Статья:

Поведенческие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Афанасьева М.А. Поведенческие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Поведенческие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте

Афанасьева Марина Анатольевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Устойчивое эмоционально-положительное состояние относится к числу основных условий гармоничного развития личности дошкольника. Эмоциональное состояние ребенка является основой его отношения к миру, к другим людям, к самому себе. В связи с этим вопросы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста становятся очень актуальными. В данной статье рассматриваются поведенческие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте и возможные причины их возникновения.
 

Ключевые слова: старший дошкольный возраст; дети; развитие; поведение; психические процессы; эмоции; нарушения.

 

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность процессов обучения, воспитания и социализации ребенка, развития его социальных, нравственных и интеллектуальных качеств. 

Эмоциональное состояние ребенка является основой его отношения к миру, к другим людям, к самому себе (доверие – недоверие, оптимизм – пессимизм, доброжелательность – враждебность, низкая – адекватная самооценка), оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы (способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения), на степень переживания стрессовых ситуаций, на способы разрешения конфликтных ситуаций (конструктивные – неконструктивные), взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками. Эмоции также являются важнейшим фактором регуляции познавательных процессов.

В связи с этим вопросы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста становятся очень актуальными, что обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе. 

Согласно А.В. Аверину, школьные нагрузки являются своеобразным «толчком» к обострению нарушений в психоэмоциональной сфере. Даже незначительные формы развития эмоциональных расстройств в дошкольном периоде приобретают «открытую форму» на начальном этапе обучения в школе. Поэтому для успешного протекания учебной деятельности к старшему дошкольному возрасту у детей должна быть достигнута высокая степень произвольности поведения, умение проявлять способность к волевым усилиям, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, адекватно проявлять свои чувства, управлять своим поведением, понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других. 

Развитие данных качеств обусловлено, в первую очередь, положительным социально-эмоциональным опытом детей. При этом следует учитывать, что характерной особенностью дошкольного детства является повышенная эмоциональность ребенка, непроизвольность его поведения, что может проявляться в неустойчивости настроения, в неподчинении требованиям взрослых, импульсивности, упрямстве и т. п.

Периодические изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей являются вполне закономерными. Психологическая «энергетика» имеет свои пики и падения, в силу чего в одной ситуации дети могут быть уязвимы и ранимы, а в другой проявлять достаточную сопротивляемость и хорошие адаптационные возможности. В связи с этим эмоциональное развитие ребенка не может происходить гладко и равномерно.

Для оценки возможного отклонения в поведении ребенка необходимо учитывать:

- нормативы развития ребенка, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности;

- длительность сохранения расстройства;

- изменения в поведении ребенка;

- наследственно обусловленные факторы, особенности личности ребенка и влияние окружающей среды.

Существуют такие  нарушения поведения дошкольников как:

- непослушание, упрямство - выражается в неповиновении, настаивании на том, что хочется только ребенку;

- негативизм – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Ребенок может проявлять негативизм даже в ущерб себе, лишь бы настоять на своем. Делает все наоборот. Говорит часто «не хочу», «не буду», «нет» («застрявший» кризис трех лет);

- капризы – бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки укусить, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью;

- агрессивность – употребление оскорбительных слов и выражений, склонность ребенка к физическим столкновениям, драке. Может быть направлена на окружающих людей, на себя, на животных, на предметы;

- импульсивность – склонность действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая (без проявления агрессии);

- вспыльчивость, гнев – ребенок склонен по любому, даже самому незначительному поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, может проявить как вербальную и физическую агрессию;

- ложь (лживость) – в зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая в силу разных причин. Если ложь остается безнаказанной, то ребенок начинает врать так вдохновенно, что уже сам не отличает ложь от выдумки;

- демонстративность – ярко выраженная потребность во внимании. Демонстративные дети любыми возможными способами стараются привлечь к себе внимание, могут применять негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры;

- эгоизм (эгоцентричность) – ребенок уверен, что он «центр мира» и только его интересы должны быть удовлетворены;

- тревожность – ребенок отличается повышенным беспокойством, неуверенностью, мнительностью. Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предстоящей опасности.

Анализ причин нарушений детского поведения показал, что основными из них являются:

- нарушения системы семейного воспитания (низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания, высокая степень противоречивости и непоследовательности в воспитании, выраженная степень опеки и ограничений в разных сферах жизнедеятельности детей, частое применение угроз, осуждений, критики, недостаток реального руководства и пр.). Неблагоприятные условия воспитания неизбежно нарушают безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы психологической защиты; 

- дисгармония семейных отношений (конфликты, ссоры, холодные отношения, принуждение ребенка принимать чью-то сторону в родительских спорах, ребенок является средством манипуляции в отношениях между родителями и т.п.), что создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка, при этом дети испытывают сильные эмоциональные перегрузки, которые и выражаются в форме упрямства, истерик, негативизма и т.п.;

- отрицательный пример взрослых, в первую очередь, родителей, поскольку они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Дети обычно копируют поведение тех, с кем они находятся в близком контакте. Это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов процесса идентификации с другим;

- несоответствие обучения и воспитания возрастным и индивидуально-личностным особенностям ребенка. 

Главная трудность заключается в том, что взрослые обычно не задумываются о подлинных источниках, приводящих к тем или иным детским проявлениям. Своими реакциями они зачастую их провоцируют и подкрепляют. Стоит разрушить этот порочный круг, и ситуация постепенно изменится. 

Если следовать следующим общим правилам, то возможно предупредить нарушения в поведении:
- необходимо четко расставлять границы дозволенного и никогда не разрешать переступать их;

- ставить перед ребенком только выполнимые задачи, соответствующие его возрасту и возможностям;

- учить ребенка нести ответственность за свои поступки;

- соблюдать единство и последовательность в процессе воспитания;

- объективно оценивать положительные и отрицательные особенности характера своего ребенка; 

- сотрудничать с педагогами образовательного учреждения, совместно помогая ребенку закреплять его положительные качества и преодолевать отрицательные. Также важно, чтобы родители соблюдали правила, принятые в ОУ (детский сад, школа) и умели конструктивно решать возникающие противоречия, тем самым показывая ребенку пример адаптивного поведения. 

Любое нарушения поведения ребенка является признаком его эмоционального неблагополучия, вызванного неудовлетворенностью общением со взрослыми, прежде всего с родителями. 

Отрицательные модели поведения не «перерастают с возрастом», не проходят сами, закрепляясь, они переходят в устойчивые черты характера.

Устойчивое эмоционально-положительное состояние относится к числу основных условий гармоничного развития личности дошкольника, обеспечивающее его позитивное и активное отношение к миру, адекватную самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, чувство эмоционального комфорта, положительный фон настроения, развитие познавательной мотивации и эмоционально-волевой сферы.

 

Список литературы:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. – СПБ., изд-во Михайлова В.А., 1998.
  2. Анисимова Т.И. Нарушения поведения и развития у детей: Книга для хороших родителей и специалистов / Под ред. Л. С. Чутко. - СПб.: КАРО, 2011.
  3. Выготский Л.С. Психология. – М., издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – Издание 3-е, стереотипное. – М.: Тривола, 1998.
  5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Учебное пособие.  - Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 2005.