпирических исследований, посвященных выявлению связи разных характеристик личности и стилей совладающего поведения в разные периоды взрослости.
Abstract.The article gives a brief overview of empirical studies devoted to revealing the connection between different personality characteristics and styles of coping behavior in different periods of adulthood.
Ключевые слова: совладающее поведение; копинг; копинг-стратегии; стресс; личностные факторы.
Keywords: coping behavior; coping; coping strategies; stress, personal factors.
Исследователи копинг-поведения, изучая связи взросления и совладания (копинга), признают, что пока ясного представления о них не получено. На рубеже XX—XXI вв. практически не было исследований на тему, «насколько помогает и помогает ли, вообще, взросление лучше справляться со стрессом и жизненными трудностями» [4].
В настоящее время приняты две модели (недостаточно подтвержденных эмпирически). Согласно первой (опирающаяся на труды К. Юнга, Э. Эриксона, Л. Гуттмана), в процессе взросления копинг-стратегии совершенствуются и копинг-поведение становится более успешным. Д. Гуттман по результатам кросскультурных исследований 1970—80-х гг. сделал вывод, что «индивиды склонны от активного копинга в ранней взрослости переходить к пассивному копингу и к форме «магического мастерства (овладения)», начиная с возраста 50 лет» [4].
В рамках этой модели в связи с влиянием так называемого «эффекта когорты» предлагается сравнивать группы испытуемых, принадлежащих разным поколениям. Предполагается, что в силу принадлежности к возрастной группе представители разных поколений будут выбирать разные стратегии совладания » [4].
В другой (феноменологической, ситуационной) модели (Р. Лазарус, С. Фолкман, Р. МакКре, П. Коста), копинг-стратегии оценивают, исходя из контекста и требований самой стрессовой ситуации. При этом возраст может оказывать влияние на оценку ситуации и выбор копинг-стратегии личностью, но не обусловливает адаптивное и эффективное совладающее поведение.
Успехи эмпирических исследований совладающего поведения в России были во многом связаны с оригинальными теоретическими разработками в области клинической психологии (Василюк, Ташлыков, Сирота, Ялтонский, Анцыферова, Бодров, Нартова-Бочавер, Карвасарский, Либина, Либин, Муздыбаев, Крюкова, Никольская и др.)» [10].
С начала XXI возросло число исследований по психологии совладающего поведения в рамках других специальностей («Психология развития, акмеология», «Социальная психология»): психология совладающего поведения в разные периоды жизни (Крюкова, Замышляева); детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение в семье (Сапоровская, Куфтяк, Гущина, Голубева); совладающее поведение работников разных профессий (Крюкова, Гурьянова); связи между личностными показателями и процессами преодоления стресса (Анцыферова, Бодров). Исследования Л. И. Анцыферовой и В. А. Бодрова выявили, что интернальный локус контроля ассоциируется с большим использованием активных, направленных на работу стратегий [1]. «Экстраверсия и нейротизм также связаны с конкретными моделями преодоления: высокая экстраверсия и низкий нейротизм предопределяют использование стратегий, которые считаются более эффективными» [2].
На базе КГУ им. Н. А. Некрасова создано авторитетное психологическое сообщество, изучающее совладающее поведение в разных аспектах: стресс и копинг в профессиональной деятельности; групповые, межгрупповые и кросс-культурные аспекты совладающего поведения; личность и совладание [6, 7, 8]. По результатам исследований получены можно говорить, что «в качестве ресурсов могут выступать не только личностные качества разного уровня, но и социальные отношения и группы, к которым принадлежит субъект» (Крюкова, Петрова (Дорьева), Хазова) [9].
Изучению личностных детерминант совладающего поведения на разных стадиях психологического стресса (зарождение, развитие, проявление и преодоление) на сегодняшний день посвящено немало исследований. По их результатам можно считать, что, то как человек реагирует, воспринимает и оценивает стрессовую ситуацию обусловлено «совокупностью свойств и качеств индивида, от которых зависит тип индивидуально-поведенческой реакции человека, характер доминирующей поведенческой (рабочей) активности в этих условиях» [2]. Личностные характеристики при этом рассматриваются как общие психологические категории регулятивных, когнитивных и коммуникативных функций, и существуют тесные связи между возрастными и половыми характеристиками субъекта совладания и выбором стилей совладания (снижение числа непродуктивных стратегий в процессе взросления, предпочтение социально-ориентированных стратегий у женщин) (Т. Л. Крюкова).
В 1996 г. С. Страк и Г. Файфель в подробном обзоре (30 срезовых и 2 лонгитюдных) исследований возрастных изменений копинга, проведенных в 70—90-е гг. XX в. пришли к следующим выводам: 1) возрастные различия в совладающем поведении в ситуациях ежедневных жизненных трудностей и болезней существуют; 2) определить точно силу и направление связей копинга с возрастом пока не удалось, по причине разброса в выборках, инструментах измерения и самих стрессовых ситуаций, используемых исследователями; 3) некоторые исследователи отмечают положительную связь увеличения использования проблемно-ориентированного копинга и возраста, а некоторые отрицают эту связь; 4) «люди всех возрастов используют разнообразные стратегии, совладая со стрессом, и многие предпочитают решение проблемы всем другим тактикам» [3].
По результатам эмпирических исследований, нет копинг-стилей адаптивных во всех сложных ситуациях, но есть факты, подтверждающие, что некоторые копинг-стили продуктивнее других. Эти стили могут быть детерминированы определенными личностными чертами. Зарубежные авторы чаще исследуют личностные конструкты так называемого «среднего» уровня (оптимизм, самоэффективность, локус контроля, черты, связанные с достижениями) [4].
Другие качества, рассматриваемы в качестве компонентов рефлексии и саморегуляции (самоотношение, локус контроля, СЖО) положительно связаны с проблемно-ориентированным стилем. Напротив, личностные качества, не помогающие лучшей адаптации (депрессия, личностная тревожность, одиночество, пессимизм), не способствуют выбору проблемно-ориентированного стиля совладания, а «обслуживают» другие стили (эмоционально-ориентированный, избегание и отвлечение).
В целом, исследования Т.Л. Крюковой подтвердили результаты и выводы зарубежных исследований копинга, что диспозиционный фактор совладания (т.е. личностные черты) в большей степени влияет на выбор эмоционально-ориентированного стиля: 1) наиболее значимы сложные личностные детерминанты совладающего поведения, имеющие субъектную направленность и смысл (параметры самоотношения, уровня субъективного контроля, СЖО), что объясняется тем, что «именно они обеспечивают или препятствуют способности человека прямо воздействовать на стрессор, решая проблемы трудной жизненной ситуации» [4]; 2) по копинг-стилю избегание получены противоречивые результаты связи с личностными переменными, и его выбор определяется противоречивыми же качествами (эмпатией, личностной тревожностью, одиночеством, ослабленными саморуководством, негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления); 3) сравнение взимосвязей личностных характеристик с копинг-стилями в двух возрастных группах (взрослые и подростки) выявило, что у подростков они менее выражены и более противоречивы; 4) определенные стили совладания не всегда детерминированы личностными качествами, и объяснения этому пока нет, и часто человек пользуется своими возможностями и ресурсами только при высоком уровне стресса [3].
В заключение следует отметить важность проведения эмпирических исследований по изучению факторов и детерминант совладающего поведения в разные периоды взрослости, так как знание закономерностей развития и преодоления стрессовых ситуаций и выявление предпосылок для прогнозирования поведения человека в условиях стресса позволит планировать работу по профилактике и коррекции трудностей в этот период жизни.