Статья:

Проблема формирования психологической готовности педагогов ДОО к работе в условиях инклюзивного образования

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Игнатова Ф.В. Проблема формирования психологической готовности педагогов ДОО к работе в условиях инклюзивного образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 38-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема формирования психологической готовности педагогов ДОО к работе в условиях инклюзивного образования

Игнатова Фаина Викторовна
педагог-психолог МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида», Россия, г. Ухта

 

THE PROBLEM OF FORMING PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF TEACHERS OF PUPILS TO WORK IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

 

Faina Ignatova

Teacher-psychologist Kindergarten №55 combined type, Russia, Ukhta

 

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты психологической готовности педагогов ДОО к реализации инклюзивного образования. Освещены результаты работы в данном направлении и представлен план программы по формированию психологической готовности педагогов ДОО к реализации инклюзивного образования. Данная статья будет интересна практикующим педагогам-психологам ДОО.

Abstract. The article examines the aspects of the psychological readiness of the teachers of the University for the implementation of inclusive education. The results of the work in this direction are highlighted and the program plan for the formation of the psychological readiness of the teachers of the DOE for the implementation of inclusive education is presented. This article will be of interest to practicing pedagogues-psychologists OED.

 

Ключевые слова: Инклюзивное образование; дошкольная образовательная организация; педагоги ДОО; психологическая готовность.

Keywords: Inclusive education; pre-school educational organization; teachers of the University; psychological readiness.

 

В настоящее время современное законодательство проявляет особый интерес к детям с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование позволяет обеспечить активное включение в образование детей с ОВЗ, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния. В Российской Федерации инклюзивное образование рассматривается как одна из стратегических задач системы образования. Инклюзивное образование внедряется во все образовательные организации, в том числе и дошкольные образовательные организации. Данный факт подкрепляется многими нормативно-правовыми документами, такими как: Всемирная декларация об образовании для всех, Конвенция ООН о правах инвалидов, Конвенция о правах ребёнка и Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека, также ратифицированных на территории Российской Федерации, так и государственного: Конституция РФ, закон «Об образовании в РФ», закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы.

По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2018 года в РФ насчитывалось 61577 детей-инвалидов и более 2 млн. детей с ОВЗ, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема дошкольного инклюзивного образования в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Так, следуя официальной статистики и законодательной РФ базе можно придти к вопросу о том, соответствует ли кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций (ДОО) ситуации внедрения инклюзивного образования?

Проведя опрос при помощи модифицированной анкеты Бурениной Е.Е. «Изучение готовности педагогов ДОО к внедрению инклюзивного образования», мы постарались ответить на данный вопрос. Исследование было проведено в одной из ДОО  г. Ухты, Республики Коми. В исследовании приняли участие все педагоги и специалисты учреждения, 32 респондента, имеющие педагогическое образование.

Целью опроса был сбор информации в области информационной, технологической и аксиологической готовности педагогов дошкольной образовательной организации  к внедрению инклюзивного образования с последующей обработкой результатов, формулировкой выводов и рекомендаций, а также написание программы по решению данного вопроса.  

Анализ результатов диагностики психологической готовности педагогов ДОО к реализации инклюзивного образования представлен на Рис. 1.

 

Рисунок. 1. Результаты первичного исследования уровня сформированности психологической готовности педагогов ДОО к реализации инклюзивного образования (по показателям)

 

Из диаграммы видно, что у 14% опрошенных педагогов сформирована информационная готовность, у 22% респондентов сформирована технологическая готовность, а у 30% испытуемых сформирована аксиологическая готовность к реализации инклюзивного образования.

Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что наблюдается несформированность психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОО. Опираясь на полученные данные, была разработана программа по формированию психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации «Все в наших руках».

Данная программа состоит из двух блоков.

Блок 1: Знакомство с теоретической базой инклюзивного образования, которое будет включать следующие вопросы:

1. Понятие инклюзивного образования и особенности его реализации.

2. Нормативно-правовая база инклюзивного образования.

3. Критерии эффективности внедрения инклюзивного образования в образовательные организации.

Блок 2: Цикл тренинговых занятий по формированию навыков по преодолению психологического барьера, возникающего при обучении детей с ОВЗ, желания повысить свою квалификацию по направлению работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках проведения тренинговых занятий используются элементы арт-терапии и упражнения с метафорическими ассоциативными картами. Тренинговые занятия направлены на формирование психологической готовности у педагогов к реализации инклюзивного образования, в частности, на обучение приемам снятия психологического напряжения связанного с данной деятельностью, на формирование эмоционального принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение), формирование готовности включать детей с различными типами нарушений в деятельность на занятии (включение-изоляция).

На этапе завершения тренинговых занятий у педагогов были видны положительные тенденции в поведении педагогов. При обсуждении детей с ОВЗ они стали более толерантны. Улучшения также были отмечены с помощью проведения вторичной диагностики с модифицированной анкетой Бурениной Е.Е. Сравнительные данные по диагностике представлены на Рис. 2.

 

Рисунок. 2. Сравнительные результаты исследования уровня сформированности психологической готовности педагогов ДОО к реализации инклюзивного образования (по показателям)

 

Из сравнительной диаграммы показателей до и после реализации программы «Все в наших руках» видно, что после реализации данной программы и по итогам вторичной диагностики, мы получили положительную динамику показателей по сформированности психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОО.

 

Список литературы:
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс], URL: http://www.gks.ru, свободный, (дата обращения 06.03.17)
2. Игнатова Ф. В. Исследование информационной, технологической и аксиологической готовности педагогов ДОО к работе в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 23–25. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770806.htm.