Статья:

Использование метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента в работе психолога.

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Психология

Выходные данные
Ахатова А.Е., Сабирова Р.Ш. Использование метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента в работе психолога. // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 1(10). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента в работе психолога.

Ахатова Айгерим Ерденовна
магистрант Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова, Республика Казахстан г. Караганда
Сабирова Райхан Шахышевна
кандидат психол. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии КарГУ имени Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда

 

Аннотация. Метафорические ассоциативные карты — это проективная методика работы, где в одной и той же иллюстрации разные люди видят совершенно разные ситуации и явления, обнару­живают порой диаметрально противоположные смыслы. В нашей работе нас заинтересовал вопрос о том, можем ли мы использовать данный психологический инструмент как часть арт-терапевтической работы.

 

Ключевые слова: Метафорические ассоциативные карты (МАК); проективная методика; арт - терапия; копинг стратегии; флексибельность.

 

Метафорические ассоциативные карты (МАК) появились в арсенале казахстанских психологов относительно недавно. Но при этом, даже за недолгий период их использования, многие специалисты уже успели оценить их по достоинству.

Несмотря на то, что сами карты как инструмент работы практического психолога существуют уже очень давно (более трех десятилетий), до сих пор мы можем сталкиваться с определенной методологической проблемой, проблемой определения того, чем же являются данные карты. Вы можете обнаружить огромное количество предложений по обучающим тренингам и семинарам, но с трудом найдете непосредственное определение данного инструмента в работе психолога.

Метафорические ассоциативные карты – это набор изображений, иллюстраций или даже репродукций картин, изображающих людей, их отношения, ежедневные (и редкие неожиданные) ситуации, пейзажи, животных, предметы, абстракции. В базовой колоде ОН – card помимо изображений присутствуют и надписи. При этом, метафорические карты внешне напоминают открытки. Задача исполь­зования той или иной карты (колоды) напрямую зависит от актуальной для клиента проблемы.

Метафорические ассоциативные карты – это проективная методика работы, где в одной и той же иллюстрации разные люди видят совершенно разные ситуации и явления, обнаруживают порой диа­метрально противоположные смыслы.

История возникновения и развития метафорических ассоциа­тивных карт подробно описана в работе В. Киршке [1], где помимо подробного исторического анализа предложены и практические способы работы с данными картами.

В нашей работе нас заинтересовал вопрос о том, можем ли мы использовать данный психологический инструмент как часть арт-терапевтической работы.

С точки зрения А.И. Копытина арт - терапия обладает рядом значимых преимуществ наряду с другими практическими подходами [2]. Исходя из этих особенностей постараемся проанализировать и мета­форические ассоциативные карты.

Одно из основных преимуществ арт-терапии состоит в том, что практически любой человек независимо от своего возраста, социального статуса и происхождения, своего жизненного и культурного опыта может участвовать в арт-терапевтической работе. Она не требует от него каких-либо специальных способностей. Это же касается и работы с метафорическими ассоциативными картами, а именно, независимо от своего пола, профессиональной деятельности, возраста – практически каждый человек может использовать данный инструмент под руководством психолога для диагностики или дальнейшей проработки значимой ситуации.

В процессе арт-терапевтической деятельности во многих случаях возникают ситуации, которые позволяют обходить «цензуру сознания». В процессе работы с метафорическими ассоциативными картами сами иллюстрации выступают в качестве некоего символа, который в безопасном и доверительном пространстве интерпретируется и принимается самим клиентом ровно настолько, чтобы не травмировать и принять информацию. Иллюстрации являются своеобразным «мостом» между психологом и клиентом.

Использование арт-терапевтической работы вызывает у людей положительные переживания и эмоции. В процессе работы с колодами МАК клиенты в процессе выстраивания положительной временной перспективы, формируют активную жизненную позицию, преодолевают апатичность, безынициативность и даже справляются с факторами прокрастинации.

Продукты арт-терапевтической работы являются объективацией эмоционального состояния, мыслей человека. Такую же функцию выполняют и те «ряды», которые выстраивает клиент в процессе работы с МАК. С учетом того, что практически все без исключения колоды могут сочетаться друг с другом в процессе работы, могут возникать целые истории, отражающие события как прошлого, так и настоящего, а при необходимости и будущего. Клиент может сфотографировать данную структуру и продолжить с ней работать уже без участия психолога, до следующей встречи.

И арт-терапия и работа с МАК является средством свободного выражения и самопознания, которые безусловно предполагают предварительное создание атмосферы доверия, безопасности и внимания к внутреннему миру человека.

И арт-терапию и работу с МАК также роднит и мобилизация уровня креативности, раскрытие внутренних резервов, механизмов самоисцеления и саморегуляции.

Несмотря на то, что практически все преимущества арт-терапевтической работы присущи и работе с МАК, мы можем найти и явное различие между ними. Арт-терапия является преимущественно средством невербального общения, работа с МАК требует постоянного вербального обсуждения чувств, мыслей и возможных действий, но данное обсуждение имеет «инсайт-ориентированный» характер. Диапазон использования работы с МАК широк и разнообразен. Безусловно их можно применять как в групповой так и в индивиду­альной работе, со взрослыми и детьми, в процессе тренингов и обучающих семинаров. У данной методики огромный ресурс использования с большим спектром задач.

К данным задачам мы можем отнести:

·      диагностика актуального состояния клиента, определение значимой ситуации, проблемного поля для работы;

·      коррекция отношений (межличностных, супружеских, детско-родительских);

·      коррекция конфликтных отношений;

·      терапия отношений;

·      реабилитационная работа;

·      диагностика и коррекция эмоциональной сферы (работа со страхами, депрессиями, стрессами, фобиями).

Работа с МАК не носит травмирующего характера для клиента, работа ориентирована на вероятностные события и мера принятия и ответственности определяется самим клиентом.

Истории, которые возникают в процессе совместной работы психолога и клиента интерпретирует самим клиентом, что даёт множество вариантов их применения – от составления личной истории до глубинного анализа, в зависимости от того подхода, в котором работает психолог.

И так как системная клиническая арт-терапия (САТ) допускает использование техник, связанных с разными системами психотерапии, которые призваны оптимизировать процессы терапевтических изменений, мы считаем допустимым использование МАК в русле арт‑терапевтических работ. Основным требованием в данной работе является соответствие выбранных колод целям арт-терапевтического воздействия [3].

Работа с МАК позволяет выявлять скрытые и явные мотивы поведения, особенности эмоциональной сферы, психологической особенности личности. Данная методика эффективна и с точки зрения снижения социально одобряемых, «правильных» ответов. Проводимая с помощью МАК работа позволяет получить комплексный анализ внутреннего мира человека. Данная методика позволяет быстро и качественно прояснить и осознать актуальные переживания клиента, его потребности, ценностно-смысловые особенности личности. В про­цессе работы с колодами МАК снижается уровень психического напряжения, уровень стресса, тревожности. При этом повышается мотивационный уровень, который способствует снятию симптомов, позволяет осознать те события, которые привели к ситуации жизненного дисбаланса. Работа с ассоциативными картами позволяет выявить внутренние ресурсы не только самого клиента, но и его ближайшего окружения. Данная методика позволяет не только освоить новые модели восприятии, но и развить более адаптивные копинг стратегии для преодоления кризисных ситуаций как в настоящем, так и в будущем [4].

Использование МАК в русле арт-терапевтических процедур позволяет достигать устойчивого терапевтического эффекта за счет проработки внутриличностных неосознаваемых конфликтов. Неодно­значность интерпретаций возникающих в ходе работы с клиентом историй позволяет повышать уровень флексибельности и креативности обратившихся за помощью к психологу, запускаются внутренние меха­низмы восстановления, которые в свою очередь помогают выстраивать индивидуальные пути выхода из сложных жизненных обстоятельств.

 

Список литературы:
1. Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. – OH Velag, 2010. – 240 с.
2. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000. – 384 с.
4. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. - СПб.: Питер, 2000. – 640 с.