Статья:

К ВОПРОСУ О ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LXXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Вержиковская Д.С. К ВОПРОСУ О ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(87). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вержиковская Дарья Сергеевна
медицинский логопед, ГБУЗ «Областной центр психиатрической и наркологической помощи» старший преподаватель, Министерства здравоохранения Запорожской области, ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет», РФ, г. Бердянск

 

ON THE ISSUE OF AGE-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PRESCHOOL CHILDREN

 

Daria Verzhikovskaya

Medical speech therapist, State budgetary health institution "Regional Center of Psychiatric and Narcological Care" of the Ministry of Health of the Zaporizhzhya Region,

Senior lecturer, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Azov State Pedagogical University", Russia, Berdyansk

 

Аннотация. В данной статье раскрыты некоторые возрастно-психологические особенности дошкольников и различные мнения, подходы к их определению. На основе анализа литературы отображены характеристики основных высших психических функций, претерпевающих изменения у детей дошкольной возрастной категории.

Abstract. This article reveals some age-related psychological characteristics of preschoolers and various opinions, approaches to their definition. Based on the analysis of the literature, the characteristics of the main higher mental functions undergoing changes in children of the preschool age category are displayed.

 

Ключевые слова: возрастно-психологические особенности, дошкольники, высшие психические функции.

Keywords: age-related psychological characteristics, preschoolers, higher mental functions.

 

Возрастно-психологические особенности представляют собой уникальные черты развития, характерные для каждого возрастного этапа. Перед тем как углубиться в анализ дошкольного возраста, необходимо рассмотреть характеристики возрастных периодов и различные подходы к их периодизации, чтобы понять суть дошкольного возраста.

В российской возрастной психологии центральное место занимают работы Л.С. Выготского. В своей книге "Проблема возраста" он впервые представил концепцию возрастного развития, предложив гипотезу, что онтогенез — это "регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов" [2, с. 244].

Выготский рассматривал возраст как целостное образование, включающее определенную структуру, которая определяет значение каждой линии развития. Он связывал это понятие с социальной ситуацией развития, то есть с отношением между ребенком и социальной средой на каждом возрастном этапе [3, с. 378].

По мнению Выготского, в конце каждого возрастного периода у ребенка возникают новообразования, включающие новые типы личности и деятельности, а также психические изменения, которые отражают преобразования в сознании и жизни [6, с. 8]. Таким образом, возраст характеризуется определенной ситуацией развития и новообразованиями в структуре личности и сознания.

А.Н. Леонтьев развил эти идеи, отметив, что развитие ребенка происходит под воздействием различных факторов, изменяющих его положение в системе человеческих отношений. По мнению Леонтьева, смена положения ребенка в социальной среде является одной из движущих сил развития психики. Каждая возрастная стадия характеризуется ведущим типом деятельности, которая вызывает значительные изменения в познавательной и личностной сферах ребенка [3, с. 382-383].

В Большом психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова возраст определяется как объективная, исторически изменяющаяся, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе [1, с. 70].

Таким образом, возраст можно рассматривать как определенную структуру с временными границами, определяемую социальной ситуацией развития, местом индивида в системе социальных отношений и особенностями сознания и ведущей деятельности.

Для понимания специфики возрастного и психологического развития детей в дошкольный период следует рассмотреть особенности этого возрастного этапа. Это можно сделать, разделив жизненный путь на определенные периоды с различными характеристиками и временными рамками, согласно авторским представлениям о наиболее важных аспектах развития.

Существует множество подходов к пониманию возрастных периодов и периодизации детского развития. Мы рассмотрим только те, которые описывают специфику психического развития в разные периоды детства, чтобы выделить возрастно-психологические характеристики дошкольного возраста.

В подходе Выготского, основой для определения границ возрастных периодов является диалектическая модель развития и идея скачков-переходов к новому качеству. В соответствии с этим, Выготский выделял стабильные и критические периоды. Первые характеризуются медленным и последовательным накоплением изменений, ведущих к развитию. Критические периоды — это моменты, когда накопленные изменения проявляются в виде новообразований.

Для выделения возрастно-психологических характеристик дошкольного возраста важно рассмотреть основные изменения и новообразования в познавательной сфере детей.

На начальных этапах дошкольного возраста дети начинают осваивать сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые качества и свойства предметов. Также в этот период начинается освоение наглядных моделей, отражающих визуальные связи и отношения между предметами и явлениями.

Основой этого освоения является знаково-символическая функция сознания.

Однако восприятие детей в этот период имеет свои несовершенства. Например, дети младшего и среднего дошкольного возраста могут воспринимать ромб как квадрат, если различия между ними незначительны.

На старшем дошкольном этапе восприятие обогащается, дети становятся более точными в применении сенсорных эталонов, и их изучение внешних признаков становится более осмысленным и целенаправленным. К концу этого периода дети могут планомерно и последовательно осматривать объекты, описывать их свойства и полагаться на зрительное восприятие.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит от внешних ориентировочных действий к внутренним. Когда у ребенка недостаточно опыта или знаний, он использует внешние действия. Когда представления о сенсорных эталонах полностью сформированы, он применяет внутренние действия восприятия.

В возрасте 5–7 лет у детей формируется ориентировка во времени и пространстве, причем ориентировка в пространстве развивается быстрее и легче, чем ориентировка во времени [5 с. 266-267].

Память является важным процессом в дошкольном возрасте и претерпевает значительные изменения. Л.С. Выготский подчеркивал, что в этом периоде память становится ключевым процессом в познавательном развитии. В дошкольном возрасте дети легко запоминают целенаправленный материал, и память становится основополагающим процессом в их развитии [4, с. 214].

В дошкольном возрасте основным видом памяти является образная, так как содержание знаний детей состоит из представлений об окружающей действительности. Словесная память также развивается через речевое взаимодействие и чтение. Двигательная память изменяется, поскольку формируются навыки самообслуживания и физкультуры. Дети начинают выполнять действия по образцу взрослого, а затем переходят к самостоятельному выполнению действий, используя собственные представления [6, с. 154-157].

Произвольность становится важным новообразованием дошкольного возраста. Л.С. Выготский связывал развитие произвольности с высшими психическими функциями и знаковой функцией сознания [Психология развития, с. 270]. Память младшего дошкольника является непроизвольной, тогда как к возрасту 4–5 лет начинает развиваться произвольная память, хотя она остается эпизодической и включается в различные виды деятельности [4, с. 214].

Внимание также претерпевает значительные изменения. Увеличивается объем внимания и его распределение, а дети начинают интересоваться не только яркими объектами, но и менее заметными аспектами окружающей действительности. Развивается способность удерживать внимание на нескольких объектах одновременно и осмысленно воспринимать их особенности [6, с. 149].

Таким образом, возрастно-психологические характеристики дошкольного детства включают активное развитие всех форм восприятия, овладение чувственными способами познания, формирование новых форм мышления, развитие воображения, произвольности внимания и памяти. Ребенок осваивает ведущую для этого возраста деятельность – сюжетно-ролевую игру, что способствует его включению в новую социальную ситуацию развития и формированию самосознания и иерархичности мотивов.

 

Список литературы:
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК; М. : ОЛМА-Пресс, 2003.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244-268.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва: Смысл : Эксмо, 2006
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. – 5-е изд. – М. : Изд-во УРАО, 1999.
5. Развитие личности ребенка от пяти до семи лет / под ред. Сапожникова С.Е.- Екатеринбург: «У-Фактория», 2005.
6. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ.учреждений высш. проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.