Статья:

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ КОММУНИКАЦИИ ЛЮДЕЙ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ

Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Зибенкес О.К. ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ КОММУНИКАЦИИ ЛЮДЕЙ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(62). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ КОММУНИКАЦИИ ЛЮДЕЙ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ

Зибенкес Ольга Константиновна
студент Академии гуманитарных технологий, ЧОУ ВО «Южный Университет (ИУБиП)», РФ, г. Ростов-на-Дону

 

TRANSFORMATION OF PEOPLE'S COMMUNICATION METHODS AND ITS IMPACT ON THE PSYCHOLOGY OF COMMUNICATION

 

Olga Zibenkes

Student Academy of Humanitarian Technologies, PEI HE "Southern University (IUBiP)", Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. в данной статье рассмотрены психологические особенности общения во всемирной сети Интернет в эпоху цифровизации. Описаны психологические особенности с которыми современные люди сталкиваются ежедневно, в связи с постоянным пользованием гаджетами, а также приведены причинно-следственные связи, подробно объясняющие источник проблемы и его влияние на человека в целом.

Abstract. this article discusses the psychological features of communication on the world Wide Web in the era of digitalization. The psychological features that modern people face on a daily basis in connection with the constant use of gadgets are described, as well as cause-and-effect relationships are given, explaining in detail the source of the problem and its impact on the person as a whole.

 

Ключевые слова: цифровизация; современное общество; проблемы; особенности; влияние; всемирная сеть Интернет; зависимость; виртуальное общение; имитация; отношения.

Keywords: digitalization, modern society, problems, features, influence, worldwide Internet, addiction, virtual communication, imitation, relationships.

 

На сегодняшний день интернет является самым огромным по размерам хранилищем информации. При этом какая-то информация доступна каждому, а для поиска некоторой  необходимо приложить усилия. Но в любом случае, появления всемирной сети интернет дало множество возможности. Огромные возможности нам дает общение и способность пересылать необходимые файлы и информацию. Электронная и почта, и различные сервисы, которые позволяют общаться с людьми, находящимися на другой стороне планеты, позволяют доставить необходимую информацию в считанные секунды, без дополнительных затрат. Также есть возможность общаться, не только используя переписку, но и лично, используя современные сервисы или веб-камеру.  Такие особенности интернета, как оперативность, скорость, доступность связи на различных расстояниях позволяют использовать его как инструмент для различного рода коммуникаций. А для многих интернет – это возможность стабильного заработка, который при достаточных знаниях и умениях можно довести до значительных объемов. Большой плюс в том, что можно работать удаленно и самостоятельно контролировать производительность и время работы.

Каждому человеку жизненно необходимо общение (в большей или меньшей степени). С помощью различных социальных сетей можно найти практически любого человека, узнать информацию о нем и попытаться связаться с таковым. Можно найти группы единомышленников и стать частью общей культуры мышления.

Но в реальном мире мы часто наблюдаем живое общение все реже и реже. Оно постепенно перетекает в социальные сети. У многих людей сегодня есть друзья, которых они никогда не видели вживую. А сколько любовных историй и разбитых сердец в виртуальном мире мы знаем. И часто герои этих историй даже не всегда знают, как выглядит их партнер по общению, но имеют с ним полное взаимопонимание и доверие.

С появлением интернета все мы замечали, насколько проще общаться с собеседником в сети, нежели лично. Есть время, чтобы отфильтровать информацию, отделить мысли от эмоций. Часто собеседники намного более откровенны при опосредованной коммуникации, чем лицом к лицу. Хотя и здесь есть страх быть осмеянным или непринятым. И поэтому какие-то истинные реакции, особенности личности тщательно скрываются или умалчиваются.

Изучив практику ведения подростковых групп общения, можно сделать вывод, что ребята, которые стесняются или боятся общаться в реале, склонны проводить больше времени в социальных сетях, чтобы занять себя и получить опыт коммуникации. Получается такая имитация общения и замкнутый круг. Чем меньше человек умеет общаться офлайн, тем больше он склонен искать общения в сети. Коммуникативные навыки такое общение почти не формирует, поэтому остается только виртуальная реальность для реализации потребности во взаимодействии. Здесь наиболее уязвимы именно подростки, поскольку в этот возрастной период общение выходит на первый план, а сеть спасает при отсутствии развитых коммуникативных навыков.

Изучив статьи,  удалось выделить ряд особенностей виртуального общения:

- Полное или частичное отсутствие невербальных сигналов, в силу чего межличностное восприятие затруднено и искажено. При переписке в сети нам никогда не понять оттенков чувств и переживаний собеседника, его иронию, сарказм. Мы можем только догадываться, строить предположения, уточнять. Мы теряем способность вчитываться в переживания. Мимика, жесты, оттенки голоса, интонации, паузы. Всего этого не хватает в сетевом общении.
- Идеализация собеседника (или достраивание образа). В силу того, что ряд характеристик партнера по общению остается скрытым от нас, мы склонны приписывать ему желаемые черты, которые далеко не всегда есть в действительности.

- Трудности с выражением эмоциональных реакций и откликов. Эмоции заменяют смайлики и лайки, но далеко не весь спектр эмоциональных реакций отражен в них. К тому же, каждый трактует их по своему. 

- Реализация различных личностных качеств, проигрывание ролей, которые не всегда возможны в реальности. Человек может придумать и воплотить любой образ, какой пожелает. - Иллюзия контроля. Еще одно преимущество виртуального общения заключается в том, что технологии предсказуемы и управляемы, позволяют выстраивать безопасные отношения. Мы можем редактировать сообщения и публикации, дозировать информацию. И поскольку большинство из нас так стремится к комфорту, спокойствию и безопасности, что зачастую склонны выбирать виртуальное общение в ущерб реальному.

- Желание быть услышанными. Потребность в общении – одна из базовых, поскольку мы живем в социуме. И не так много в окружении каждого людей, которые нас искренне и заинтересованно слушают. А публичное пространство сети создает ощущение, что нас слышит большое количество человек (отчасти так и есть). Главное – не забывать о жизни за пределами экрана монитора.

Злоупотребление виртуальным общением приводит к парадоксальным вещам. Так, например, муж и жена, сидя в разных комнатах, общаются между собой через мессенджер. Вряд ли такое общение способствует душевной близости. Виртуальная коммуникация позволяет вырабатывать навыки эффективного общения для установления отношений с применением минимума выразительных средств, однако это становится бесполезным при личном взаимодействии.

Делая вывод из вышесказанного получается, что имея в распоряжении замечательные инструменты для коммуникации, мы не вполне научились грамотно их использовать. И этому, на самом деле, нужно учиться как многим из нас, так и нашим ученикам. Возможно как решение данной проблемы создание и реализация социальных проектов, помогающих участникам выходить из сети в реальность и сочетать онлайн и офлайн активность.

 

Список литературы:
1. Алексеева М., Лебедева А. Интернет: рождение новой реальности // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.psyvlad.ru/wp/?3.1.1.1.1.2.2004_03_21_12_35  (дата обращения: 15.05.2022)
2. Балымов И.Л. Представления студентов о человеке в Интернете и общении с ним / И.Л. Балымов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 15 (39): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2007. - С. 245 - 248.
3. Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы / Л.А. БРАСЛАВЕЦ // Вестник ВГУ. Серия: Филология и журналистика. - 2009. -№1. - С. 125-132.
4. Заморский В.В. Роль социальных сетей в ценностной трансформации молодежи / В.В. Заморский // Ист., Философ., Полит. и юрид. науки, 66 культурология и Искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2013. - № 5/2. - С. 60-63.
5. Морозова А.А. Проблемные моменты коммуникативного взаимодействия в социальных сетях / А.А. Морозова // Филология. Искусствоведение. - Вып. 93. - С. 76-80
6. Бариляк И.А.,Бегишев И.Р., Будаева С.Г. Социально-психологические проблемы современного общества в условиях цифровизации: личность, организация, управление// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47064718 (дата обращения: 16.05.2022)
7. Гаврилова А.В.  Особенности коммуникаций поколения Z// [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://elibrary.ru/item.asp?id=26133865 (дата обращения: 17.05.2022)