Статья:

ЭМОЦИИ И ИХ ФУНКЦИИ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Мещерякова М.И. ЭМОЦИИ И ИХ ФУНКЦИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭМОЦИИ И ИХ ФУНКЦИИ

Мещерякова Марина Игоревна
аспирант, Таганрогский институт управления и экономики, РФ, г. Таганрог

 

EMOTIONS AND THEIR FUNCTIONS

 

Marina Meshcheryakova

Postgraduate student, Taganrog Institute of Management and Economics, Russia, Taganrog

 

Аннотация. Проблема влияния эмоций на поведение личности является одной из важнейших в современной психологии. Значительное число исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее, показали ее глубину, определили спектр направлений анализа психологии поведения. Изучение психологии эмоций позволяет расширить представления об адаптивной психической активности, о факторах, обеспечивающих эффективное поведение личности в процессе ее адаптации.

Abstract. The problem of the influence of emotions on personality behavior is one of the most important in modern psychology. A significant number of studies have by no means exhausted the problem, rather, they have shown its depth, determined the range of areas of analysis of behavior psychology. The study of the psychology of emotions makes it possible to expand the understanding of adaptive mental activity, about the factors that ensure effective behavior of a person in the process of its adaptation.

 

Ключевые слова: положительная/отрицательная эмоция; чувство.

Keywords: positive/negative emotion; feeling.

 

У нас, людей, есть великое множество способов выразить свое душевное состояние. На одном конце спектра у нас есть так называемые естественные выражения, такие как визг, гримасы, вздохи, слезы и смех, где предполагается, что как поведение, так и его связь с выражаемыми состояниями заложены природой. Так называемые базовые эмоции (например, страх, гнев, счастье, отвращение) представляют собой парадигмальные примеры состояний ума, которые имеют естественное выражение. Но, конечно, многие из наших эмоций выходят за рамки этой категории, и среди невербальных форм поведения, которые их выражают, есть мимика, жесты и манеры поведения тела, которые имитируются или приобретаются и являются более или менее традиционными (например, обнимать, прыгать от радости, топать ногами, приподнимая шляпу, высовывать язык).

Эмоции – это системы быстрой обработки информации, которые помогают нам действовать, не задумываясь [11]. Проблемы, связанные с рождением, битвой, смертью и соблазнением, возникали на протяжении всей эволюционной истории, и эмоции эволюционировали, чтобы помочь людям быстро адаптироваться к этим проблемам и с минимальным сознательным когнитивным вмешательством. Если бы у нас не было эмоций, мы не могли бы быстро принимать решения относительно того, нападать ли, защищаться, убегать, заботиться о других, отказываться от пищи или приближаться к чему-то полезному, и все это было функционально адаптивным в нашем организме. Эволюционная история и помогла нам выжить. Например, употребление испорченного молока или тухлых яиц имеет негативные последствия для нашего благополучия. Однако эмоция отвращения помогает нам немедленно принять меры, не проглатывая их в первую очередь и не выплевывая с рвотой. Эта реакция является адаптивной, потому что она помогает, в конечном счете, нашему выживанию и позволяет нам действовать немедленно, не задумываясь. В некоторых случаях потратить время на то, чтобы посидеть и рационально обдумать, что делать, подсчитав в уме соотношение затрат и выгод, – это роскошь, которая может стоить человеку жизни. Эмоции эволюционировали таким образом, что мы можем действовать без такой глубины мышления.

В психологических исследованиях показано, что эмоции не характеризуются определенным оценочным содержанием, и являются только фактором образования ценностного отношения с его последующим оценочным переосмыслением. К. Изард, в частности, отмечает следующее: «Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение» [3].

По мнению Ильина, положительными или отрицательными бывают не эмоции, а их влияние на поведение и деятельность человека, а также впечатление, которое они производят [4]. Непосредственная причина эмоции – это, как правило, интеллектуальная оценка данного положения вещей как вероятного или неожиданного, желательного или нежелательного для субъекта. На важную роль этого фактора в возникновении эмоций было впервые указано Б. Спинозой [9]. Причиной положительных эмоций (радости, восхищения, надежды и т. д.) является наша интеллектуальная оценка каких-то событий как желательных, а причиной отрицательных эмоций (тоски, горя, отчаяния, ненависти и возмущения) – оценка каких-либо событий как нежелательных. Внутри каждого из этих классов существует более тонкая дифференциация причин.

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства [8].

Эмоции направляют нас к необходимому поведению. При срабатывании, эмоции управляют такими системами, как восприятие, внимание, логический вывод, обучение, память, выбор цели, мотивационные приоритеты, физиологические реакции, двигательное поведение и принятие поведенческих решений [11]. Эмоции одновременно активируют определенные системы и деактивируют другие, чтобы предотвратить хаос конкурирующих систем, работающих одновременно, обеспечивая скоординированные реакции на раздражители окружающей среды. Например, когда мы боимся, наш организм временно отключает ненужные пищеварительные процессы, что приводит к уменьшению выделения слюны (сухость во рту); кровь непропорционально приливает к нижней половине тела; поле зрения расширяется; и вдыхаемый воздух – все это подготавливает организм к бегству. Эмоции инициируют систему компонентов, которая включает субъективный опыт, экспрессивное поведение, физиологические реакции, тенденции к действию и познание – все это для целей конкретных действий; термин “эмоция” на самом деле является метафорой для этих реакций. Однако одним из распространенных недоразумений, возникающих у многих людей, когда они думают об эмоциях, является убеждение, что эмоции всегда должны непосредственно приводить к действию. Это неправда. Эмоция, безусловно, подготавливает тело к действию; но действительно ли люди участвуют в действии, зависит от многих факторов, таких как контекст, в котором возникла эмоция, цель эмоции, воспринимаемые последствия чьих-либо действий, предыдущий опыт и так далее. Таким образом, эмоции являются лишь одной из многих детерминант поведения, хотя и важной.

Эмоции выполняют следующие основные функции [6]:

– Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. 

– Функция мобилизации (стимулирующая). Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации. Также отметим, что имеет место также мотивационная функция эмоций, которая проявляется в том, что эмоции могут выступать как самостоятельные источники активности и поведения человека. 

– Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например, боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь [5]. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того, чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Также отметим, что регулятивная функция эмоций выражается в том, что стойкие переживания человека могут направлять поведение человека, поддерживать его, а также заставляют преодолевать встречающиеся препятствия. Регулятивные механизмы способствуют снятию избытка эмоционального возбуждения [1].

– Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Эмоции и чувства – личностные образования [2]. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша – не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. 

Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Эмоции отличаются следующими особенностями.

1. Субъективный характер. 

2. Крайнее многообразие качественных особенностей. 

3. Пластичность. 

Отличительными особенностями чувств являются:

1. Отчетливо выраженная интенсивность. 

2. Ограниченная продолжительность. 

3. Осознанный характер. 

4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами, его вызывающими. Чувства отличаются сложностью и многообразием эмоциональных переживаний. В зависимости от их содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие [7].

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами личности [10]. Так же эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, тем самым способствуя ориентации человека в различных ситуациях. Отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма.

 

Список литературы:
1. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
2. Дружинин В. Психология. – СПб.: Питер, 2001. – 656с.
3. Изард К. Е. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2003.
4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 392 с.
5. Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 224 с.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2005.
7. Маклаков А. Общая психология. – М., 2005. – 785с.
8. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие. – Санкт-Петербург; Питер, 2007. –713с.
9. Спиноза Б. Б. Спиноза Избранные произведения. – М.: Книга по Требованию, 2014. – 357 c.
10. Формановская Н. И. Эмоции, чувства, интенции, экспрессия в языковом и речевом выражении / Лингвистический поиск на рубеже веков. – М., 2000. – 186 с.
11. Cosmides L., Tooby J. Beyond intuition and instinct blindness: The case for an evolutiona-rily rigorous cognitive science // Cognition. 1994. Vol. 50. P. 41-77.