ФАКТОРЫ РИСКА И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: РОЛЬ ЛИЧНОСТИ, СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Медицинская психология

XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ФАКТОРЫ РИСКА И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: РОЛЬ ЛИЧНОСТИ, СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ
RISK FACTORS AND MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF ADDICTIVE BEHAVIOR: THE ROLE OF PERSONALITY, FAMILY AND SOCIAL ENVIRONMENT
Valentina Salakhova
Master's Degree Student, Department of Developmental Psychology and Psychophysiology, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Russia, Kazan
Аннотация. Статья посвящена анализу факторов риска и механизмов развития аддиктивного поведения. Рассмотрены роль личности (акцентуации, стрессоустойчивость, ценности), семьи (стили воспитания, поддержка) и социального окружения (давление сверстников, изоляция). Освещена связь зависимостей с психическими расстройствами (тревога, депрессия, ПТСР), травмами и генетической предрасположенностью.
Abstract. The article is devoted to the analysis of risk factors and mechanisms of the development of addictive behavior. The role of personality (accentuations, stress resistance, values), family (parenting styles, support) and social environment (peer pressure, isolation) are considered. The connection of addictions with mental disorders (anxiety, depression, PTSD), trauma and genetic predisposition is highlighted.
Ключевые слова: зависимое поведение; факторы риска зависимого поведения; психологический портрет зависимого человека; аддикция; подростковый возраст; семейная динамика; сопутствующие расстройства.
Keywords: аddictive behavior; risk factors; psychological profile; addiction; adolescents; family dynamics; comorbid disorders.
В современной научной парадигме аддиктивное поведение представляет собой междисциплинарную проблему, требующую интеграции усилий специалистов из различных областей знаний [1]. Результаты исследований общих закономерностей девиантного поведения указывают на значительное влияние аддикции на возникновение и прогрессирование других форм деструктивного поведения, что подчеркивает важность своевременной идентификации и профилактики [1; 3; 8]. Статистические данные ВОЗ и Министерства здравоохранения РФ свидетельствуют о росте числа лиц, страдающих от наркотической и алкогольной зависимостей, а также о злоупотреблении социальными сетями, особенно среди молодежи [9; 6; 7; 25]. В связи с этим, представляется актуальным углубленное исследование причин и факторов, обусловливающих данную негативную тенденцию. Настоящая работа посвящена анализу теоретических положений и результатов эмпирических исследований, направленных на изучение психологических особенностей личности, подверженной риску развития зависимости, а также выявлению факторов риска и механизмов развития аддиктивного поведения.
Зависимое поведение, определяемое как стремление к изменению психического состояния и фиксации на определенных объектах или активностях [3], рассматривается как серьезная социальная проблема. При этом зависимость понимается как потребность в опоре на что-либо для получения удовольствия или адаптации [2, с. 131]. Многочисленные исследования указывают на многофакторность зависимого поведения, выделяя социальные, психологические и биологические аспекты. Социальные факторы включают в себя такие аспекты, как влияние семьи, окружения и социокультурных традиций [2, с. 131]. У членов семьи зависимых лиц часто наблюдаются эмоциональные расстройства и нарушение межличностных границ. Вопрос о наследственной предрасположенности к зависимостям остается дискуссионным, однако семейные факторы и групповая динамика, особенно в юношеском возрасте, оказывают значительное влияние на формирование зависимого поведения.
Наряду с социальными факторами, индивидуальные особенности личности также играют важную роль. Современные исследования не выявляют существенных половых различий в проявлении различных видов зависимостей. Психофизиологические и типологические особенности нервной системы могут оказывать влияние на выбор объекта зависимости, скорость ее формирования и способность к преодолению. Согласно Н. Мак-Вильямсу, зависимое поведение может рассматриваться как следствие развития обсессивного или компульсивного расстройства [8, с. 133]. Уровень стрессоустойчивости также является значимым индивидуальным фактором. Исследования выделяют низкую адаптивность к стрессовым ситуациям как одного из наиболее важных факторов возникновения зависимого поведения [4, с. 95].
Представленный анализ теоретических источников позволяет констатировать, что аддиктивное поведение представляет собой сложный феномен, обусловленный взаимодействием ряда факторов риска, включающих как социальные аспекты, так и индивидуальные особенности личности. В частности, влияние семейного окружения, социокультурных традиций и групповой динамики вносит существенный вклад в формирование зависимого поведения. Наряду с этим, психофизиологические характеристики, типологические особенности нервной системы и уровень стрессоустойчивости выступают значимыми предикторами развития аддикций. Следовательно, при исследовании психологического портрета зависимого человека необходимо учитывать комплексное взаимодействие социальных и индивидуальных факторов, что позволит разработать более эффективные стратегии профилактики и коррекции аддиктивного поведения.
В свете вышеизложенного представляется целесообразным обратиться к анализу современных практических исследований, посвященных выявлению конкретных факторов и механизмов, детерминирующих развитие аддикций у лиц с различными формами зависимостей. Изучение эмпирических данных позволит не только верифицировать теоретические положения, но и выявить новые, ранее не учтенные аспекты, значимые для понимания этиологии и патогенеза аддиктивного поведения.
Так, исследование Н.В. Серединой и И.В. Черныш [5] выявило ряд акцентуаций личности, характерных для лиц с игровой зависимостью, включая преобладание гипертимного, демонстративного, застревающего и циклоидного типов. Наблюдаются признаки экстраверсии, повышенная агрессивность, тревожность и лабильность. В системе ценностей испытуемых преобладают здоровье, материальное благополучие и наличие друзей, в то время как жизненная мудрость и самоконтроль оказываются менее значимыми. Это указывает на несформированность целостной системы ценностей, что может свидетельствовать о личностной незрелости.
Работа А. Нида, А. Хайдер и С.-Я. Чжан [18] посвящена изучению факторов, связанных с потреблением наркотиков в подростковом возрасте. Авторы отмечают, что влияние сверстников, особенности родительского отношения и психологическая адаптация играют существенную роль в формировании зависимости. Принятие со стороны родителей может выступать в качестве защитного фактора, в то время как давление сверстников и недифференцированное отвержение со стороны отца оказывают большее влияние на влечение к наркотикам. Результаты демонстрируют, что женщины испытывают большее давление со стороны сверстников, а низкий социально-экономический статус может быть связан с употреблением каннабиса в более позднем возрасте.
Примечательно, что отвержение со стороны родителей было более значительным в семьях с высоким социально-экономическим статусом. Выявлена связь между деструктивным характером семьи и тягой к наркотикам, а также подтверждена прогностическая роль отвержения со стороны отца.
Таким образом, исследования показывают, что психологический портрет зависимого человека характеризуется определенными личностными особенностями, акцентуациями и ценностными ориентациями, а также такая личность подвержена влиянию негативных психосоциальных факторов, включая семейную динамику и давление сверстников.
Многофакторный анализ зависимого поведения, проведенный зарубежными исследователями [11], выявил значимость темперамента и черт личности в развитии и поддержании зависимости. В частности, отмечается роль расторможенности и недостаточного самоконтроля, а также склонности к невротизму. При этом, как отмечают авторы, данные о самооценке у лиц с зависимостью противоречивы. Сопутствующие психические расстройства, такие как тревожные расстройства и депрессия, а также СДВГ и ПТСР, также рассматриваются в качестве факторов, влияющих на формирование и течение зависимости [14]. Употребление психоактивных веществ может выступать в качестве способа совладания с симптомами этих расстройств [16]. Кроме того, аддиктивное поведение может быть связано с пережитым эмоциональным насилием в детстве [13]. Особую значимость представляет изучение взаимосвязи между расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, и суицидальными наклонностями [24; 10].
На формирование зависимостей оказывают влияние факторы социального риска, проявляющиеся на различных этапах жизненного пути, включая стиль воспитания и динамику семьи [22]. Так, авторитарный и пренебрежительный стили воспитания повышают риск употребления психоактивных веществ, в то время как авторитетный стиль снижает эту вероятность. Пережитые в детстве травмы также увеличивают риск развития зависимости [20].
Подростковый возраст представляет собой критический этап развития, когда индивид особенно уязвим к употреблению психоактивных веществ и формированию зависимости [23]. Согласно исследованию A. M. Maxwell, родительская поддержка оказывает защитное воздействие, снижая вероятность развития расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. В то же время, неблагоприятные семейные условия, отвержение со стороны родителей и сверстников, а также чувство одиночества, могут способствовать употреблению алкоголя [15]. Социальное окружение, в свою очередь, оказывает влияние на употребление наркотиков, при этом социальная изоляция может усугублять зависимость [20].
Во взрослой жизни у людей, страдающих алкогольной зависимостью, часто отмечаются проблемы в семье, такие как низкая сплоченность и конфликтность [15]. Также одиночество и недостаток социальной поддержки могут способствовать развитию зависимости. Исследования показывают высокую распространенность расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, среди молодых людей от 18 до 25 лет. Трудности адаптации в этот период могут приводить к употреблению веществ в качестве способа решения проблем [12]. Социальный контекст оказывает влияние на формирование зависимостей. Также установлено, что наркозависимые люди могут избегать брака, чтобы продолжать употреблять запрещенные вещества [15]. Неблагоприятные условия в районе проживания, такие как высокий уровень преступности, также могут поспособствовать употреблению алкоголя.
Кроме того, необходимо учитывать, что нарушение осознания болезни может влиять на принятие решения о лечении. Коморбидность между психическими расстройствами и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, также оказывает негативное влияние. Социально-экономическое положение также является фактором риска. Важно отметить, что взаимодействие со сверстниками может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на употребление психоактивных веществ [19]. Генетическая предрасположенность также может играть роль в развитии зависимости.
В научной литературе уделяется внимание исследованию взаимосвязи посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ (СУД). Системный обзор F. Renaud и соавторов [21] указывает на существенную корреляцию между ПТСР и усилением тяги к различным веществам. Тяжесть симптомов ПТСР может быть связана с интенсивностью тяги, поскольку употребление веществ рассматривается как механизм совладания с травматическими переживаниями. Установлено, что развитие и поддержание СУД обусловлено сложным взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов. Так, исследования F. Navarrete и коллег [17, с. 396] показывают, что эндоканнабиноидная и дофаминергическая системы, а также генетические варианты CNR1 и CNR2, играют роль в формировании зависимости от различных веществ.
В рамках изучения психологических факторов, исследователи отмечают значение личностных особенностей, таких как расторможенность и низкая самооценка, в повышении уязвимости к развитию зависимости. Также отмечается взаимосвязь сопутствующих тревожных и депрессивных расстройств, а также травматических событий и употребления запрещенных веществ.
Социальные факторы, включая семейное окружение, стили воспитания, характеристики среды проживания и влияние сверстников, оказывают значительное воздействие на формирование паттернов зависимости. В данном контексте M. Pomrenze и соавторы [20, с. 836] подчеркивают, что зависимость, в свою очередь, может негативно влиять на социальное поведение, приводя к социальной изоляции, что подчеркивает многоаспектный характер зависимости и необходимость комплексных стратегий профилактики и лечения.
Предлагается систематизировать ключевые психологические факторы, определяющие развитие зависимого поведения личности, в соответствии с видом аддикции. В основу систематизации положен анализ результатов эмпирических исследований в области этиологии зависимого поведения, представленных в работах отечественных и зарубежных ученых. Предлагаемая структура факторов приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Психологические факторы, влияющие на развитие зависимого поведения
Вид зависимости |
Психологические факторы |
Игровая зависимость |
- Акцентуации личности (гипертимный, демонстративный, застревающий, циклоидный типы) |
- Экстраверсия |
|
- Повышенная агрессивность |
|
- Тревожность |
|
- Лабильность |
|
- Несформированность целостной системы ценностей |
|
- Личностная незрелость |
|
- Низкий самоконтроль |
|
Наркотическая зависимость |
- Влияние сверстников (давление) |
- Особенности родительского отношения (отвержение, неоптимальное воспитание) |
|
- Психологическая дезадаптация |
|
- Недостаточная родительская поддержка |
|
- Чувство одиночества |
|
- Пережитое эмоциональное насилие в детстве |
|
- Травматический опыт |
|
- Расторможенность |
|
- Низкая самооценка |
|
Алкогольная зависимость |
- Неблагоприятные семейные условия |
- Одиночество |
|
- Недостаток социальной поддержки |
|
- Неблагоприятные условия в районе проживания |
|
- Отвержение со стороны родителей и сверстников |
|
- Социальная изоляция |
|
Общие факторы для различных зависимостей |
- Темперамент и черты личности |
- Расторможенность |
|
- Недостаточный самоконтроль |
|
- Склонность к невротизму |
|
- Тревожные расстройства |
|
- Депрессия |
|
- СДВГ |
|
- ПТСР |
|
- Стиль воспитания (авторитарный, пренебрежительный) |
|
- Генетическая предрасположенность |
Данная таблица является отправной точкой для дальнейшего углубленного анализа механизмов формирования психологического портрета зависимого человека.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о комплексном характере психологического портрета зависимого человека, детерминированного взаимодействием ряда факторов. В частности, установлена взаимосвязь между определенными акцентуациями личности, ценностными ориентациями и повышенной уязвимостью к формированию аддикций. Наряду с этим, существенное влияние оказывают психосоциальные факторы, включая особенности семейной динамики, стили воспитания, давление референтной группы и социальный контекст, что согласуется с данными зарубежных исследователей о значимости темперамента, черт личности и сопутствующих психических расстройств в генезе зависимого поведения. Обнаруженные связи между тревожными расстройствами, депрессией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, посттравматическим стрессовым расстройством и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, подчеркивают необходимость учета коморбидности при изучении и терапии зависимостей. Особого внимания заслуживает роль травматического опыта в детстве и подростковом возрасте, а также неблагоприятных условий проживания, которые могут выступать в качестве значимых факторов риска. На основании систематизации и анализа эмпирических данных определены ключевые психологические факторы, детерминирующие развитие зависимого поведения, что создает основу для дальнейшего углубленного изучения механизмов формирования психологического портрета зависимого человека.
