Статья:

Профессионализм личности в контексте психологии труда и профессиональной педагогики

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Пальчук М.И. Профессионализм личности в контексте психологии труда и профессиональной педагогики // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 62-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессионализм личности в контексте психологии труда и профессиональной педагогики

Пальчук Марина Ивановна
д-р пед. наук, доцент, директор Романовского колледжа индустрии гостеприимства, РФ, г. Симферополь

 

Professionalism of the personality in the context of the psychology of labour and professional pedagogy 

 

Marina Palchuk

Doctor of pedagogical sciences, assistant professor, director, Romanovsky College of Hospitality Industry, Russia, Simferopol

 

Аннотация. Изучение психологических особенностей становления личности профессионала лежит на междисциплинарной границе профессиональной педагогики и психологии труда – взаимодополняющих областей научных знаний. В статье поднимаются проблемы взаимосвязи профессиональной педагогики, изучающей общие и специфические законы, закономерности, особенности обучения, воспитания и формирования специалиста-профессионала, и психологии труда, обеспечивающей социальные ориентиры при адаптации личности в профессиональной деятельности.

Abstract. The study of the psychological characteristics of the formation of a professional personality lies on the interdisciplinary boundary of professional pedagogy and labor psychology, which are mutually complementary areas of scientific knowledge. The article raises the problems of the interrelationship of professional pedagogy, studying general and specific laws, regularities, features of training, education and formation of a professional specialist, and the psychology of labour and providing social guidelines for the adaptation of the individual in professional activities.

 

Ключевые слова: акмеология; идентификация личности; профессиональная педагогика; психология трудовой деятельности.

Keywords: acmeology; identification of a person; professional pedagogy; the psychology of labour.   

 

Феномен профессионализма личности рассматривается в различных контекстах: как философская категория, с позиций педагогики и психологии, с точки зрения результатов социально-экономических исследований. Выдающийся ученый, мыслитель и общественный деятель В. Вернадский, оценивая состояние науки в современном мире, писал: «Наука не отвечает в своем современном социальном и государственном месте в жизни человечества тому значению, которое она имеет в ней реально. Вперед выступает новая идея – идея о государственном объединении усилий человечества» [1, с. 127-128].

Психология труда как отрасль психологического знания решает множество задач, связанных с психологическими особенностями деятельности, профессиональная педагогика обеспечивает инновационное развитие профессионального образования и обучения. Через психологию труда происходит идентификация личности с профессией, называемая адаптацией личности к требованиям конкретной сферы экономической деятельности.

Ценность профессионального образования осознается тем больше, чем сложнее и разнообразнее человеческая активность. Гносеологические истоки профессиональной педагогики и психологии труда лежат среди множества форм научного познания законов развития природы, человека и общества в целом, утверждаемых в процессе многовековой эволюции. «Особенно потому, что педагогике принадлежит неординарный объект изучения – обучение, воспитание и формирование человека, утверждение форм, принципов и методов наиболее плодотворного влияния на постоянно развивающуюся человеческую индивидуальность» [2, с. 189].

Теория личности в научной литературе представлена трудами крупнейших ученых с мировым именем: Л. Выготский, С. Джексон (S. Jackson), Д. Зиглер (D. Ziegler), Р. Кеттелл (R. Cattell), К. Маслач (C. Maslach), А. Маслоу (A. Maslow), Г. Олпорт (G. Allport), К. Роджерс (C. Rogers), Д. Роттер (J. Rotter), Э. Фромм (E. Fromm), Р. Хейвигхерст (R. Havighurst), Л. Хьелл (L. Hjelle), Э. Эриксон (E. Erikson).  Вместе с тем психология личности в процессе трудовой деятельности рассматривается учеными в диалектическом единстве профессионализма деятельности и профессионализма личности (К. Бланшар (K. Blanchard), Р. Блейк (R. Blake), С. Вершинин, П. Гальперин, Л. Голдберг (L. Goldberg), Е. Климов, А. Леонтьев, И. Майерс (I. Myers), Макклелланд, А. Маркова, Дж. Муни (J. Mooney), Д. Мутон (JMouton), Г. Мюнстерберг, В. Норман (W. Norman), С. Рубинштейн, Д. Сьюпер (D.Super), А. Файоль (H. Fayol), З. Фрейд, П. Херси (P. Hersey), Д. Шадриков). Обосновывая «Я – концепцию», К. Роджерс назвал ее фундаментальной составляющей структуры личности, которая формируется при взаимодействии субъекта с окружающей социальной средой и является интегральным механизмом саморегуляции его поведения [3]. Человеческая деятельность, сопряженная с особенностями поведения, выражает личностную психологию в процессе труда [4, с. 672]. Психология труда является традиционным психологическим знанием, неотъемлемо связанным с общественной практикой [5, с. 5]. Несмотря на то, что психология труда имеет тесные связи со множеством наук, своеобразие ее предмета и задач позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки [там же, с. 32]. Ученые выделяют отдельные междисциплинарные курсы психологии труда, создаваемые чаще всего на стыке межотраслевых знаний: психофизиология труда, психогигиена труда, профессиональная ориентация, психология управления и др. Соответственно, в каждом направлении психологии труда конкретизируется ее предмет. Например, в профориентации предметом является субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов трудовой деятельности [6, с. 12].

Профессионализм личности изначально определяется оптимальным выбором будущей профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей. В монографии «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи» Е. Головаха обосновал взаимосвязи между жизненными целями, возрастными ожиданиями, ценностными ориентирами и выбором профессиональной деятельности. «Выбор профессии – первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием», – пишет он [7, c. 3]. При выборе «профессиональной траектории» и плана дальнейшего развития существенное значение имеет профессиональная ориентация, которая, в отличие от профессионального самоопределения, согласно методике определения профессиональной мотивации, – решение, затрагивающее ближайшую перспективу. Оно может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения [там же, с. 198]. В течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов, при этом карьера рассматривается как чередующиеся выборы. Современное сообщество по сути своей профориентировано, так как с самого рождения человека ориентирует на «жизненный успех», на «успешную карьеру» [6, с. 30-31]. Один из основателей прикладной психологии Г. Мюнстерберг, изучая проблемы психотехники, определил главную из них – необходимость «отбора подходящих людей» для конкретной трудовой деятельности. Он предложил осуществлять определение пригодности через процедуру отбора или подбора путем проведения профессиональной диагностики [8]. Изучение феноменологии и механизмов социализации личности как субъекта деятельности стало предметом исследований А. Бодалева, который констатировал, что самая высокая ступень профессионализма достигается в наиболее творческие периоды жизни человека, сопровождается повышением производительности труда и основывается на наивысшей квалификации профессиональной зрелости [9, с. 63], а с учетом «природных особенностей устойчивой системы способов и средств деятельности, у человека, стремящегося к достижению наилучшего результата, складывается индивидуальный стиль работы» [10, с. 66].

Траектория восхождения к вершине профессионализма у каждого своя, достигает человек ее в процессе приобретения опыта и реализации современной концепции обучения в течение жизни. Профессионализация – длительный, непрерывный, как его называет А. Маркова, «многоканальный» процесс, он развивается сразу по нескольким направлениям. Психологические критерии, уровни, этапы и ступени профессионализма свидетельствуют, что наступило время профессионалов, «когда все, что по-настоящему профессионально, дорого ценится (и в моральном, и в материальном плане), когда в обществе складывается своеобразный культ профессионализма. Если каждый человек на своем рабочем месте ответственно, с мастерством, на творческом уровне выполняет свою работу, то это не только обеспечивает прогресс общества, но и является залогом достойного существования самого человека, ограждает его от потери работы, стрессов и бедности» [11, с. 43-49].

Деятельность профессионала неотделима от работы над собой и своим внутренним миром. Внешние факторы трудовой деятельности находятся в тесной взаимосвязи с внутренними ресурсами, руководствуются ими и создают почву для реализации личностного потенциала. Однако восхождение по карьерной лестнице проходит достаточно сложно, в профессиональной деятельности не исключено психическое выгорание – синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Закономерности психического развития личности в период рассвета, а также многовекторность процесса восхождения на вершину профессионального мастерства изучает наука акмеология – субдисциплина психологии. Понятие акмеологии в психологию ввел Н. Рыбников, который выделил возрастную психологию зрелости, акцентировав тем самым актуальность профессиональной реализации личности в процессе труда [12, с. 35-36].

В монографии «Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения» Э. Стоунс (E. Stones) поднял проблемы, связанные с теорией и практикой обучения. Опираясь на экспериментальную психологию и педагогическую практику, он доказал, что достижения педагогической психологии не могут использоваться в практике обучения напрямую. Прежде их необходимо сконструировать в дидактические принципы, отразить в методах обучения – спуститься на уровень частных методик, которые опосредуют связь педагогической психологии с педагогической практикой [13]. Опираясь на результаты исследований этого ученого, Н. Ничкало сделала вывод о том, что, осуществляя научные поиски путей профессионального развития личности, целесообразно учитывать место психопедагогики и психологии труда среди других психологических и педагогических наук [14, с. 2]. Исходя из этого, можем сделать промежуточный вывод: педагогическая психология предоставляет психологии труда знания о функционировании и условиях развития профессиональной деятельности на разных этапах становления личности и выдвигает инновационные стратегии профессионального обучения.

Следует подчеркнуть, до недавнего времени проблемы профессионализма личности были сфокусированы на таких показателях, как производительность труда и степень удовлетворения работой. В последних исследованиях все чаще поднимаются проблемы профессиональной социализации личности, вызванные, в первую очередь, необходимостью обеспечения профессиональной мобильности [4, 5, 6, 10, 12, 14, 15]. Сегодня рынок труда должен быть не просто обеспечен человеческими ресурсами и гарантировать удовлетворение потребностей личности в трудовой деятельности, создавая условия для самоактуализации и самореализации, но и одновременно должен выполнять функцию снижения социальной напряженности в обществе, что может быть обеспечено «реализацией новой парадигмы профессионального образования, сфокусированной на создании необходимых условий для непрерывного, всеохватывающего и справедливого качественного обучения на протяжении всей жизни для всех» [15, с. 69].

Таким образом, при всем разнообразии концептуальных подходов профессионализм выступает катализатором социальной мобильности личности, способом жизни разных категорий населения, определяет социальный статус общества в целом и может трактоваться как высший стандарт качества трудовой деятельности. Вместе с тем профессиональная педагогика, ориентированная на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, должна поддерживаться научными достижениями психологии труда с целью обеспечения человека психологической поддержкой и сопровождением в течение всей профессиональной карьеры.

 
Список литературы:
1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М. : Наука, 1991. 312 с. 
2. Кудин В. А. Гносеологические истоки современной педагогики // Порівняльна професійна педагогіка. К. – Хмельницкий : ХНУ, 2013. № 1.  364 с. 
3. Rogers C. On becoming a person: A therapists view of psychotherapy. Wilmington : Mariner Books, 1995. 420 p. 
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с. 
5. Григорьева М. В. Психология труда. Конспект лекций. М. : Высшее образование, 2006. 192 с. 
6. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2008. 496 с.
7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи : монография. К. : Наукова думка, 1988. 142 с. 
8. Мюнстерберг Г. Психология и учитель / Пер. с англ. А. А. Громбаха. М. : Совершенство, 1997. 320 с. 
9. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М. : Флинта-Наука, 1998. 168 с.
10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004. 304 с. 
11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996. 308 с. 
12. Акмеология : учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М. : РАГС, 2004. 424 с. 
13. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Пер. с англ.; под ред. Н. Ф. Талызиной. М. : Педагогика, 1984. 472 с. 
14. Ничкало Н. Одвічний зв'язок: людина і праця // Професійно-технічна освіта. 2015. № 2. С. 2-4.
15. Пальчук М. И. Концепция человеческого развития – ответ на глобальные вызовы современности: европейский контекст // European research. № 1(24) / Сб. ст. по мат.: ХXIV межд. науч.-практ. конф. (United Kingdom, London, 28-29 January 2017). 118 p.