Статья:

Мотивация к изучению предмета «русский язык» как важное психологическое условие формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Гераськова Е.С. Мотивация к изучению предмета «русский язык» как важное психологическое условие формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 82-87.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мотивация к изучению предмета «русский язык» как важное психологическое условие формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Гераськова Елена Сергеевна
студент, Московский городской педагогический университет (МГПУ), РФ, г. Москва

 

MOTIVATION TO STUDY THE SUBJECT "RUSSIAN LANGUAGE" AS AN IMPORTANT PSYCHOLOGICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

 

Elena Geraskova

Student, Moscow City Pedagogical University (MGPU), Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у младших школьников мотивации к изучению предмета «русский язык».

Опираясь на практический опыт, автор описывает пути формирования у младших школьников мотивации к изучению предмета «русский язык» на уроках по данной учебной дисциплине и рассматривает мотивацию как важное психологическое условие развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Статья представляет интерес для учителей начальных классов, студентов педагогических факультетов.

Abstract. The article is devoted to the problem of formation of motivation among elementary school students to study the subject "Russian language".

Based on practical experience, the author describes the ways in which elementary school students form motivation to study the subject "Russian language " in the lessons of this academic discipline and considers motivation as an important psychological condition for the development of regulatory universal educational actions in Russian lessons.

The article is of interest to elementary school teachers, students of pedagogical faculties.

 

Ключевые слова: мотивация; младшие школьники; практический опыт; уроки русского языка; регулятивные универсальные учебные действия.

Keywords: motivation; elementary school students; practical experience; Russian language lessons; universal regulatory educational activities.

 

Очень важно развивать у младших школьников умения в регулятивной сфере. Они должны уметь и планировать, и контролировать, и корректировать учебную деятельность.

Чрезвычайно важен в этом плане такой предмет, как русский язык. Дети не только изучают этот предмет, но и посредством русского языка овладевают другими предметами.

Очевидно, что важным психологическим условием формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка является мотивация к изучению данного предмета.

В переводе с французского («motif») термин «мотив» означает «побудительная причина». В современной психологии под мотивом подразумевается такое психическое явление, которое становится побуждением к деятельности.

Мотивация – это совокупность таких факторов, которые активизируют и направляют мышление и поведение.

Разными учащимися движут одновременно множество мотивов. Мотив при этом выступает в качестве компонента такой сложной системы, как мотивационно-потребностная сфера личности. По мнению Б.Ф. Ломова, это «вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни» [4, с. 134].

Л.И. Божович и ее ученики, исследуя проблему мотивации, пришли к выводу, что учебная деятельность побуждается двумя основными группами мотивов. Первая группа – это мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Вторая – это мотивы, которые находятся за пределами учебного процесса. По словам Л.И. Божович, речь идет о мотивах, «порождаемых всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью» [2, с. 89].

В.М Матюхина предложила классификацию мотивов, которая отчасти нуждается в уточнении, но в целом отражает суть явления.

Первая группа – мотивы, связанные с прямым продуктом познания и учения.

  • Мотивы, связанные с содержанием учения (они побуждают учиться, стремиться узнавать новые факты, овладевать новыми знаниями, способами действий, проникать в суть явлений. Они позволяют сформировать мотивацию содержанием).
  • Мотивы, связанные непосредственно с процессом учения (детей увлекает процесс обучения как с учителем, так и с другими детьми в учебной деятельности; такой процесс, как правило, изобилует игровыми приемами, техническими средствами, различными инновациями. Таким образом возникает мотивация процессом).

Вторая группа – мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.

  • Широкие социальные мотивы

(1. общественно ценные (это мотивы чести, ответственности, долга перед родителями, классом, учителем, обществом, Родиной и др.);

2. узколичные (мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования – так называемая престижная мотивация);

3. «мотивы избегания неприятностей» (мотивы, основанные на негативе, когда учение проходит на основе принуждения, страха «наказания» (за плохие отметки, за результат ниже ожидаемого и т.п.))

Формируя мотивацию к изучению такого сложного и крайне необходимого предмета как «русский язык», важно, чтобы педагог понимал, на какие мотивы в первую очередь необходимо ориентироваться, чтобы реализовать учебную деятельность, чтобы она была наиболее эффективна и продуктивна.

Неоспорим тот факт, что вызвать интерес к предмету может только тот учитель, кто сам увлечен его содержанием и ориентирован на пробуждение интереса к данному предмету и у учащихся, кто мастерски внедряет на уроке новые методики, технологии, разного рода инновации, игровые приемы обучения, использование которых, по мнению Ф.А. Сидоришина, особо эффективны для достижения различных целей в учебном процессе и для создания у младших школьников мотивации к изучению предмета «русский язык», ведь первоклассники еще вчера были дошкольниками, для которых игра была ведущей деятельностью [6, с. 516].

Начинать формировать мотивацию к изучению предмета «русский язык» у детей надо уже в 1 классе с первых дней. На наш взгляд, УМК по программе «Школа России» очень подходит для этих целей, т.к. его содержание всецело направлено на создание мотивации к учебной  деятельности, на развитие интереса к предмету «русский язык», к русской культуре, к русской литературе.

Уже на первых страницах Азбуки первоклассники обращаются к русскому фольклору. Дети с удовольствием вспоминают русские народные сказки. Например, на странице 5, работая по темам «Предложение», «Речь», учащиеся, придумывая предложения по картинкам к сказкам «Гуси-лебеди» и «По щучьему велению», составляют текст сказок. Им очень нравятся такие уроки. Особый интерес вызывает инсценирование этих сказок. Дети с радостью обыгрывают разные сюжетные повороты. Увлеченные самим процессом учения, дети постепенно приобретают различные умения в регулятивной сфере. Они учатся ставить цель (сейчас мы будем инсценировать сказку), составлять план действий (какие события за какими следуют, какие герои вслед за какими героями совершают действия), оценивать свою работу (понравилась ли сказка, какой герой вызывает одобрение, какой – порицание).

На странице 6 картинка к сказке «Теремок». Современные технические средства позволяют и учителю, и детям реализовать самые дерзкие планы. Например, можно предложить детям посмотреть мультфильм «Теремок». И сказать им, что «звук не работает и предложить «озвучить» мультфильм». Это не менее занимательно, чем инсценировка.

На странице 7 – картинка к сказке «Репка». Вдохновленные предыдущей работой по сказкам «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Теремок», первоклассники с удовольствием ставят новые цели (они предлагают и инсценировать сказку, и пересказать, и показать маленький кукольный спектакль). Если позволяют технические и материальные средства для этого, то организовать и показать такой мини-спектакль – это достаточно просто. (Для этого понадобится небольшая ширма и несколько кукол, которые надеваются на пальцы). Творческая обстановка на таком уроке позволяет выявить много способностей у разных учеников. Дети прекрасно ставят цели, распределяют роли, обозначают кто и за кем произносит свои слова по роли. После спектакля анализируется и оценивается работа каждого.

Аналогично можно построить работу по любой сказке.

Главное, что у первоклассников возникает интерес и любовь к этому предмету, они ждут этих уроков.

На первых же страницах Азбуки дети знакомятся и с пословицами и поговорками, узнают, как красива и богата русская речь.

На странице 11 рисунок к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Теперь младшие школьники знакомятся и с авторской сказкой. Несомненно, что знакомство и с русским фольклором, и с произведениями русской классической литературы не только обогащает детей, но и развивает интерес и к русской литературе, и к русской культуре.

Младшие школьники рады узнать и о русском быте, и об укладе жизни русских людей.

Теперь у детей может формироваться мотивация к изучению предмета «русский язык» не только процессом обучения, но и содержанием. Первоклассники с большим интересом начинают изучать русский язык, узнавать факты из истории языка.

Эта работа может (да и, наверное, должна) подкрепляться и внеклассными мероприятиями (различные утренники «Что за прелесть эти сказки»; выставки рисунков и иллюстраций к различным сказкам, пословицам, поговоркам; конкурсы на лучшее знание русского фольклора и др.), и внешкольными мероприятиями (экскурсии, посещение театров, выставок, посвященных данной тематике). Наиболее ощутим эффект от такой работы, когда родители поддерживают педагога и продолжают его начинания с детьми и дома.

Практика показывает, что организованная таким образом учебная деятельность позволяет сформировать уже в первые месяцы обучения мотивацию к изучению русского языка.

Содержание программного материала в учебниках по русскому языку для 2, 3 и 4 класса позволяет продолжить и углубить начатую в 1 классе работу. Великолепные «картинные галереи» в этих учебниках позволяют регулярно обращаться к шедеврам русских художников и мотивируют посещать «Третьяковскую галерею» и другие подобные выставки и музеи.

Читая на уроках литературного чтения произведения русских писателей-классиков, младшие школьники могут продолжить знакомство с русской классикой на различных театральных сценах.

Таким образом, у детей просыпается интерес, а затем и любовь и к русской культуре, и к русскому языку, а это залог того, что младшие школьники будут с увлечением изучать предмет «русский язык», что позволит учителю реализовать любые задачи, в том числе и сформировать необходимые умения в регулятивной сфере.

 

Список литературы:
1. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст]. Москва: Просвещение, 2014. - 152 с.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 2001. С.300.
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкин М.В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. Москва: Просвещение, 2014. – 340 с.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – Москва, 1984. С.446.
5. Савенков А.И. Учебные исследования в начальной школе // Начальная школа, 2010. № 12. С. 101.
6. Сидоришин Ф.А. Развитие одаренности подростков с применением игровых заданий в условиях временных детских коллективов // Психология одаренности и творчества, 2019. С. 515-520.