Формирование профессионально-значимых качеств личности будущих педагогов
Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Формирование профессионально-значимых качеств личности будущих педагогов
FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE TEACHERS
Inna Kobzareva
candidate of psychology associate Professor, GBOU IN SCPI, Russia, Stavropol
Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ исследования сформированности профессионально-значимых качеств личности у студентов выпускных курсов бакалавриата и специалитета.
Abstract. The article presents a comparative analysis of the study of the formation of professionally significant qualities of the personality of graduate students of bachelor and specialty.
Ключевые слова: качества личности; профессионально-значимые качества личности будущего педагога-воспитателя
Keywords: personality qualities; professionally significant qualities of the personality of the future teacher-educator
Современный мир предъявляет большие требования к профессиональной деятельности и личности педагога. Задача высших учебных заведений, готовящих педагогические кадры, заключается в необходимости научить будущего учителя быть субъектом социальных отношений, осознавать свои социально-педагогические функции, определять приоритеты личностного и профессионального развития.
Личностная готовность к деятельности представляет собой сложное интегративное образование, одновременно отражающее и уровень развития профессионально важных качеств и способностей будущего специалиста, а также особенности его отношения к выбранной профессии [1].
Данная готовность рассматривается нами как проявление индивидуально-личностных качеств личности, определяющих отношение к профессиональной деятельности и обеспечивающих ее успешность выполнения.
Изучив теоретический материал, нами было проведено исследование, направленное на изучение сформированности профессионально-значимых качеств личности у студентов выпускного курса бакалавриата Ставропольского государственного педагогического института, по специальности «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование».
Студентам было предложено дать психологический портрет идеального педагога-воспитателя. Для этого был предложен набор профессионально-важных качеств личности будущего педагога-воспитателя, состоящий из 27 качеств. Студенты должны были проранжировать качества личности (по степени значимости) характерные для идеального педагога-воспитателя, а затем оценить у них самих степень выраженности этих же качеств в 10 бальной системе. Полученные результаты были обработаны с помощью математических методов.
Проанализировав полученные данные, мы увидели, что большинство респондентов – 73 % считают самым важным профессиональным качеством идеального педагога-воспитателя «любовь к детям». В пятерку профессионально-важных качеств, по мнению студентов, также вошли: «доброжелательность к детям» – 26 %, «ответственность» – 26 %, «самообладание в стрессовых ситуациях» – 20 %, «настойчивость в осуществлении замысла» – 20 %.
Затем студентам было предложено оценить у них степень выраженности этих же качества личности. Самооценка показала, что, в большей степени у них выражены следующие качества личности: «справедливость» – 53 %, «доброжелательность к детям» – 46 %, «любовь к детям» – 40 %, «искренность в общении» – 33 %, «объективность» – 33 %, «ответственность» – 30 %.
Сравнивая полученные данные, мы увидели, что ранжируя качества личности идеального педагога-воспитателя, студенты на первое место ставят «любовь к детям» (73 %). Они считают данное качество самое важное в деятельности педагога. Однако у них самих (по их мнению) это качество развито лишь у 40 % студентов и по степени выраженности находится только на третьем месте.
По самооценке на первом месте стоит такое немало важное качество личности для педагога-воспитателя как «справедливость» (53 %).
На второе место в идеальной модели педагога-воспитателя и по результатам самооценки, студенты поставили «доброжелательность» к детям.
Это качество 26 % студентов считают необходимым в профессиональной деятельности педагога-воспитателя и, по их мнению, оно хорошо развито у них самих (46 %).
«Ответственность» студенты поставили на третье место в списке значимых для идеального педагога-воспитателя качеств личности (26%). По результатам самооценки данное качество стоит на пятом месте, а у них самих оно развито у 30% студентов.
На третьем месте, как мы и отмечали выше, по результатам самооценки стоит «любовь к детям».
«Самообладание в стрессовых ситуациях» и «настойчивость» в осуществлении замысла в списке ранжированных значимых для идеального педагога-воспитателя качеств личности занимают четвертое (20%) и пятое (20%) место. По результатам самооценки данные качеств личности попали в список соответственно на седьмое (15%) и шестое (15%) места.
А на четвертом месте по оценке самих студентов находятся «искренность в общении» (33%) и «объективность» (33%). Пятое место занимает такое качество личности как «ответственность» (30%).
Таблица 1.
Сравнительный анализ степени выраженности профессионально‑значимых качеств личности у идеального педагога-воспитателя и у будущих педагогов
Идеальный педагог |
20 (%) |
40 (%) |
60 (%) |
80 (%) |
100 (%) |
100 (%) |
80 (%) |
60 (%) |
40 (%) |
20 (%) |
Реальный будущий педагог |
любовь к детям |
|
|
|
73 |
|
|
|
53 |
|
|
справедливость |
доброжелательность к детям |
|
26 |
|
|
|
|
|
46 |
|
|
доброжелательность к детям |
ответственность |
|
26 |
|
|
|
|
|
|
40 |
|
любовь к детям |
самообладание в стрессовых ситуациях |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
33
33 |
|
искренность в общении
объективность |
настойчивость в осуществлении замысла |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
ответственность |
Далее мы предложили студентам проранжировать наименее значимые качества личности характерные для идеального педагога-воспитателя.
Неважными профессиональными качествами для идеального педагога-воспитателя, по мнению студентов, оказались «умение использовать замечания и советы» – 60 %, «общественная активность» – 46 %, «осознание своей профессиональной значимости» – 26 %, «любовь к педагогическому труду» – 20 % и «эмоциональная восприимчивость» – 13 %.
Затем студентам было предложено оценить у них степень выраженности наименее значимых качеств личности в 10 бальной системе.
Качества, которые наименее развиты у студентов бакалавриата (по их мнению), следующие: «общественная активность» – 46 %, «умение использовать замечания и советы» – 40 %, «быстрота реакции на изменения педагогической ситуации» – 33 %, «осознание своей профессиональной значимости» – 33 %, «любовь к педагогическому труду» – 25 %, «настойчивость в осуществлении замысла» – 15 %, «самообладание в стрессовых ситуациях» – 15 %.
Таблица 2.
Сравнительный анализ степени выраженности наименее значимых профессиональных качеств личности у идеального педагога-воспитателя и у будущих педагогов
Идеальный педагог |
20 (%) |
40 (%) |
60 (%) |
80 (%) |
100 (%) |
100 (%) |
80 (%) |
60 (%) |
40 (%) |
20 (%) |
Реальный будущий педагог |
умение использовать замечания и советы |
|
|
60 |
|
|
|
|
46 |
|
|
общественная активность |
общественная активность |
|
|
46 |
|
|
|
|
|
40 |
|
умение использовать замечания и советы |
осознание своей профессиональной значимости |
|
26 |
|
|
|
|
|
|
33 |
|
быстрота реакции на изменения педагогической ситуации |
любовь к педагогическому труду |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
любовь к педагогическому труду |
эмоциональная восприимчивость |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
15
15 |
настойчивость в осуществлении замысла
самообладание |
Анализируя результаты исследования качеств личности по степени их выраженности у студентов бакалавриата, мы увидели, что слабо развитыми у себя качествами, а также не важными для педагогической деятельности (по их мнению) являются такие качества как «общественная активность», «любовь к педагогическому труду», «умение использовать замечания и советы». Интересен тот факт, что студенты не осознают свою «профессиональную значимость» и считают неважным качеством «быстрота реакции на изменения педагогической ситуации».
Данные, полученные в результате исследования студентов бакалавриата, мы решили сравнить с данными, полученными в ходе анкетирования студентов специалитета.
Степень выраженности качеств личности оценивалась в десятибалльной системе, а данные представленные в работе рассматриваются как среднеарифметические.
По самооценке студентов специалитета в пятерку наиболее выраженных качеств личности будущих педагогов-воспитателей вошли такие качества личности как доброжелательность к детям (9,5 баллов), любовь к детям (9,1 балл), эмоциональная восприимчивость (8,7 балла), требовательность к себе и детям (8,6 балла) и доверие к детям (8,6 балла), любовь к педагогическому труду (8,5 балла) и ответственность (8,5 балла).
По мнению студентов специалитета в пятерку наименее выраженных качеств личности будущих педагогов-воспитателей вошли такие качества личности как общественная активность (5,5), способность преодолевать объективные трудности (7,0), самообладание в стрессовых ситуациях (7,34), уверенность в себе (без самоуверенности) (7,3), осознание своей профессиональной значимости (7,4), быстрота реакции на изменения педагогической ситуации (7,5).
Сравнивая результаты исследований, мы увидели, что у студентов-бакалавров среди качеств личности развитых в большей степени, чем у студентов специалитета выделяются следующие качества личности:
· со значительной разницей – способность преодолевать объективные трудности (1,1), дисциплинированность (0,9);
· со средней разницей – объективность (0,7), самоконтроль (0,6), справедливость (0,5), самостоятельность в принятии решения (0,5), искренность в общении (0,4), уверенность в себе (без самоуверенности) (0,4);
· с незначительной разницей – самокритичность (0,3), ответственность (0,2), любовь к детям (0,06).
Продолжая сравнивать полученные данные, мы выделили качества личности будущих педагогов-воспитателей, которые отличаются по степени выраженности у студентов специалитета:
· со значительной разницей – любовь к педагогическому труду (3,0), самообладание в стрессовых ситуациях (1,34), эмоциональная восприимчивость (1,2), доверие к детям (1,14), быстрота реакции на изменения педагогической ситуации (1,0), осознание своей профессиональной значимости (0,9), творческий подход к работе (0,8), умение использовать замечания и советы (0,8), увлечённость (0,8), трудолюбие (0,8);
· со средней разницей – единство слова и дела (0,7), общественная активность (0,5), требовательность к себе и детям (0,5), доброжелательность к детям (0,42);
· с незначительной разницей – способность предвидеть результаты своей деятельности (0,38), настойчивость в осуществлении замысла (0,3), способность адаптировать своё поведение к возрастным и индивидуальным особенностям детей (0,1).
Таким образом, сравнивая данные студентов бакалавриата и специалитета, мы увидели, что у студентов специалитета в большей степени развиты любовь к педагогическому труду (3,0), самообладание в стрессовых ситуациях (1,34), эмоциональная восприимчивость (1,2), доверие к детям (1,14), быстрота реакции на изменения педагогической ситуации (1,0), осознание своей профессиональной значимости (0,9), творческий подход к работе (0,8), умение использовать замечания и советы (0,8), увлечённость (0,8), трудолюбие (0,8), а у студентов бакалавриата – способность преодолевать объективные трудности (1,1) и дисциплинированность (0,9).
Незначительная разница в данных анкетирования студентов специалитета и бакалавриата представлена такими качествами как любовь к детям (0,06), способность адаптировать своё поведение к возрастным и индивидуальным особенностям детей (0,1), ответственность (0,2), самокритичность (0,3), настойчивость в осуществлении замысла (0,3), способность предвидеть результаты своей деятельности (0,38).
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что к выпускному курсу профессионально-важные качества личности лучше сформирована у студентов специалитета, чем у студентов бакалавриата. Уточним, что в причины полученных данных мы не вдавались, а лишь констатировали полученные факты. Возможно, полученные данные подтверждают необходимость перехода обучения студентов на новый государственный образовательный стандарт.