Статья:

Синергийный и холистический подходы к исследованию рефлексии

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Сизикова Т.Э. Синергийный и холистический подходы к исследованию рефлексии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 122-127.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Синергийный и холистический подходы к исследованию рефлексии

Сизикова Татьяна Эдуардовна
канд. психол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

SYNERGY AND HOLISTIC APPROACHES TO THE RESEARCH OF REFLECTION

 

Tatyana Sizikova

candidate of psychological sciences, Assoc. Prof. of the Department of correctional pedagogy and psy-chology, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье обосновывается применение понятия мета – модели для раскрытия сути феномена рефлексии как многомерного объекта. В предметностях сознания, деятельности, мышления рефлексия достаточно полно и глубоко исследована. Это позволило выйти на новый уровень исследования рефлексии - мета – уровень, на котором психологические объекты рассматриваются из фокуса единства разных предметных областей в качестве целого. В статье обосновано единство сознания, мышления, деятельности для исследования рефлексии. Разработанная мета - модель рефлексии - это единство четырех моделей рефлексии: онтологической и гносео­логической, в которых рефлексия рассматривается в зависимости от предметных областей; статической и динамической моделей, где рефлексия представлена в «чистом» виде, вне зависимости от предметностей.

Abstract. The article explains an application of the concept of meta - model for the disclosure of the essence of the phenomenon of reflection as a multi-dimensional object. In the subject of conscious-ness, activity, thought, reflection adequately and deeply studied. This has allowed to reach a new level of research reflection - a meta - level at which psychological objects are considered the focus of the combined subject areas as a whole. This was justified by the unity of consciousness, thinking, activities for the study of reflection. Meta-reflection model, which the authors describe in this article - is the unity of the four models of reflection: the ontological and epistemological, which reflection is seen depending on the subject areas, static and dynamic models, where the reflection is presented in "pure" form, regardless of subject.

 

Ключевые слова: мета – онтология; онтология; рефлексия; мета – модель рефлексии.

Keywords: meta – model; ontology; reflection; meta – ontology.

 

В настоящее время большинство научного сообщества переживает состояние поиска новых опор, парадигмальных правил изучения сложных объектов. В классическую эпоху линейное рассмотрение объектов в большей степени выводило упрощенное представление об объекте. Иначе быть не могло: каковы правила, таково и представление об объекте.

Но столкнувшись со сложными объектами линейная парадигма оказалась не состоятельной. В середине семидесятых годов прошлого столетия сначала в точных науках, а затем в психологии появляются ростки новых подходов исследования сложных многомерных объектов с множеством прямых и обратных связей.

Такими подходами является синергийный и холистический, первый основан на трансформации системного подхода, адаптации его к сложным объектам, второй, с многовековой историей в философии, призван в рамках психологии дать выход междисциплинарным исследованиям чтобы помочь исследовать объект в его относительной целостности.

К сложным, многомерным объектам в психологии мы относим рефлексию. Сложность данного объекта обусловлена его двойственной сущностью.

Начиная с квантовой физики при изучении электрона ученые столкнулись со сложным объектом поначалу пытаясь описать его в терминах старой парадигмы, но выделив новые наблюдаемые свойства.

Так родился квантово – волновой дуализм, который впоследствии показал неадекватность выбранных средств исследования, но был переходным этапом от довлеющей классической физики к квантовой, позволяющей описать сложный объект новыми адекватными средствами, так для природы электрона описания через интегралы по траекториям являются более корректными.

Процессы, происходящие в точных науках спустя некоторое время, затрагивают науки гуманитарные. Именно поиск и рождение новых подходов и средств к изучению сложных объектов мы наблюдаем в постнеклассическую эпоху в психологии.

Рефлексия, которая исследовалась на методологических принципах деятельностного подхода, культурно – исторического, личностно – ориентированного, когнитивного, антропологического, системно – анторопологического и других так или иначе описывалась упрощенно и сводилась либо к «рефлексивному выходу» (деятельностный подход), либо процессу обратной связи (деятельностный и культурно – исторический подходы), либо к слою сознания, в котором рождаются смыслы и придаются значения, смыслы означаются, значения осмысляются (психология сознания, личностно – ориентированный подход), либо к эвристическому средству, таком, благодаря которому решаются творческие задачи (когнитивный и деятельностный подходы).

Далеко не все представления мы перечислили, но их достаточно для понимания фрагментарности в исследованиях рефлексии. На основе высокой изученности рефлексии в классических подходах психологии [1, 2, 3, 4, 5], можно сделать обоснованный вывод о многообразии представлений о ней и отсутствии полноты в понимании ее, каждый из подходов видит ее как объект со своего фокуса, как в известной притче про слона и четырех слепых, описывающих то что они представили на основе своих ощущений.

К настоящему времени все более становится очевидным, что классические подходы выполнили свою функцию и в достаточной мере редуцированно исследовали этот сложный объект. Настало время найти новые, но уже существующие подходы или создавать иной.

Холистический подход может помочь преодолеть дуальность в рефлексии, интегрировать те основания, которые способны представить рефлексию в виде процесса и в виде механизма как целое, целостность в интеграции противоположностей.

Синергийный подход позволяет представить рефлексию как многомерный объект, в котором на синхронизации разных прямых и обратных связей между подструктурами возникает синергийный эффект, точнее мы и обнаруживаем жизнь этого объекта.

Принципы данных подходов дают нам все основания не комплексно, а собрав воедино все представления о рефлексии выйти на уровень мета-онтологии для упорядочивания и создания из разрозненных представлений о рефлексии, непротиворечивого целостного описания ее и проведения процедуры моделирования.

В моделировании рефлексии нами был применен Декартовский метод построения трехмерного пространства – плоскости и «точки» их пересечения [6, 7]. Мы внесли новые процедуры – построили два взаимопересекающихся трехмерных пространства, представляющие собой единое целое, т. к. каждое из них соответствует одной из составляющих объекта, единство которых дает полноту представления об объекте. Получилось 12 граней, каждая из граней относится к тому или иному параметру объекта.

Первая грань включает средства рефлексии, вторая грань – виды, третья – формы. Эти три грани составляют онтологическую модель рефлексии. Четвертая грань – рефлексия в деятельности, пятая – рефлексия в сознании, шестая – рефлексия в мышлении. Эти грани относятся к гносеологической модели рефлексии, описывающей рефлексию в качестве механизма и процесса в этих предметностях.

Седьмая, восьмая, девятая грани представляют три группы механизмов рефлексии и представляют собой динамическую модель рефлексии. Десятая, одиннадцатая и двенадцатая грани обозначают в модели критерии содержания рефлексии в любой предметной области: сознаваемое и неосознаваемое, согласования (согласованное – рассогласованное) и синхронизации (необходимое – не необходимое; достаточное – недостаточное). Эти грани соответствуют статической модели рефлексии.

Четыре модели рефлексии: онтологическая, гносеологичекая, статическая и динамическая, отражающие целостность рассматриваемого объекта, есть мета – модель рефлексии. Рассмотрим подробнее составляющие данной модели.

К средствам рефлексии относится логические, эвристические, семиотические, эмоционально – волевые и социально – психологи­ческие средства. Виды рефлексии – экзистенциальная, методологическая, интеллектуальная, личностная, коммуникативная; фрагментарная, комплексная, системная, целостная.

Формы рефлексии: репродуктивная, продуктивная, интроспектив­ная; покомпонентная, группирующая, интегрирующая; корректирующая, избирательная, дополняющая; кооперативная, состязательная, противо­действующая.

Механизм рефлексии являет себя как механизм кооперации в деятельности, как механизм возникновения действия, как процесс деятельности – смена позиций. Рефлексия как механизм сознания – это один из механизмов формирования образа, как процесс сознания – это выделение, построение ассоциативных связей. Рефлексия как механизм мышления – это основа для логических и эвристических операций, как процесс мышления – выработка решения.

В качестве процесса рефлексия имеет свои процедуры, которые разворачиваются в конкретных ее видах, проявляющих себя в различных ее формах.

Процесс рефлексирования состоит из девяти стадий, соот­ветствующих процедурам рефлексии: остановка, различение, фиксация, индикация, нормирование, обобщение, субъективация, объективация, технологизация.

Функция и направленность рефлексии определяют качественную сторону процесса рефлексирования, базовую единицу которого мы выделили как процессуальный цикл рефлексии — «затруднение R1 – преодоление затруднения R2» (R1 – разрыв; R2 – ресурс) в сознании, мышлении, деятельности.

Данный цикл получил название - «2R» [3] и мы сформулировали принцип многочленности работы с матрицами: (R1 – R2)1 → (R1 – R2) 2 → (R1 – R2)3 → (R1 – R2)4 →…, где R1 – разрыв; R2 – ресурс,
1, 2, 3, 4 ….. – порядковый номер матриц цикла. Структурной единицей рефлексии, в статической и динамической моделях является: разотождествление – отождествление («RO») всего что попадает в ее поле действия. В рефлексии нечто отождествляется с чем – либо, так происходит редуцирование - сведение сложных задач к простым, либо разотождествляется, например, убирается склейка между собой иррациональных связей, деструктивных шаблонов, имеющихся в мышлении, деятельности, сознании, личности.

Совокупность критериев, из которых состоит статическая модель рефлексии является фильтром, сквозь который проходит содержание рефлексии.

1. Критерий наличия осознаваемого и неосознаваемого материала в акте рефлексии.

2. Критерий согласование – рассогласование. Ярче всего прояв­ляется действие этого критерия в конфликтной ситуации.

3. Критерий достаточного и не достаточного в содержании рефлексии явно прослеживается в словах и выражениях, которыми оперирует человек во время рефлексии, например, «без этого можно обойтись», «да, этого будет достаточно».

4. Критерий необходимое – не необходимое распаковывается на материале, используемом в дальнейшем развитии текста или не используемом в нем. Содержание рефлексии в рамках этих критериев выстраивается за счет механизмов рефлексии.

Механизмы рефлексии различаются по степени сложности содержания.

Первую группу механизмов составляют механизмы рефлексии самоотношения: оценочные: положительное – отрицательное; правильное – неправильное; эмоционально – волевые, интел­лектуальные, эвристические, социально-личностные. Вторая группа – установочные механизмы, и третья – механизмы переживания времени, к которым относятся экзистенциальные (бессмысленность – осмысленность, смысл) механизмы рефлексии, работающие на обнаружение смысла или призванные обессмысливать происходящее.

В акте рефлексии все механизмы работают отлаженно и в единстве, но один или несколько из них играют ведущую роль в актуальной ситуации рефлексии.

В двенадцати гранях куба фиксируется рефлексивная ситуация в каждый определенный момент.

Соответствие друг другу “точек” пересечения указанных плоскостей фиксирует актуальную рефлексивную ситуацию, происходит синергетический эффект, и рефлексия складывается – она случается и наполняется содержанием.

 

Список литературы:
1. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: Дис. … д-ра психол. наук. Новосибирск: [Б. и.], 2007. 546 c.
2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
3. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45 - 57
4. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия А.Н. Леонтьева. М.: Педагогика, 1988. 316 с.
5. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: интерсознание в психоанализе. М.: Когито-Центр, 2010. 431 с. 
6. Сизикова Т.Э. Статическая и динамическая модели рефлексии. // Материалы: Пятый Российский философский конгресс «Наука. Философия. Общество» / Под ред. Новосибирск, 2009. Т. 2. С. 412 – 413
7. Сизикова Т.Э. Формирование мотива в рефлексивных процессах: Дисс. на соиск. степени канд. пс. н. Новосибирск, 1996. 201 с.