Статья:

Формирование профессионально-значимых качеств личности будущих педагогов

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Кобзарева И.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущих педагогов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 76-82.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование профессионально-значимых качеств личности будущих педагогов

Кобзарева Инна Ивановна
канд. психол. наук, доцент, ГБОУ ВО СГПИ, РФ, г. Ставрополь

 

FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE TEACHERS

 

Inna Kobzareva

candidate of psychology associate Professor, GBOU IN SCPI, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ исследования сформированности профессионально-значимых качеств личности у студентов выпускных курсов бакалавриата и специалитета.

Abstract. The article presents a comparative analysis of the study of the formation of professionally significant qualities of the personality of graduate students of bachelor and specialty.

 

Ключевые слова: качества личности; профессионально-значимые качества личности будущего педагога-воспитателя

Keywords: personality qualities; professionally significant qualities of the personality of the future teacher-educator

 

Современный мир предъявляет большие требования к профес­сиональной деятельности и личности педагога. Задача высших учебных заведений, готовящих педагогические кадры, заключается в необходи­мости научить будущего учителя быть субъектом социальных отношений, осознавать свои социально-педагогические функции, определять приоритеты личностного и профессионального развития.

Личностная готовность к деятельности представляет собой сложное интегративное образование, одновременно отражающее и уровень развития профессионально важных качеств и способностей будущего специалиста, а также особенности его отношения к выбранной профессии [1].

Данная готовность рассматривается нами как проявление индивидуально-личностных качеств личности, определяющих отношение к профессиональной деятельности и обеспечивающих ее успешность выполнения.

Изучив теоретический материал, нами было проведено исследо­вание, направленное на изучение сформированности профессионально-значимых качеств личности у студентов выпускного курса бакалавриата Ставропольского государственного педагогического института, по специ­альности «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование».

Студентам было предложено дать психологический портрет идеального педагога-воспитателя. Для этого был предложен набор профессионально-важных качеств личности будущего педагога-воспитателя, состоящий из 27 качеств. Студенты должны были про­ранжировать качества личности (по степени значимости) характерные для идеального педагога-воспитателя, а затем оценить у них самих степень выраженности этих же качеств в 10 бальной системе. Полученные результаты были обработаны с помощью математических методов.

Проанализировав полученные данные, мы увидели, что большин­ство респондентов – 73 % считают самым важным профессиональным качеством идеального педагога-воспитателя «любовь к детям». В пятерку профессионально-важных качеств, по мнению студентов, также вошли: «доброжелательность к детям» – 26 %, «ответственность» – 26 %, «самообладание в стрессовых ситуациях» – 20 %, «настойчивость в осуществлении замысла» – 20 %.

Затем студентам было предложено оценить у них степень выраженности этих же качества личности. Самооценка показала, что, в большей степени у них выражены следующие качества личности: «справедливость» – 53 %, «доброжелательность к детям» – 46 %, «любовь к детям» – 40 %, «искренность в общении» – 33 %, «объективность» – 33 %, «ответственность» – 30 %.

Сравнивая полученные данные, мы увидели, что ранжируя качества личности идеального педагога-воспитателя, студенты на первое место ставят «любовь к детям» (73 %). Они считают данное качество самое важное в деятельности педагога. Однако у них самих (по их мнению) это качество развито лишь у 40 % студентов и по степени выраженности находится только на третьем месте.

По самооценке на первом месте стоит такое немало важное качество личности для педагога-воспитателя как «справедливость» (53 %).

На второе место в идеальной модели педагога-воспитателя и по результатам самооценки, студенты поставили «доброжелательность» к детям.

Это качество 26 % студентов считают необходимым в профес­сиональной деятельности педагога-воспитателя и, по их мнению, оно хорошо развито у них самих (46 %).

«Ответственность» студенты поставили на третье место в списке значимых для идеального педагога-воспитателя качеств личности (26%). По результатам самооценки данное качество стоит на пятом месте, а у них самих оно развито у 30% студентов.

На третьем месте, как мы и отмечали выше, по результатам самооценки стоит «любовь к детям».

«Самообладание в стрессовых ситуациях» и «настойчивость» в осуществлении замысла в списке ранжированных значимых для идеального педагога-воспитателя качеств личности занимают четвертое (20%) и пятое (20%) место. По результатам самооценки данные качеств личности попали в список соответственно на седьмое (15%) и шестое (15%) места.

А на четвертом месте по оценке самих студентов находятся «искренность в общении» (33%) и «объективность» (33%). Пятое место занимает такое качество личности как «ответственность» (30%).

Таблица 1.

Сравнительный анализ степени выраженности профессионально‑значимых качеств личности у идеального педагога-воспитателя и у будущих педагогов

Идеальный педагог

20

(%)

40

(%)

60

(%)

80

(%)

100

(%)

100 (%)

80

(%)

60

(%)

40

(%)

20

(%)

Реальный будущий

педагог

любовь к детям

 

 

 

73

 

 

 

53

 

 

справедливость

доброжелательность к детям

 

26

 

 

 

 

 

46

 

 

доброжелательность к детям

ответственность

 

26

 

 

 

 

 

 

40

 

любовь к детям

самообладание в стрессовых ситуациях

20

 

 

 

 

 

 

 

33

 

33

 

искренность в общении

 

объективность

настойчивость в осуществлении замысла

20

 

 

 

 

 

 

 

30

 

ответственность

 

Далее мы предложили студентам проранжировать наименее значимые качества личности характерные для идеального педагога-воспитателя.

Неважными профессиональными качествами для идеального педагога-воспитателя, по мнению студентов, оказались «умение исполь­зовать замечания и советы» – 60 %, «общественная активность» – 46 %, «осознание своей профессиональной значимости» – 26 %, «любовь к педа­гогическому труду» – 20 % и «эмоциональная восприимчивость» – 13 %.

Затем студентам было предложено оценить у них степень выра­женности наименее значимых качеств личности в 10 бальной системе.

Качества, которые наименее развиты у студентов бакалавриата (по их мнению), следующие: «общественная активность» – 46 %, «умение использовать замечания и советы» – 40 %, «быстрота реакции на изменения педагогической ситуации» – 33 %, «осознание своей профессиональной значимости» – 33 %, «любовь к педагогическому труду» – 25 %, «настойчивость в осуществлении замысла» – 15 %, «самообладание в стрессовых ситуациях» – 15 %.

Таблица 2.

Сравнительный анализ степени выраженности наименее значимых профессиональных качеств личности у идеального педагога-воспитателя и у будущих педагогов

Идеальный педагог

20

(%)

40

(%)

60

(%)

80

(%)

100

(%)

100 (%)

80

(%)

60

(%)

40

(%)

20

(%)

Реальный будущий

педагог

умение исполь­зовать замечания и советы

 

 

60

 

 

 

 

46

 

 

общественная активность

общественная активность

 

 

46

 

 

 

 

 

40

 

умение исполь­зовать замечания и советы

осознание своей профессиональной значимости

 

26

 

 

 

 

 

 

33

 

быстрота реакции на изменения педагогической ситуации

любовь к педаго­гическому труду

20

 

 

 

 

 

 

 

25

 

любовь к педаго­гическому труду

эмоциональная восприимчивость

13

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

15

настойчивость в осуществлении замысла

 

самообладание
в стрессовых ситуациях

 

Анализируя результаты исследования качеств личности по степени их выраженности у студентов бакалавриата, мы увидели, что слабо развитыми у себя качествами, а также не важными для педагогической деятельности (по их мнению) являются такие качества как «общественная активность», «любовь к педагогическому труду», «умение использовать замечания и советы». Интересен тот факт, что студенты не осознают свою «профессиональную значимость» и считают неважным качеством «быстрота реакции на изменения педагогической ситуации».

Данные, полученные в результате исследования студентов бакалавриата, мы решили сравнить с данными, полученными в ходе анкетирования студентов специалитета.

Степень выраженности качеств личности оценивалась в десяти­балльной системе, а данные представленные в работе рассматриваются как среднеарифметические.

По самооценке студентов специалитета в пятерку наиболее выраженных качеств личности будущих педагогов-воспитателей вошли такие качества личности как доброжелательность к детям (9,5 баллов), любовь к детям (9,1 балл), эмоциональная восприим­чивость (8,7 балла), требовательность к себе и детям (8,6 балла) и доверие к детям (8,6 балла), любовь к педагогическому труду (8,5 балла) и ответственность (8,5 балла).

По мнению студентов специалитета в пятерку наименее выра­женных качеств личности будущих педагогов-воспитателей вошли такие качества личности как общественная активность (5,5), способность преодолевать объективные трудности (7,0), само­обладание в стрессовых ситуациях (7,34), уверенность в себе (без самоуверенности) (7,3), осознание своей профессиональной значи­мости (7,4), быстрота реакции на изменения педагогической ситуации (7,5).

Сравнивая результаты исследований, мы увидели, что у студентов-бакалавров среди качеств личности развитых в большей степени, чем у студентов специалитета выделяются следующие качества личности:

· со значительной разницей – способность преодолевать объективные трудности (1,1), дисциплинированность (0,9);

· со средней разницей – объективность (0,7), самоконтроль (0,6), справедливость (0,5), самостоятельность в принятии решения (0,5), искренность в общении (0,4), уверенность в себе (без самоуверен­ности) (0,4);

· с незначительной разницей – самокритичность (0,3), ответствен­ность (0,2), любовь к детям (0,06).

Продолжая сравнивать полученные данные, мы выделили качества личности будущих педагогов-воспитателей, которые отличаются по степени выраженности у студентов специалитета:

· со значительной разницей – любовь к педагогическому труду (3,0), самообладание в стрессовых ситуациях (1,34), эмоциональная восприимчивость (1,2), доверие к детям (1,14), быстрота реакции на изменения педагогической ситуации (1,0), осознание своей профес­сиональной значимости (0,9), творческий подход к работе (0,8), умение использовать замечания и советы (0,8), увлечённость (0,8), трудолюбие (0,8);

· со средней разницей – единство слова и дела (0,7), общественная активность (0,5), требовательность к себе и детям (0,5), доброжелательность к детям (0,42);

· с незначительной разницей – способность предвидеть результаты своей деятельности (0,38), настойчивость в осуществлении замысла (0,3), способность адаптировать своё поведение к возрастным и индивидуальным особенностям детей (0,1).

Таким образом, сравнивая данные студентов бакалавриата и специалитета, мы увидели, что у студентов специалитета в большей степени развиты любовь к педагогическому труду (3,0), самообладание в стрессовых ситуациях (1,34), эмоциональная восприимчивость (1,2), доверие к детям (1,14), быстрота реакции на изменения педагогической ситуации (1,0), осознание своей профессиональной значимости (0,9), творческий подход к работе (0,8), умение использовать замечания и советы (0,8), увлечённость (0,8), трудолюбие (0,8), а у студентов бакалавриата – способность преодолевать объективные трудности (1,1) и дисциплинированность (0,9).

Незначительная разница в данных анкетирования студентов специалитета и бакалавриата представлена такими качествами как любовь к детям (0,06), способность адаптировать своё поведение к возрастным и индивидуальным особенностям детей (0,1), ответствен­ность (0,2), самокритичность (0,3), настойчивость в осуществлении замысла (0,3), способность предвидеть результаты своей деятельности (0,38).

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что к выпускному курсу профессионально-важные качества личности лучше сформирована у студентов специалитета, чем у студентов бакалавриата. Уточним, что в причины полученных данных мы не вдавались, а лишь констатировали полученные факты. Возможно, полученные данные подтверждают необходимость перехода обучения студентов на новый государственный образовательный стандарт.

 

Список литературы:
1. Кобзарева И.И. Формирование готовности будущих учителей к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию / И.И. Кобзарева. – Карачаевск – 2009. – 243 с.