Статья:

Образ «идеального человека» и особенности его воспитания

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Сидорова А.А. Образ «идеального человека» и особенности его воспитания // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 125-129.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Образ «идеального человека» и особенности его воспитания

Сидорова Анна Андреевна
студент Иркутского национального исследовательского технического университета, РФ, г. Иркутск

 

THE IMAGE OF THE "IDEAL MAN" AND ESPECIALLY HIS UPBRINGING

 

Anna Sidorova

student, The Irkutsk national research technical University, Russia, Irkutsk

 

Аннотация проанализированы результаты социологического исследования, выполненного в рамках качественной стратегии исследования. Применена попытка кросскультурной интерпретации полученных данных. Представлены мнения респондентов о наиболее ценных качествах, составляющих образ «идеального человека» и условиях его формирования в семье. Что позволяет делать предположения о будущих трендах в изменении общественного мнения и социальной ситуации в сфере семейных отношений, социализации и воспитания. В качестве идеала может выступать совокупность норм поведения; образ, воплощающий наиболее ценные и привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом. Поскольку стремление достичь идеала может выступить как важнейший мотив поведения человека, он становится тем, что составляет смысл его жизни. Идеальный образ также необходим для создания различного рода рекламы, моды, выработки нужных обществу потребностей у людей, в него верят все и стремятся реализовать в ходе воспитания.

Abstract analyzed the results of sociological research performed in the framework of qualitative strategy of the study. Applied attempt of cross-cultural interpretation of the data. Presents opinions of respondents about the most valuable qualities that constitute the image of the "ideal man" and the conditions of its formation in the family. That allows you to make assumptions about future trends in public opinion and social situation in the sphere of family relations, socialization and education. The ideal may be a set of rules of conduct; the image embodies the most valuable and attractive human traits, an image that serves as a model. Because the desire to achieve the ideal can serve as the most important motive of human behavior, becomes what is the meaning of his life. Perfect image also needed to create various kinds of advertising, fashion, produce the society needs people who believe in it all and strive to realize in the course of education.

 

Ключевые слова: образ «идеального» человека; воспитание; нормы; ценности

Keywords: image of the «ideal» person; education; norms; values.

 

Идеал – образ человека, являющегося образцом для других. Идеал рассматривается многими науками как нечто недостижимое, то к чему необходимо стремиться. Идеал человека не всегда представляет собой его идеализированное отображение. В идеале нередко воплощается то, чего не достает человеку, то, к чему он стремится для того, чтобы удовлетворить свои желания и осуществить мечты.

С точки зрения психологического подхода «идеальный человек» воспитывается в обществе и проходит все стадии социализации. В результате ценностного отображения действительности в человеческом сознании создается представление и понятие о мире.

Поиск «идеальных» людей волновал различных авторов, начиная с Платона и до современных исследователей [1, с. 119]. В этой связи теоретической основой нашего исследования выступают работы и концепции различный авторов в области социологии и психологии: теория идеальных типов Макса Вебера, концепция личности, Э. Фромма, работы в области обучения и воспитания Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейма.

Идеал  идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. в отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности в форме выбора цели. Наличие И. в мировоззрении связано с особым состоянием эталонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей. Многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько отражающих основной круг его интересов, активности (общественный, эстетический, нравственный, научный, религиозный и др.).

В этом и заключается основное противоречие, которое мы выявили в ходе исследования. С одной стороны, современная семья является носителем традиционных идеалов, эти идеалы проговариваются и декларируются и, даже, может быть, частично воплощаются в практике семейного воспитания. С другой стороны влияние среды и ее факторов исключить невозможно, даже закрываясь в диаспорах и семейных кругах. Причем чем выше уровень жизни семьи, тем больше она включена в системы современных отношений, с их стремлением к индивидуализации и глобализации.

Такое противоречие порождает формирование идеала как некого гибрида, вбирающего в себя и требования современности, и традиционные ценности. Мы может сейчас наблюдать процесс трансформации традиционного идеала человека и формирование неких новых его черт.

В сравнении с идеалом человека, описанным в литературе, выделенным в ходе теоретического анализа и полученными результатами эмпирического анализа можно выделить следующие отличия. Теоретический подход к определению идеального человека ориентирован на формирование духовных качеств человека, таких как свобода выбора, личностный и духовный рост, самосовершенствование, эстетическое и художественное мироощущение. Опрошенные молодые люди рассуждали более прагматично, они рассматривали в основном качества необходимые для жизни и адаптации в обществе – стрессо устойчивость, уверенность, спокойствие и т. д. В настоящее время конкурентно способность сильно повысилась поэтому нужно много времени уделять карьере, работе. Именно поэтому так необходимо воспитывать в себе нужные качества, а без самоконтроля, достижение которого для многих так сложно, в условиях семьи, быта невозможно.

В методологии Вебера теория была важнее опыта, дедуктивное размышление опережало индуктивное обобщение. Чтобы в эмпирическом хаосе выявить повторяющиеся в разные исторические периоды устойчивые черты поведения, Вебер сконструировал свои идеальные типы – домохозяйство, бюрократию, предприятия, которые и позволили превратить социологическое исследование в сравнительно-историческое. С их помощью он намеревался выяснить, в какой мере эмпирическая реальность расходится с теоретической конструкцией.

Идеальный тип использовался Вебером как инструмент научного открытия, с помощью которого он намеревался выявить:

а) сходное в различных исторических событиях (это первый шаг на пути к причинно-следственному объяснению);

б) различное в череде похожих явлений (это позволяло отказаться от унылых универсальных схем эволюции, а заодно и от функционализма Дюркгейма).

Критикуя Дюркгейма, Вебер писал, что функциональный подход является в социологии не главным, а дополнительным методом исследования. Почему? Да потому что королей, солдат или рабочих Дюркгейм рассматривал не как социально-исторические типы, обладающие сложной внутренней структурой и богатым историческим содержанием, а всего лишь как роли и элементы, функционально связанные между собой.

Идеал нравственный – понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели). В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.

Если ограничиваться рамками функционального подхода, полагал Вебер, то недолго скатиться в пропасть домыслов и абстрактных спекуляций. Функциональный анализ не дает социологу главного – понимания логики и смысла поступков людей. Сведение социологического подхода к функциональному основано, уверен Вебер, на нашем невежестве, т.е. неполном знании предмета. Идеальный тип показывает, "каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось па совершенно однозначную цель... Реальное поведение чрезвычайно редко... и то только приближенно соответствует конструкции идеального типа".

Современная молодежь должна обладать высокими адаптационными качествами личности, так как возросла конкуренция в социуме, приходится бороться за комфорт, это отнимает много времени, поэтому семья уходит на второй план. Поэтому одним из главных критериев «идеального человека» в современном обществе является успех в профессиональной самореализации [3].

В современном обществе с высоким темпом жизни сложно соотносить семейную жизнь по всем канонам своих традиций. Именно поэтому сейчас стали популярны такие услуги как «игровая детская комната», «платный детский сад» и т.д. [2, C. 52]

 

Список литературы:
1. Пантелеев А. Д. Платон и гностики: в поисках идеального человека / Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 3. С. 118-124.
2. Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США / Коллектив авторов – ООО "Квант Медиа", 2015.
3. Филатова Е.А. Особенности идеального я личности при перфекционизме / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. 11-2 Том 1. С. 206-208.