Статья:

Психологические и психофизиологические особенности формирования игровой зависимости у современной молодежи

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психофизиология

Выходные данные
Холодов А.Ю. Психологические и психофизиологические особенности формирования игровой зависимости у современной молодежи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 113-118.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические и психофизиологические особенности формирования игровой зависимости у современной молодежи

Холодов Алексей Юрьевич
кандидат психологических наук, доцент, Институт Сферы Обслуживания и Предпринимательства (филиал) Донского Государственного Технического Университета, РФ, Шахты

 

The psychological and the psychophysiological features of formation game dependence young people today have

 

Kholodov Aleksey

Candidate of Psychological Sciences, associate professor, Institute of Entrepreneurship and Service sector (branch) of the Don State Technical University, Russia, Shahty

 

Аннотация. Основой формирования игровой зависимости являются комплексные факторы, такие как социальные, биологические и индивидуально-психологические факторы. В основном этой форме аддикции подвержены молодые люди в силу недостаточной функциональной сформированности отдельных мозговых структур, незрелости психики и различными повреждающими агентами. Подход к профилактике и лечению игровой зависимости также является комплексным, длительным, направленным на перспективу.

Abstract. Complex factors are the basis for the formation of game dependence, such as social, biological and individual-psychological factors. This form of addiction affects young people because of the lack of functionality of individual of brain structures and damaging agents. Prevention and treatment of gaming addiction are complex and longer.

 

Ключевые слова: игромания; аддикция; мозговые структуры; зависимость; психофизиология аддиктивного поведения.

Keywords: game addiction; addiction; cerebral structures; dependency; psychophysiology of addictive behavior.

 

Если взглянуть на нашу историю, то игровая зависимость, по-видимому, сформировалась еще на заре возникновения человечества. В той или иной форме она сопровождает человека во всех эпохах и во всех культурах.

Человеку присуще стремление испытать сильные эмоции, рисковать, рассчитывать на удачу, что делает индустрию азартных игр успешной и прибыльной.

Проблема формирования зависимостей носит комплексный характер и включает в себя как социальные, так и биологические и индивидуально-психологические факторы. А затянувшаяся кризисная ситуация в нашей стране способствует поддержанию игровой мотивации.

Всякая зависимость имеет в основе своей аддикции и фиксацию позитивной связи с объектом зависимости, скрепленной наслаждением, удовольствием и чувством самоудовлетворения. Эти процессы приводят к сдвигу мотива деятельности с реальной цели на средства ее достижения, которые в свою очередь становятся новыми, суррогатными целями для субъекта [5].

Многие процессы, происходящие в современном мире, способствуют желанию «убежать» от реальности и носят эпидемический характер. К ним можно отнести и эпидемию игровой зависимости, охватившая Россию.

В последние годы, наряду с «привычными», все более актуальной становится проблема разного рода нехимических зависимостей, в частности игровая зависимость, которая, однако, не исключат сочетания с другими.

Игровая зависимость (гемблинг) – это патологическая от азартных игр, психическое расстройство, которое характеризуется неуправляемым влечением к азартной игре, потерей контроля за своим социальным поведением, приводящее к серьезному качеству жизни и значительно нарушающее социальное функционирование личности [3].

Актуальность вопроса патологической зависимости от игры, по мнению многих учёных, обусловлена, по крайней мере, тремя причинами [5].

1. Серьёзные социальные и финансовые трудности у патологических игроков.

2. Распространённость противоправных действий.

3. Высокий суицидальный риск.

К критериям (по МКБ-10) диагноза «Патологическое влечение к азартным играм» относятся:

– повторные эпизоды азартных игр в течение одного года;

– возобновление этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, нарушения социальной и профессиональной адаптации;

– невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием;

– постоянная фиксация мыслей на азартной игре и все, что с ней связано.

Игровой зависимости принадлежит значимое место в концепции болезни зависимого поведения. Внимание к патологическим влечениям, обусловлено, помимо их распространенности, еще и социальными и медицинскими последствиями [1].

В процессе своего развития игровая зависимость подменяет собой актуальную жизнь, создает для зависимого человека новую, виртуальную реальность, которая имеет характер сильной, навязчивой психологической и психофизиологической доминанты.

Распространение игровой зависимости связывают с такими факторами как наращивание общей аддиктивности общества и социальная приемлемость ряда зависимостей.

Как показывают проведенные исследования у большинства лиц, страдающих симптомами игровой зависимости, ранее не отмечалось выраженных психических расстройств, имели высокий уровень социальной стабильности и социальных перспектив. Игровая зависимость формируется почти в три раза быстрее героиновой наркомании и в среднем укладывается в 6 месяцев [4].

Наиболее часто игровую зависимость сопровождают депрессивные расстройства, навязчивости, страхи. С той или иной степенью выраженности они отмечаются у 76%, страдающих симптомами игровой зависимости. У 36% – симптомы патологически повышенного настроения. До 90% имеют суицидальные мысли, 36% злоупотребляют алкоголем и наркотическими веществами. 56% имеют расстройства личности [4].

Как известно, на ранних этапах развития игромании возникает чувство статуса, усиливается идентичность. Проигрыши трактуются как «невезение», поэтому человек обращается к приметам, ритуальным действиям с целью «повернуть удачу». В дальнейшем утрачивается способность реально оценивать экономические перспективы. Боясь потерять социальный статус, человек становится скрытным, и, при этом, старается декларировать свою «удачливость» или наличие временных, но преодолимых трудностей. Постепенно к этому присоединяются нарушения сна и аппетита, увеличивается суицидальная готовность. Фактически человек живет в состоянии постоянного дистресса.

К негативным последствиям игровой зависимости необходимо отнести еще передачу негативного опыта от родителей, взрослых знакомых к молодому поколению.

В ряде исследований выявлено, что у лиц, зависимых от игры, статистически значимо чаще, чем у здоровых родителей, дети становились патологическими игроками.

Обращается внимание на случаи семейного накопления патологической зависимости от игры, предполагая значение генетической наследственности в уязвимости ряда людей к возникновению патологического влечения к азартной игре. Сделаны следующие выводы:

1) наследственные факторы объясняют существенную часть разнообразия симптомов игромании;

2) существует единый континуум генетических дефектов, лежащий в основе разных вариантов игромании;

3) связь игромании с расстройствами поведения, антисоциальном расстройством личности, алкогольной зависимостью частично объясняется патологическими генами, влияющими на возникновение как гемблинга, так и перечисленных психических расстройств.

Помимо них выделяют и еще множество факторов. Так, некоторые ученых считают, что в  формирование зависимого поведения хотя бы частично определяется генетическими факторами.

Бухановский А. О. особое значение в формировании зависимого поведения  придает органической неполноценности ЦНС, что способствует слабости тормозных процессов, гипервозбудимости, ригидности и застреванию психических процессов.

Ряд исследователей утверждает, что, как и при химической зависимости, при патологическом гемблинге отмечается снижение чувствительности «системы награды».

Также с возникновением игровой зависимости связывают поражение билатеральных вентро-медиальных поражений префронтальной коры.

Нет сомнений, что риск формирования аддиктивного поведения необходимо рассматривать в целостно динамическом соотношении характера, личностных свойств и социальных факторов. Среди лиц с игровой зависимостью встречаются лица с неустойчивой и гипертимной акцентуациями характера [4].

Психофизиологической сутью любого аддиктивного поведения является неумение человеком владеть своим эмоциональным состоянием. А в подростковом возрасте в силу сложных процессов анатомо-физиологической перестройки организма, наличия множества психологических проблем на фоне отсутствия опыта, неумения владеть своими желаниями. Стремление завоевать социальный статус, взбодриться, избавиться от тревог, отвлечься от повседневных трудностей, получить яркие впечатления «толкает» подростка к уходу от реальности, в игру. Тем более, что положительные впечатления детства способствуют этому [2].

Психофизиологически развитие зависимостей подразумевает ложное обучение, как ошибка адаптации, как неверное программирование мозга стереотипами неэффективного поведения. Формирование зависимости можно представить как автоматизированная серия нейрологических реакций на стереотипно возобновляющиеся ситуации.

Формирование психофизиологической зависимости происходит в следующей последовательности: 1 этап – эксперимент, 2 этап – периодическое потребление, 3 этап – регулярное употребление, 4 этап – навязчивая идея, 5 этап – психофизиологическая зависимость.

Патологическое стремление к азартным играм ряд исследователей объясняет неправильной работой мозга.

У лиц с признаками игровой зависимости отмечаются нарушения психических функций связанных с деятельностью префронтальной областью коры головного мозга.

Нарушение таких процессов как принятие решения и торможение приводит к сужению сознания, при котором игрок сосредотачивается только на стремлении к мгновенному удовольствию. При этом отмечается рост толерантности, переход от случайных эпизодов к периодическим или систематическим, окончательное формирование предпочтительности игр.

Особое распространение этот вид зависимости получил в среде молодых людей. Уход от действительности в виртуальную реальность влечет за собой нарушения социальной и личностной адаптации, снижение учебной и трудовой мотивации. Кроме того, малоподвижный образ жизни лиц с игровой зависимостью приводит в подростковом возрасте к нарушениям функционального характера и изменениям в развитии органов и систем.

Таким образом, рассмотрение и профилактика игровой зависимости у подростков и молодых людей является актуальной проблемой современного общества. С этой целью необходимо наладить стройную систему взаимодедействия медицинских, психологических, педагогических служб и правоохранительных органов с учетом формирования соответствующих установок в семье.

 

Список литературы:
1. Бухановский А.О. и соавторы. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. – Ростов-на-Дону, 2002.
2. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм – новая проблема российской психиатрии. Социальная и клиническая психиатрия. – 2000 – № 3.
3. МКБ-10, Ростов-на-Дону, 1999
4. Психопедагогика в правоохранительных органах № 1(36). – Омск, 2009.
5. ред. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. – Санкт-Петербург, 2007.
6. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – Москва, 2005.