Развитие креативности у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности
Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Развитие креативности у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности
Аннотация. В данной статье креативность учащихся начальной школы рассматривается как необходимое качество личности, которое способствует успешной адаптации человека в современном мире. В статье дается анализ возрастных особенности детей младшего школьного возраста и определяются факторы, которые оказывают воздействие на развитие креативности в этом возрасте. Для развития креативности детей младшего школьного возраста предлагается использовать потенциал внеурочной деятельности, который выражается в свободе выбора: творческой деятельности, образовательной траектории и времени ее освоения, учёта индивидуальных особенностей личности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность; учащиеся начальной школы; креативность; развитие уровня креативности у детей; обучающихся в начальной школе; методики развития креативности у учащихся младшего школьного возраста.
В настоящее время процесс образования все больше ориентируется на процесс формирования творческой личности учеников, что приводит к поиску новых, более эффективных средств и методов образовательной деятельности, которые будут способствовать развитию творческого потенциала школьников. В условиях современного образовательного процесса перед детьми школьного возраста стоит задача не только в усвоении знаний, умений и навыков, но и в готовности ученика к успешному решению как задач учебных, так и творческих. Поэтому возникает острая необходимость раннего развития креативности и творческого потенциала у младших школьников. То есть одной из главных задач образования на данный момент является создание благоприятного творческого климата для школьников.
Обновление и совершенствование современной системы образования имеет связь с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, опорой на исследовательскую деятельность учащихся, которые могут самостоятельно принимать нестандартные решения, обуславливает необходимость обратить особое внимание на формирование креативности не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности. Мы разделяем точку зрения с И.Л. Левиным, который утверждает, что креативная педагогика в современной системе образования, стремиться стать одной из главных научных отраслей педагогической науки [4].
Обратимся к рассмотрению понятия «креативность», выделим особенности младших школьников, которые способствуют развитию креативности.
В ходе анализа теорий креативности разных авторов, мы пришли к выводу, что на данный момент нет единого стандартного определения данного понятия.
В отечественной психологии креативность связывают либо с воображением, либо с активной познавательной деятельностью. Это, прежде всего такие авторы как, Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин. Одни ученые считают креативность психологической способностью, другие психологическим свойством личности. В зарубежной психологии в основном акцент делают на креативности как способности. Неоценимый вклад в развитие креативности внесли такие ученые как Дж. Гилфорд и Э. Торенс. Дж. Гилфорд ввел понятия дивергенции и конвергенции, обозначил структуру креативности и выделил ее компоненты, а Э. Торренс, дал определение креативности как процессу решения проблем. В последствие множество ученых строили свои выводы и исследования в области креативности именно, основываясь на работах этих ученых. Э. Торренс считает, что «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению» [2].
В данной статье основной акцент мы делаем на определении креативности, которое ввел Я.А. Пономарев. Креативность, по мнению данного автора - это психологическое свойство личности, интеллектуальная активность, мотивация и чувственность к побочным продуктам деятельности [6].
Рассмотрим определение креативности с точки зрения педагогики. Так, В.А. Сластенин, под «креативностью» понимает способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения [7].
Перейдем к рассмотрению характеристики особенностей младшего школьного возраста. Вслед за Л.С. Выготским, мы отметим, что младший школьный возраст является сензитивным периодом развития креативности, который оказывает воздействие на формирование и становление личности в целом. Поэтому мы считаем важным именно в этом возрасте уделять необходимое внимание развитию уровня креативности детей.
Еще одной важной отличительной особенностью детей, обучающихся в начальной школе, является, на наш взгляд, проявление творческой активности, стремление самовыразиться и быть самостоятельным, самостоятельно решать свои проблемы. Стоить отметить, что современные программы обучения направлены на развитие креативного мышления обучающихся, на развитие самостоятельности, инициативности, но, как показывают практические исследования многих авторов, развитие и совершенствование данных навыков происходит не в полной мере. Мы считаем, что данную проблему можно решить, используя внеурочную деятельность, которая выступает как условие и средство мотивации развития личности учащегося, включающая в себя многообразие видов творческой деятельности.
Присоединяясь к мнению Л.А. Казаковой, мы считаем, что развитие креативности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, может осуществляться благодаря таким аспектам как: свобода выбора творческой деятельности (многие дети неосознанно пытаются выразить свои чувства и эмоции с помощью творчества, с его помощью дети самовыражаются, снимают эмоциональное напряжение, осознают радость жизни; построение индивидуальных программ обучения для развития креативности в кружках, студиях, музыкальных и художественных школах и т. д.; учёт индивидуальных особенностей личности младших школьников (особенности интересов, памяти, внимания и мышления и т. д.).
Е.П. Ильин указывает на то, что в возрасте 6-11 лет возникает «специализированная» креативность, т. е. способность к творчеству в определенной сфере деятельности как дополнение и альтернатива «первичной», недифференцированной креативности [3].
То есть, в образовательном процессе, говоря о детях младшего школьного возраста, можно отметить эффективное взаимодействие двух факторов. Первый фактор - нестабильность, гибкость восприятия и мышления, несформированность стереотипов, стремление к поиску возможностей для проявления себя, все это является хорошей средой для развития креативности. Второй фактор - учащиеся начальной школы чувствительны к мнению окружающих, особенно сверстников, при этом пытаются отстаивать свою индивидуальность, от того, как это происходит, зависит его самопринятие и самооценка.
Так же, важным выводом теоретического анализа изучения креативности является то, что развитие креативности происходит не стихийно. Так, Э. Торренс определил, что развитие креативности зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок, а не определяется генетически [2].
В ходе теоретического анализа данной темы, мы обнаружили, что существует множество эффективных методик, с помощью которых можно диагностировать и развить креативность у учащихся начальной школы. Они помогают не только подробнее сформулировать проблему, но и расширить взгляд на проблему. К таким методикам можно отнести:
· мозговой штурм;
· теория шести шапок;
· теория решения изобретательских задач;
· метод Делфи;
· мышление Януса;
· синектика [1].
Данные методики представляют собой неотъемлемую часть образования на протяжении всей жизни.
Опираясь на эти факторы, мы считаем важным, организовывая внеурочную деятельность ориентировать учащихся начальной школы на творческие решения, создавать условия для проявления инициативы, поощрять различные творческие проекты (создание исследовательских проектов, креативное решение математических задач, художественных произведений, дизайн одежды, и т. д.), предоставлять возможность действовать самостоятельно, воспитать у детей осознание ценности творческих черт своей личности.