Статья:

ОСОБЕННОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Михальцева Л.А. ОСОБЕННОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Михальцева Любовь Алексеевна
магистрант, Московский государственный психолого- педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), РФ, г. Москва

 

Говоря о самовыражении, стоит отметить, что оно выступает параллельно с реализацией деятельности в основных сферах жизни человека. Главная задача самовыражения как процесса, это принятие, одобрение самыми важными людьми в жизни. Самовыражение имеет разную направленность. С одной стороны, его можно отнести к социально-значимым и одобряемым процессам, с другой к антисоциальным, не принимаемым обществом.

В настоящее время, социум подвергается множеству трансформаций. Соответственно, человек пытается создать для себя и принять различные жизненные ценности, направления, которые в последствие будут являться помощниками самовыражения человека в процессе сотрудничества [3].

В психологии многие авторы исследовали феномен самовыражения, нпример, Б.С, Гершенский, Л.А. Коростылева, Д.И. Фельдштейн и другие. Однако все исследователи едины во мнении, что самовыражение по своей сути представляет собой процесс поиска человеком собственных ресурсов, идей, предназначения и т.д.

На протяжении жизни, человек претерпевает ряд проблем, связанных с самовыражением. Одной из них является проблема творческих способностей. Соответственно, необходимым является изучение причин самовыражения в роли социального процесса, а также то, какое значение играет самовыражение в жизни человека, этапы и способы самовыражения [6; 9].

Многими российскими учеными, а именно М.Г. Голубчиковой, Ю.Е. Мужичковой, С.А. Сергеевой, Е.С. Шиндяевой были изучены вопросы методов, характера, культуры, требования самовыражения.

Самовыражение, как процесс на ступени юношеского возраста, охарактеризовано в исследованиях М.С. Бережной, А.С. Косоговой.

Однако, недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с особенностями самовыражения юношей и девушек и нанесение ими татуировок.

Исходя из анализа теоретической литературы, можно утверждать, что организационная зависимость самовыражения от результата жизнедеятельности не рассматривается как однозначное. Многие исследователи склоняются к тому, что самые лучшие результаты у уверенных в себе юношей и девушек. Некоторые ученые, занимающиеся вопросами данной темы, не находят таких соотношений или считают их спорными.

Самовыражение относится к самостоятельным характеристикам личности. Оно будет общим показателем действий индивида при различных обстоятельствах. Особенно ярко выражается в тех ситуациях, которые связанны с рискованной деятельность или достижением цели [5; 10].

Самовыражение будет являться одной из основных особенностей человека. Оно непосредственно, связанно с самооценкой молодых людей. Самооценка-это постоянная характеристика личности человека, соответственно, данные понятия неразрывно связаны между собой.  Тем не менее они имеют зависимость от характера, темперамента, и других свойств личности.

Психологическое благополучие и самовыражения, также связаны между собой. Вместе, данные свойства составляют сознательные способности людей в регулировании и контролировании собственной деятельности, своей воли и т.п [4].

Стоит отметить, что есть активное и пассивное самовыражение среди юношей и девушек. К активным видам самовыражения, в частности, относится нанесение татуировок. Такой процесс помогает молодым людям выделиться, показать себя, выразить свое внутреннее Я перед социумом.

Вместе с этим, феномен самовыражения связан с волемыми процессами. Однако, не все ученые рассматривают данный процесс через призму воли. Многие исследователи предпочитают изучать процесс самовыражения через мышление или психическую активность и т.п [7].

Самовыражение, также, имеет прямую взаимосвязь с проявлениями индивидуальности у юношей и девушек. Она, как правило, проявляется посредством моды и стиля, приверженности какой-либо субкультуре. Таким образом, молодые люди могут продемонстрировать свое Я, выделиться из толпы, одним словом, самовыражаться.

Самовыражение можно описать, как когнитивное, многофакторное понятие, где завязаны контроль, а также возможность управления собой.

Самовыражение-твердая психологическое свойство. Как правило, самовыражение охарактеризовано мотивированностью, волей, самоконтролем, малой степенью неопределенности, перспективой негативных событий, чувств, которые трудно определить.

Самовыражение находится в совокупности с коррекцией, изменениями внутреннего Я, идеального Я, ощущения мира, планирования собственной жизни, осознания итогов предшествующих событий [1].

Самовыражение является частью процесса развития, различных других трансформаций личности. Результат всего вышеперечисленного-человек, способный по максимуму раскрыть собственные возможности, способности, силы, ресурсы и т.п.

К причинам формирования мнения, принципов и взглядов на жизнь можно относятся несколько факторов. Абстрактно-логическое мышление достаточно сформированное. Вместе с ним сформировалось и теоретическое мышление, а также самостоятельность. Человек находится на стадии социальной зрелости. Процесс обучения в юношеском возрасте уже является куда более ценным, чем в подростковом, так как время подросткового кризиса и максимализма прошло. Знания, умения и навыки приобретаются юношами и девушками вместе с перспективами. Представители юношеского возраста находятся в состоянии поиска себя в профессии. В перечисленных аспектах большую роль играет самовыражение [2; 8].

Следовательно, на сегодняшний день, особенности самовыражения в юношеском возрасте не до конца изучены. Также, является актуальным исследование данного феномена и его взаимосвязь с нанесением татуировок в юношеском возрасте, так как такие исследования не проводились ранее.           

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 2015. - 345 с.
2. Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников [Текст] / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал, 2016. - № 4 (24). – С. 115-121
3. Герасимов  В.П. Феноменология и онтология самореализации / В.П.Герасимов, О.А. Цветкова // Омский научный психологические и педагогические науки вестник, 2013. —№ 1 (115). — С.104-107
4. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы)/ И.Д. Горячева// Мир психологии, 2015. – № 3. – С. 11-33.
5. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2014. - 157 c.
6. Кожухарь Г.С. Социально-психологические феномены и факторы, связанные с модификациями тела у подростков и молодежи // Современная зарубежная психология, 2020.- Том 9.- № 4.- С. 56-65.
7. Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылсвой. СПб., 2011.- 222 с.
8. Николаева Э.Ф. Проблема социализации и самореализации на ранних этапах онтогенеза личности. Прикладные исследования психологии личности [Текст] / Э.Ф. Николаева// Сб. научных трудов. Выпуск 1. - Тольятти: ТГУ, 2009. – С. 65–78.
9. Омельченко, Е. А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – 152 с.
10. Петровский А.В. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. – Москва : Изд. центр «Академия», 2009. – 500 с.