Статья:

Особенности проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих по контракту

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Луняка А.Н. Особенности проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих по контракту // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 58-66.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих по контракту

Луняка Анатолий Николаевич
ст. преподаватель, подполковник, ФГКВОУ ВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ», РФ, Саратов

 

FEATURES OF THE PROBLEM OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MILITARY SERVANTS UNDER CONTRACT

 

Anatoly Lunyaka

is a teacher, the lieutenant colonel, VO FGKVOU equipment "The Saratov military of the Order of Zhukov institute of troops Decorated with the Order of the Red Banner of national guard of the Russian Federation", Russia, Saratov

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов и солдат. Представлены результаты эмпирического исследования, проводимого на базе воинских частей, дислоцированных в Чеченской республике. В исследовании принимали участие 121 военнослужащий в возрасте от 18 до 45 лет. В качестве методов исследования использовались: анкетирование и методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в модификации А.К. Осницкого. На этапе пилотажного исследования была выявлена группа военнослужащие с низким уровнем социально-психологической адаптации и группа со средним и высоким уровнем адаптации. Сравнительный анализ групп позволил сформулировать ряд выводов, отраженных в статье. Выявлены факторы неудовлетворенности службой социально-психологического характера, связанные со служебными отношениями (внутренние) и факторы неудовлетворенности службой социально-психологического характера, не связанные со служебными отношениями (внешние). Раскрываются стрессогенные факторы, влияющие на успешность адаптации. На основе анализа социально-демографических данных (возраст, социальное проис­хождение, семейное положение и т. д.) и психологических характе­ристик военнослужащих составлен социально-психологический портрет современного контрактника. Анализ показал, что основные проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих по контракту связаны с возрастными особенностями, низкой мотивацией к военной деятельности, негативным прошлым опытом, личностными и профес­сиональными деформациями. Автор статьи приходит к выводу о том, что для успешной адаптации к стрессогенному влиянию служебно-боевой деятельности и предупреждению профессиональной деформации военнослужащих по контракту, проходящих службу в частях и подраз­делениях войск национальной гвардии на должностях солдат и сер­жантов, крайне важно психологическое сопровождение их деятельности.

Abstract. Article is devoted to features of social and psychological adaptation of the military personnel serving under the contract at positions of sergeants and soldiers. Results of the empirical research conducted on the basis of the military units deployed in the Chechen republic are presented. Participated 121 servicemen aged from 18 up to 45 years in a research. As methods of a research were used: questioning and a technique of diagnostics of social and psychological adaptation of K. Rogers and R. Daymond in A.K. Osnitsky's modification. At a stage of a flight research the group the military personnel with the low level of social and psychological adaptation and group with the average and high level of adaptation has been revealed. The comparative analysis of groups has allowed to formulate a number of the conclusions reflected in article. The factors of dissatisfaction with service of social and psychological character connected with the office relations (internal) and factors of dissatisfaction with service of social and psychological character, not connected with the office relations (external) are revealed. The stressogenny factors influencing success of adaptation reveal. On the basis of the analysis of social and demographic data (age, a social origin, marital status, etc.) and psychological characteristics of the military personnel the social and psychological portrait of the modern contract employee is made. The analysis has shown that the main problems of social and psychological adaptation of contract servicemen are connected with age features, low motivation to military activity, negative last experience, personal and professional deformations. The author of article comes to a conclusion that psychological maintenance of their activity is extremely important for successful adaptation to stressogenny influence of office and fighting activity and prevention of professional deformation of the contract servicemen serving in parts and divisions of troops of national guard at positions of soldiers and sergeants.

 

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; полная адаптация; военнослужащие по контракту; стрессогенные факторы; социально-психологический портрет контрактника.

Keywords: social and psychological adaptation; full adaptation; contract servicemen; stressogenny factors; social and psychological portrait of the contract employee.

 

Введение

Проблема социально-психологической адаптации военнослужащих весьма актуальна в современных условиях военной службы. От решения этой проблемы зависит эмоциональная устойчивость военнослужащих и качество выполнения ими своих основных обязанностей.

Социально-психологическая адаптация в качестве объекта изучения занимает в современных психологических исследованиях одно из ключевых мест. К особенностям психологической адаптации обращались в своих работах Б.Г. Ананьев, А.А. Баранов, В.В. Гриценко, Д.Н. Дубровин, В.В. Константинов, А.Р. Кудашев, А.А. Налчаджян, А.А. Реан и многие другие. Аспекты социальной адаптации широко изучены Л.Г. Дикой, Р.Ф. Ихсановым, А.Л. Журавлевым, Н. Смелзером, Н.С. Южаниной и др. Вопросами социально-психологической адап­тации военных занимались Л.Г. Егоров, Я.В. Подоляк, С.И. Розанов, Ж.Г. Сенокосов, В.Г. Чайка.

Зарубежные ученые также активно работают в области исследо­вания социально-психологической адаптации. История изучения процес­сов адаптации западными исследователями подробно описана в статье «Social and Psychological Resources and Adaptation» [Stevan E. Hobfoll, 2002].

Как показал анализ научной литературы, понятие «социально-психологическая адаптация», балансирующее на стыке социологии и психологии, не имеет однозначной трактовки. Социальная адаптация трактуется в самом общем смысле как «приспособление психологии (например, эмоционального настроя, состояния и т. п.) и поведения человека к социальным условиям или к ситуации, в которой он находится» [Немов, Алтунина, 2010, с. 336]. Говоря о психологической адаптации, нам более всего импонирует определение Д.Н. Дубровина. С его точки зрения психологическая адаптация – это «единство и взаимодействие социальной и личностной адаптации к современной жизни» [Дубровин Д.Н., 2005]. По сути понятия психологической адаптации и социальной адаптации во многом синонимичны, но если в первом случае на первый план выходит личность, то во втором – социум.

В интерпретации А. Маслоу, полная адаптация – это «реализо­ванная потребность в самореализации, то есть то, к чему мы стремимся в своей практической деятельности» [Варламова А.Я., 2005, с. 19]. С этой позиции можно рассматривать полную адаптацию военнослужащих как самореализацию. В действительности же полной адаптации (самореализации) достигает малый процент военнослужащих.

В науке общим местом стало то, что адаптация аккумулирует в себе физиологический, биологический, психологический, педагогический и социальный процессы. В следствие этого выделяют такие виды адаптации, как биофизиологическая и социально-психологическая. Обращаясь к изучению социально-психологической адаптации, нельзя забывать и о биофизиологии испытуемых, так как физиологические особенности играют не последнюю роль в процессе любой адаптации, что и будет доказано далее.

А.А. Реан определяет социально-психологическую адаптацию как деятельное самоизменение личности согласно требования ситуации [Реан А.А., 2008]. В данной статье мы будем подразумевать под социально-психологической адаптацией военнослужащих включение в конкретный военный социум (коллектив воинской части), установление взаимоотношений с сослуживцами, командирами и присвоение лич­ностью черт новой группы.

Различают несколько типов социально-психологической адаптации: нормальная (адаптация проходит без нарушений норм социальной группы), девиантная или отклоняющаяся (во время адаптации личность удовлетворяет свои потребности), патологическая (личность осущест­вляет адаптацию при помощи патологических форм поведения) [Давтян Р.А., 2015, с. 312-313]. Безусловно, процесс адаптации будет успешен только в том случае, если нормы и ценности коллектива станут нормами и ценностями личности. Однако для разработки психологи­ческих рекомендаций необходимо диагностирование подопечных. Начнем с составления социально-психологического портрета современ­ного контрактника.

Основная часть

Анализ социально-демографических данных и психологических характеристик военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат, помог составить социально-психологический портрет современного контрактника. Вот его основные составляющие.

Весь «контингент» контрактников предполагает условное деление на три подкатегории:

  • военнослужащие, поступившие на службу по контракту в период прохождения службы по призыву (как вариант, сразу после окончания службы по призыву);
  • военнослужащие, поступившие на службу по контракту с «гражданки»;
  • военнослужащие-женщины.

В частях, дислоцированных в Чеченской республике на постоянной основе (далее – в ЧР), до 70 % военнослужащих по контракту составляют молодые люди в возрасте до 25 лет (свыше 38 % из них до 21 года). В остальных частях распределение по возрастным группам относительно равное в квотном соотношении, тем не менее, стоит отметить, что возраст почти 39 % военнослужащих этих воинских частей превышает 30 лет. Молодой возраст военнослужащих позволяет достаточно гибко и опти­мально привыкнуть к новому коллективу, т. е. способствует социально-психологической адаптации.

Возраст является достаточно важной социально-демографической характеристикой в силу наличия у различных возрастных групп присущих им особенностей, имеющих, с точки зрения прохождения военной службы по контракту, различные аспекты. Так, возраст от 18 до 27 лет наиболее благоприятный для профессионального становления и адаптации к службе в армии. Для молодых людей в этот период жизни характерны, с одной стороны, физическое здоровье и выносливость, активность, желание самореализоваться, романтическое отношение к службе, а с другой, – легкомысленность, отсутствие зрелости и, вследствие этого, порой криминогенная направленность поведения и т. п. Военнослужащим старше 30 лет в большей степени присущи: жизненный опыт, высокий профессионализм, ответственность, но, в тоже время, и повышенные требования к комфорту и условиям жизни для себя и своей семьи, рационализм в выборе профессии, свойственное зрелому возрасту осмысленное отношение к риску для жизни и здоровья и т. п.

По социальному происхождению подавляющее большинство (свыше 70 %) военнослужащих – выходцы из семей рабочих. Анализ уровня образования респондентов показал, что, в среднем, половина военнослужащих-контрактников имеет среднее и среднее профессио­нальное образование. Однако достаточно высока доля военнослужащих, имеющих неполное среднее образование (особенно проходящих службу в ЧР – 18,8 %). При этом наибольшее число военнослужащих, имеющих неполное среднее образование, проходят службу в ЧР и в частях опера­тивного назначения. Образование помогает в процессе социально-психологической адаптации, полученные профессиональные знания и опыт расширяют психологическую основу, на которой возможно налаживание взаимоотношений с окружающими.

Интересна область исследования, касающаяся качественного состава военнослужащих по контракту. Так, на вопрос о роде деятель­ности до заключения контракта о прохождении военной службы 23,4 % респондентов выбрали показатель «нигде не работал». На осно­вании этого можно предположить, что среди данной категории военнослужащих велика доля маргинального элемента, а также людей, не нашедших себя на «гражданке» и пришедших на службу от безысходности.

Для таких военнослужащих характерны негативные эмоциональные состояния вплоть до субдепрессивных, длительное включение в ситуации, содержащие высокие эмоциональные нагрузки. Все это становится причинами снижения адаптивных механизмов психики военнослужащих. И, как следствие, приводит не только к снижению показателей профессиональной деятельности, повышению заболевае­мости личного состава подразделений, но и к профессиональной дефор­мации, влекущей за собой девиантное поведение военнослужащих, что выражается в совершении ими правонарушений (дисциплинарных проступков и преступлений), злоупотреблении спиртными напитками, употреблении наркотических средств, суицидальном поведении.

Поступление на военную службу по контракту у большой части граждан (особенно в экономически отсталых районах) обусловлено ростом безработицы и нестабильности в гражданской сфере деятельности. У них нет желания делать военную карьеру, и они рассматривают прохождение службы как возможность обеспечить свое существование. Повышение с начала 2012 года денежного довольствия военнослужащих определяет их мотивацию к службе, которая основывается на материальных запросах.

Для успешной адаптации к стрессогенному влиянию служебно-боевой деятельности и предупреждению профессиональной деформации военнослужащих по контракту, проходящих службу в частях и подразделениях войск национальной гвардии на должностях солдат и сержантов, крайне важно психологическое сопровождение их деятельности.

Учитывая войсковой опыт автора и работу с людьми, в войсках определены основные трудности, которые испытывают военнослужащие по контракту и актуальные стрессогенные факторы, влияющие на успешность адаптации. К ним относятся следующие факторы:

Факторы неудовлетворенности службой социально-психологического характера, связанные со служебными отношениями (внутренние):

а) организационно-управленческие:

  • искажение командирами и начальниками дисциплинарной практики;
  • принуждение военнослужащих к исполнению не своих обязанностей;
  • недостаточная квалификация командиров и начальников (особенно в звене взвод — рота);
  • недостаточная помощь и внимание со стороны старших, опытных сослуживцев и начальников;
  • грубость, оскорбления и унижение личного достоинства военнослужащих со стороны командиров и начальников;
  • высокая служебная нагрузка, ограниченные возможности восстанавливать силы после выполнения служебных задач;

б) обусловленные включенностью военнослужащих в воинский
коллектив:

  • не устраивают отношения (свой ролевой статус) в коллективе;
  • не сложились отношения с командирами;

в) обусловленные личностными особенностями военнослужащих и отсутствием опыта службы:

  • неумение организовать и планировать свою деятельность;
  • недостаточный объем знаний по воинской специальности, по задачам, выполняемым подразделением;
  • дефицит времени для восстановления сил [Сенокосов, 2012; Тарасов, 2006; Чайка, 2014].

Однако, интересно то, что для данной категории военнослужащих наиболее значимыми факторами являются внешние, т. е. не обусловлен­ные проблемами, связанными со служебной деятельностью.

Перечислим факторы неудовлетворенности службой социально-психологического характера, не связанные со служебными отношениями (внешние):

Первая группа этих проблем связана с психологическими комплексами военнослужащих. Например, на службу по контракту поступает достаточно большое количество людей в возрасте старше 30 лет. Эти люди накопили к своим годам определенный негативный жизненный опыт. Кто-то из них испытывает материальные трудности и рассматривает службу по контракту как способ поправить свое финансовое положение, кто-то не состоялся как глава семьи или еще каким-то образом не самореализовался в жизни. Зачастую (особенно это присуще для жителей провинциальных населенных пунктов), военная служба становится безальтернативным выбором трудоустройства в связи с сокращением производства или отсутствием рабочих мест в городе или поселке. Наблюдения показали, что для таких людей характерны неуверенность в себе, эмоциональная неуравновешенность или возбужденность, негативная Я-концепция, неадекватная самооценка. В ходе повседневной служебной деятельности на фоне более «успешных» и не обремененных подобными проблемами «контрактников» данные военнослужащие испытывают психологический дискомфорт, многие из них находятся в преддепрессивном состоянии.

Другая группа внешних факторов связана с семейными отноше­ниями. Большинство военнослужащих по контракту связаны узами брака или проживают так называемым «гражданским браком». Стресс-факторами «семейного происхождения» являются:

  • конфликтные ситуации в семье, разводы;
  • супружеские измены;
  • бытовая неустроенность членов семей (отсутствие работы у супруги или супруга, отсутствие возможности посещать дошкольные учреждения детьми и т. д.);
  • тяжёлые жилищные условия, материальные трудности;
  • наличие больных родственников, требующих ухода и др. [Козлов, 2013; Ровенских, 2011; Тузова, 2006].

Выводы

Для военнослужащих по контракту присущи проблемы неслу­жебной деятельности, связанные с активным участием некоторых «контрактников» в неформальных движениях и организациях, порой маргинального толка, а также религиозных сектах. Всё чаще причинами дезадаптивного поведения военнослужащих по контракту являются кредитная, игровая зависимости и т. п.

Проблемной адаптацией будет и адаптация военнослужащих имеющих собственный криминальный опыт или тесно общавшихся с такими лицами. К сожалению, на сегодняшний день, в связи с демо­графическими проблемами, на военную службу призываются граждане из этой категории населения. Хотя общая тенденция к криминализации российского общества не исключает элементов криминальной суб­культуры и среди представителей «благополучных» категорий военнослужащих.

Таким образом, проведенный анализ показал, что основные проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих по контракту связаны с возрастом после 30 лет, низкой мотивацией к военной деятельности, негативным прошлым опытом, личностными и профессиональными деформациями.

 

Список литературы:
1. Варламова А.Я. Школьная адаптации. ВГПУ, Институт проблем личностно ориентированного образования. 2-е изд. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. 204 с. 
2. Давтян Р.А. Социально-психологическая адаптация личности // Молодежь и XXI век.  2015. С. 311-313.  
3. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дисс, 2005. URL: http://www.childpsy.ru/
dissertations/id/18403.php (Дата обращения: 29.05.2018).
4. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
5. Козлов В.А. Формирование у курсантов вузов внутренних войск МВД России нравственного отношения к сослуживцам: дис. ... канд. педагог. наук. М., 2013. 202 с. 
6. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. Изд. 2-е. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
7. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 432 с.
8. Реан А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 479 с. 
9. Ровенских О.А. Педагогическая технология процесса адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2011. 229 с.
10. Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: дис. канд. психол. наук. М.: Голицынский пограничный институт ФСБ России, 2012. 264 с. 
11. Тарасов М.М. Психолого-педагогическая характеристика служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2006. № 14. С. 257–269.
12. Тузова О.Н. Зависимость успешности адаптации к деятельности в особых условиях от социально-психологических характеристик личности военнослужащих: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006. 162 с.
13. Чайка В.Г. Социально-психологическая адаптация офицеров в трудовой деятельности: дисс.канд. психол. наук. М., 2014. 195 с.
14. Штак С.В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества // Сибирская психология сегодня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. Вып. 3. С. 267–273.
15. Stevan E. Hobfoll. Social and Psychological Resources and Adaptation // Review of General Psychology. 2002, Vol. 6, No. 4, 307–324.