Статья:

ДЕТЕРМИНАНТЫ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТЫ КОМПУЛЬСИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Конференция: XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Токмазова Е.Я. ДЕТЕРМИНАНТЫ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТЫ КОМПУЛЬСИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(97). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕТЕРМИНАНТЫ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТЫ КОМПУЛЬСИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Токмазова Елена Яннисовна
студент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние социальных условий на формирование личности, особенно феномен созависимости, приводящий к утрате собственной идентичности. Анализируются виды зависимого поведения (наркотическая, игровая, пищевая аддикции), их психологические механизмы и роль детско-родительских отношений. Также выделяются ключевые факторы риска: стрессоустойчивость, наследственность и социальная среда.

 

Ключевые слова: зависимое поведение; зависимость; аддиктивное поведение; аддикция; социализация личности; детско-родительские отношения; психологическая автономия; стрессоустойчивость; социально-психологические факторы.

 

Окружающие условия оказывают существенное влияние на развитие личности и закрепляют, и поддерживают в ней те или иные особенности, благодаря различным условиям существования. Известно, что одной из особенностей социализации человека является не только усвоение социального опыта, но и преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации.

Созависимый начинает переживать потребности другого как свои собственные, забывая о том, что перед ним другой человек, воспринимая его радости и беды как свои собственные, как бы забывая о себе. И в результате теряется «самость». Эти параметры истины окружающего мира, истины как таковой, находятся вне их воли, силы и досягаемости, потому картина реальной жизни у них уже искажена.

Человек теряет интерес к жизни, потому что он не живет этой жизнью; он не может принимать решения, потому что он не знает чего же в действительности хочет; если трудности возрастают, его может захлестнуть ощущение нереальности – обостренное выражение его постоянного состояния, где он не реален для самого себя. Чтобы понять это состояние, нужно осознать, что пелена нереальности, окутывающая внутренний мир, имеет тенденцию распространяться и на внешний мир.

Картина реальной жизнедеятельности индивида при этом искажается, а также исчезают возможности для конструктивной постановки многих насущных проблем. В различных работах называются разные критерии для диагностики этого явления. Все они так или иначе отражают общую направленность, отраженную в определениях понятия. Здесь мы приводим наиболее часто встречающиеся в литературе критерии для диагностики:

– длительная трата душевных сил на возможность контролировать и себя и других в неблагоприятных серьезных ситуациях;

– предполагаемая ответственность за нужды других, исключая свои собственные;

– представления о своих ценностях вообще не участвуют в процессе взаимодействия;

– человек не только переживает за другого, но и думает о его благополучии;

– тревожность и искажение понятий близости и разлуки;

– запутанность отношений с людьми, страдающими расстройством личности, наркоманами и алкоголиками;

– проявление по крайней мере трех признаков из следующих:

– чрезмерная уверенность в отвержении –подавление эмоций (с или без драматических вспышек);

– депрессия;

– переживание образа чужих ценностей как своих собственных, забывая о себе;

– страх, тревожность, боль не за себя, а за другого;

– злоупотребление алкоголем или наркотиками;

– периодическая жертва физического или сексуального надругательства;

– связанное со стрессом, медицинское заболевание.

Мнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко распространено среди людей в условиях идеологически искаженной культуры. По сути, это мнение и есть признак поведения созависимого человека. Из любви равноправной он превращает её в самоуничтожающую, в любовь–поклонение, в любовь–отождествление. Человек, любящий так другого, утрачивает себя как личность, теряет вместо того, чтобы приобретать.

На основании различных описаний поведенческих проявлений этого феномена можно сделать вывод, что созависимые люди принимают на себя определенные социальные роли и действуют по определенным жизненным сценариям.

Можно предполагать существование единого и универсального механизма патологического зависимого поведения. Видимо, в процессе социализации и с участием врожденных и приобретенных церебральных отклонений происходит становление черт зависимой личности. Не исключено, что важную роль здесь играет обретение или необретение «опыта разлуки», возникающего в детском возрасте, и некоторых психофизиологических механизмов, приводящих к инфантилизму, повышенной внушаемости и психической ригидности. Процесс же формирования конкретного клинического варианта расстройств зависимого поведения (наркотического, игрового, пищевого, сексуального, религиозного) во многом стихиен. Предположительно, зависимая личность создает каркас, на который нанизываются зависимости–фетиши. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми.

1) межличностная зависимость определяется как первичное психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии.

2) основы межличностной зависимости закладываются еще с раннего детства. В этот период происходит установление связи между матерью и ребенком, которая служит основой доверия и его развития. Если что–то мешает процессу объединения с матерью, то ребенок может стать зависимым и впоследствии испытывать трудности с доверием.

3) чаще всего в зависимых взаимоотношениях люди следуют определенным типам поведения (ролям), которые преследуют цель сохранения баланса межличностной зависимости в отношениях.

4) одним из факторов возникновения межличностной зависимости является уязвимость личностной организации, связанная с дефектами в сфере аффективной регуляции и трудностями в аффективной защите, самооценке, которые проявляются, как неспособность человека проявлять заботу о себе и контролировать свои импульсы, проблемы переживания своего «Я», дифференциации «Я» и внешних объектов [1].

Большое количество исследований свидетельствует о том, что поведенческие зависимости во многих областях напоминают пристрастия к веществам, в том числе по происхождению, феноменологии, толерантности, генетической предрасположенности, нейробиологическим механизмам и реакции на лечение. Однако в настоящее время недостаточно данных, чтобы утвердить какую–либо одну классификацию поведенческих зависимостей. При этом классификация поведенческих зависимостей или импульсивных расстройств могла бы иметь существенное значение для разработки усовершенствованных стратегий их профилактики и лечения. На данном этапе развития исследований выделяют такие типы поведенческих зависимостей, как:

– интернет–зависимость;

– зависимость от азартных игр;

– зависимость от мобильных устройств;

– сексуальная зависимость;

– трудоголизм;

– зависимость от занятия спортом;

– межличностная зависимость;

– пищевая зависимость;

– зависимость от бьюти–процедур;

– шоппинг–зависимость и др.

Аддикция становится способом бегства от реальной жизни, с направленностью личности к одному из видов активности (деятельности или употребления веществ).

Существует четыре вида «бегства» от реальности: бегство в тело, бегство в работу, бегство в контакты или одиночество, бегство в фантазии.

Стоит отметить важность изучения поведенческих зависимостей на примере социально одобряемых аддикций.

С позиции отечественной и зарубежной психологии истоки механизмов зависимого поведения, какую бы форму зависимости они не провоцировали, лежат в основе детско – родительских отношений.

Часто вместо телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ставится вещь: соска–пустышка, бутылочка с едой или питьем. Неживой объект «помогает» ребенку справиться со своими переживаниями психологического дискомфорта и заменяет человеческие отношения. Именно в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносит на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни». Все это может спровоцировать возникновение химических и нехимических типов зависимого поведения в будущем [3, с.78]. В алкогольных семьях, где проблема отрицается, замалчивается, тема зависимости табуируется, ребенок учится отрицать свои чувства и искать компенсацию фрустрированных потребностей в чем–то другом, не в отношениях.

Психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру, в данном случае наркотики выполняют следующие жизненно важные для подростка функции: поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей; формируют чувство принадлежности к группе, а также среду неформального общения; дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей; помогают регулировать эмоциональное состояние; реализуют креативный потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами». [2].

К социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести:

1 развитие технологий в области медицины, а также появление новых соблазнов в выборе продуктов питания;

2 неэффективная борьба с торговлей наркотиками и другими запрещенными веществами;

3 снижение интенсивности контакта между людьми. Психофизиологические факторы.

Особую значимость в формировании зависимого поведения имеют психофизиологические особенности человека и типологические особенности нервной системы, тип характера, стрессоустойчивость, невротическое развитие личности.

Не менее важны и индивидуальные особенности конкретной личности. В рамках индивидуальных различий прежде всего следует отметить половую избирательность зависимого поведения. Например, пищевая аддикция более характерна для женщин, гэмблинг чаще встречается у представителей мужского пола. В ряде случаев можно говорить также о действии возрастного фактора [2].

Предметом многих дискуссий является вопрос о наследственности зависимого поведения. Но гипотеза наследственной предрасположенности к зависимому поведению не объясняет ряд фактов. Например, современные подростки употребляют наркотики или алкоголь независимо от склонности их родителей; зависимое поведение может формироваться в любой семье, и на это влияет множество семейных факторов. Поэтому целесообразно рассматривать семейную предрасположенности к зависимому поведению, а не генетическую.

Ряд исследований посвящен изучению связи между невротическим развитием и аддиктивным поведением личности. Например, пищевые и сексуальные аддикции настолько часто сочетаются с невротическими симптомами, что некоторые авторы рассматривают их как психосоматические или невротические расстройства.

Cуществует еще один важный фактор, влияющий на поведение личности, которым является выступать стрессоустойчивость. В последние годы за рубежом и в России развивается взгляд на аддиктивное поведение как на следствие сниженной способности личности справляться со стрессом [2]. Вероятно, что зависимое поведение возникает при нарушении механизмов совладания со стрессом. Исследования свидетельствуют о различиях в копинг–поведении здоровых и зависимых людей. [2].

Таким образом, учеными предложено множество теорий и гипотез по поводу природы зависимого поведения. Однако очевидно, что зависимое поведение – многофакторное явление, и особое место в системе его детерминант занимают социально–психологический и личностный факторы.

 

Список литературы:
1. Жариков, Н. М. Психиатрия / Н. М. Жариков, Ю. Г. Тюльпин. – М., 2000;
2. Змановская, Е. Девиантология: учеб. пособие для студ. вузов / Е. Змановская. – 2–е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – С. 178–210;
3. Кляйн, М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / М. Кляйн. – СПб., 1997. – 96 с.