Статья:

РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА У РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Цыганкова П.Н. РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА У РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(88). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА У РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Цыганкова Полина Николаевна
студент 4 курса, факультета лингвистики, направления “Педагогика. Иностранный язык”, Московской Международной Академии, РФ, г. Москва

 

THE ROLE OF COGNITIVE BIASES IN LANGUAGE ACQUISITION ACROSS DIFFERENT POPULATION GROUPS

 

Polina Tsygankova

4th-year student, Faculty of Linguistics, Program: "Pedagogy. Foreign Language", Moscow International Academy, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние когнитивных искажений на процесс усвоения языка различными группами населения, включая студентов с низким социально-экономическим статусом, беженцев и профессионалов в международной сфере. Основная цель исследования — выявить ключевые факторы, ограничивающие эффективность обучения языку в различных контекстах. Методология включает анализ существующих теорий и эмпирических данных. Результаты показывают, что когнитивные искажения, такие как склонность к подтверждению и систематическая ошибка внимания, могут существенно снижать мотивацию и затруднять обучение. В заключении подчеркивается необходимость адаптации образовательных программ для минимизации негативного воздействия этих искажений.

Abstract. The article examines the impact of cognitive biases on language acquisition among various population groups, including students from low socioeconomic backgrounds, refugees, and professionals in international fields. The primary goal is to identify key factors that limit language learning effectiveness in different contexts. The methodology involves analyzing existing theories and empirical data. The results indicate that cognitive biases, such as confirmation bias and attentional bias, can significantly reduce motivation and hinder learning. The conclusion emphasizes the need to adapt educational programs to minimize the negative effects of these biases.

 

Ключевые слова: когнитивные искажения, усвоение языка, группы населения, подтверждающее искажение, ошибка внимания, инерция мышления, мотивация, социально-экономический статус.

Keywords: cognitive biases, language acquisition, population groups, confirmation bias, attentional bias, cognitive inertia, motivation, socioeconomic status.

 

В современном мире изучение когнитивных искажений становится важным направлением в когнитивных науках, поскольку они оказывают значительное влияние на процессы восприятия, мышления и принятия решений. В контексте усвоения языка когнитивные искажения играют особую роль, поскольку могут изменять способы обработки информации и интерпретации языкового материала. Проблематика изучения данных установок в контексте усвоения языка охватывает несколько ключевых направлений. Во-первых, понимание, какие когнитивные искажения наиболее часто проявляются в процессе усвоения языка у обучающихся разных возрастов. Во-вторых, изучение, как эти искажения влияют на эффективность усвоения языка и какие стратегии можно применять для минимизации их негативного влияния. Понимание того, как именно когнитивные искажения влияют на процесс усвоения языка, может привести к улучшению и модернизации методов обучения для тех, кто сталкивается с трудностями в изучении языков.

В этом аспекте важно учитывать не только известные когнитивные искажения, такие как склонность к подтверждению своей точки зрения (англ. confirmation bias/предвзятость подтверждения), или  систематическая ошибка внимания (англ. attentional bias), но и феномен психологической инерции.

Психологическая инерция — это склонность человека придерживаться установленных шаблонов мышления и поведения, несмотря на новые данные, которые могли бы потребовать пересмотра этих шаблонов. В контексте усвоения языка, психологическая инерция может проявляться как сопротивление изменениям в устоявшихся языковых структурах или как трудность в переходе к новым способам использования языка, особенно в процессе изучения второго языка или адаптации к новым культурным условиям.

Актуальные группы для исследования включают:

  • Молодежь и студенты с низким социально-экономическим статусом, беженцы из развивающихся стран: эта группа часто сталкивается с трудностями в усвоении языка из-за отсутствия начального образования, культурных барьеров и социальной изоляции, а также в связи с ограниченными образовательными ресурсами. Исследование их когнитивных искажений может помочь в разработке более эффективных программ обучения и интеграции в обществе.
  • Люди, обучающиеся через онлайн-курсы и дистанционное обучение: могут испытывать проблемы в процессе усвоения языка из-за слишком сильных культурных различий или различий между структурой родного и изучаемого языка, а также отсутствия непосредственного взаимодействия с изучаемым языком в родной среде.
  • Профессионалы в области международных отношений и бизнеса: люди, работающие в международных контекстах, сталкиваются с языковыми барьерами на разных уровнях своей деятельности, включая общение и ведение переговоров/переписок.

Основной целью статьи является исследование влияния когнитивных искажений и психологической инерции на процесс усвоения языка у разных групп населения.

Задачи исследования:

  • Определить и классифицировать ключевые когнитивные искажения, которые могут влиять на усвоение языка.
  • Проанализировать, как когнитивные искажения и психологическая инерция проявляются у разных групп людей.
  • Исследовать влияние этих факторов на процесс усвоения языка, включая изучение первого и второго языков.
  • Рассмотреть возможные стратегии минимизации негативного влияния когнитивных искажений и психологической инерции на усвоение языка.

Когнитивные искажения представляют собой систематические отклонения в восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, которые влияют на их решения, суждения,память и внимание. Они возникают как результат упрощения сложных задач, когда мозг ищет «короткие пути», что приводит к ошибкам в оценке информации. Люди склонны создавать свою собственную «субъективную социальную реальность», зависимую от их восприятия, и эта субъективная реальность может определять их поведение в социуме. Таким образом, когнитивные искажения могут приводить к неточности суждений, нелогичным интерпретациям или к иррациональности в поведении. Концепция когнитивного искажения была впервые введена А. Тверски и Д. Канеманом в 1972 году. Возможно, полностью устранить предрасположенность мозга к появлению когнитивных искажений невозможно, но понимание их существования может значительно облегчить процесс жизнедеятельности.

Склонность к подтверждению (Confirmation Bias) – это тенденция искать, интерпретировать и запоминать информацию таким образом, чтобы она подтверждала уже существующие убеждения, ожидания или гипотезы, с целью сохранить когнитивную целостность и избежать диссонанса при столкновении с противоречивой информацией. Эта концепция подробно описана Амосом Тверски и Даниелем Канеманом в их работе "Оценка и принятие решений в условиях неопределенности" (1974). Рэймонд С. Никерсон также рассматривает склонность к подтверждению в статье "Склонность к подтверждению: Повсеместное явление в различных обличиях" (1998), подчеркивая ее влияние на обучение и когнитивные процессы. Как отмечает Никерсон, “люди склонны фокусироваться на информации, которая поддерживает их текущие убеждения, часто игнорируя или недооценивая противоречивую информацию” [7, с. 63]. При изучении нового языка учащиеся могут игнорировать сложные грамматические конструкции или фразы, отличные по структуре от родного языка, сосредоточиваясь на тех, которые совпадают с их уже существующими знаниями. При встрече с новыми языковыми правилами или лексикой учащиеся могут "накладывать" их на уже существующие знания, пытаясь применять правила родного языка к изучаемому языку.

Систематическая ошибка внимания (Attentional Bias) - склонность избирательно концентрироваться на наиболее ярких и значимых аспектах информации в условиях ограниченного когнитивного ресурса, игнорируя другие, не менее важные. Возникает из-за естественной склонности человеческого мозга к упрощению обработки информации. Данное искажение может ограничивать способность к всестороннему восприятию и обучению. Например, учащиеся могут фиксироваться на том, что вызывает у них беспокойство или интерес, в то время как другие, не менее важные аспекты остаются вне их внимания. Иными словами, уделять непропорционально много внимания сложным грамматическим аспектам, считая их необходимыми для овладения языком, в то время как лексика, произношение и разговорная практика остаются в стороне. Избирательное внимание также может приводить к тому, что учащиеся игнорируют контекстные элементы (культурные особенности), стремятся использовать уже знакомые шаблоны и фразы, избегая новых, сложных или необычных выражений. Исследования показывают, что ошибка внимания может быть особенно выражена у начинающих изучающих язык.

Инерция мышления, или психологическая инерция - это когнитивное явление, при котором люди склонны сохранять свои привычные способы мышления и поведения даже в новых, изменившихся обстоятельствах. Это особенно проявляется в ситуациях, когда требуется изменение подхода или освоение новых навыков. Психологическая инерция может мешать адаптации и новому обучению, затрудняя эффективное освоение новых знаний, в том числе при изучении иностранных языков. Учащиеся, особенно взрослые, могут инстинктивно применять правила грамматики и синтаксиса своего родного языка при изучении нового языка. Также, повторяющиеся ошибки, сделанные на ранних стадиях обучения, могут закрепляться и становиться привычными, что затрудняет их исправление на более поздних этапах. Это касается и избегания новых методик обучения, продолжая использовать старые и привычные, даже если они менее эффективны. Исследования показывают, что носители индоевропейских языков могут испытывать трудности при изучении тональных языков, таких как китайский или вьетнамский, так как они привыкли использовать интонацию для выражения эмоций, а не для различения значений слов. Другие примеры показывают, что для англоговорящих студентов фонетика французского языка представляется сложной, так как некоторые звуки (французское "r") не существуют в английском языке.

Усвоение языка — это сложный процесс, включающий множество когнитивных и социальных аспектов. Одной из ключевых теорий, объясняющих этот процесс, является теория универсальной грамматики, предложенная Ноамом Хомским. Согласно этой теории, все люди обладают врожденными языковыми структурами, которые позволяют им усваивать любой язык. В рамках этой модели усвоение языка представляется как активация этих врожденных структур под воздействием языковых стимулов из окружающей среды. Несмотря на влияние данной теории, она подвергается критике за недостаточное внимание к роли окружающей среды и социальных факторов в обучении языку.

Социальная теория обучения, разработанная Львом Выготским, подчеркивает, что усвоение языка происходит через социальное взаимодействие. Согласно Выготскому, язык развивается через общение с более опытными носителями языка, взрослыми или сверстниками, что стимулирует развитие речи у ребенка. Этот подход делает акцент на важности взаимодействия и культуры, утверждая, что язык не может быть освоен изолированно от социальной среды.

Коннекционистские модели усвоения языка предлагают иной взгляд, рассматривая этот процесс как результат накопления опыта и формирования нейронных связей в мозге. В этих моделях обучение языку происходит постепенно, через многократные повторения и использование языковых структур. Мозг воспринимается как сеть, которая адаптируется и изменяется в ответ на повторяющиеся стимулы, что делает возможным усвоение языка без необходимости обращения к врожденным структурам. Одними из самых известных исследователей, работающих в этой области, являются Джеймс Макклелланд и Дэвид Румельхарт ("Parallel Distributed Processing" / Параллельная распределенная обработка, 1986 г.) [6, с. 239] и Элизабет Бейтс (исследования в области коннекционистских моделей, сосредотачиваясь на развитии речи у детей и том, как язык усваивается через взаимодействие нейронных сетей) [1, с. 78].

Когнитивные способности (навыки) – умственные способности, связанные с усвоением и обработкой информации. В этом контексте память, внимание, восприятие и логика являются основными факторами, влияющими на успех в изучении языка, в совокупности с метакогнитивными процессами (мотивация и навыки самоорганизации):

  • Внимание – это способность сосредоточиться на определенной информации или задаче, игнорируя посторонние стимулы. В процессе изучения языка внимание позволяет учащемуся сосредоточиться на изучении новых слов, грамматических структур и произношения, избегая отвлекающих факторов.
  • Восприятие – это процесс получения и интерпретации сенсорной информации из окружающей среды. Процесс восприятия включает в себя декодирование фонем, слов и предложений, что является основой для построения языковых навыков. Восприятие также помогает распознавать звуки речи, написанные слова и понимать их значения.
  • Логика – это способность использовать рассуждения для решения задач и принятия решений. Логические навыки дают учащимся возможность анализировать и применять правила, строить правильные предложения и понимать сложные текстовые структуры. Логика также необходима для решения речевых коммуникативных задач, таких как построение аргументов или интерпретация текста.

Эти когнитивные навыки формируют базу для более сложных процессов, таких как метакогнитивные стратегии, отвечающие за осознание и контроль над собственными когнитивными процессами:

  • Мотивация – это внутренний или внешний стимул, который побуждает учащегося к выполнению задач и достижению целей. В контексте изучения языка мотивация может быть внутренней (основанной на интересе к языку и культуре) или внешней (связанной с практическими целями, такими как работа или учеба). Внутренняя мотивация способствует глубокой вовлеченности в учебный процесс, улучшает когнитивную активность и повышает эффективность запоминания. Внешняя мотивация, в свою очередь, помогает поддерживать регулярную практику и достижение поставленных целей.
  • Навыки самоорганизации – планирование, управление временем, саморегуляция и самооценка. Развитие этих навыков способствует более структурированному и продуктивному обучению, так как постановка целей и умение отслеживать прогресс требуют глубокого анализа собственных действий. Саморефлексия и самоконтроль помогают выявлять ошибки и корректировать стратегии обучения.

Когнитивные и метакогнитивные процессы взаимосвязаны и взаимодополняемы. Когнитивные навыки формируют основу для обработки и усвоения языковой информации, в то время как метакогнитивные процессы помогают управлять и оптимизировать использование этих когнитивных навыков, обеспечивая более эффективное обучение. Например, внимание позволяет сосредоточиться на важной языковой информации, в то время как мотивация побуждает учащегося продолжать изучение даже в сложных ситуациях. Восприятие помогает распознавать и интерпретировать языковые элементы, а навыки самоорганизации помогают планировать и структурировать процесс обучения, что обеспечивает более глубокое и устойчивое усвоение языка.

Влияние когнитивных искажений на усвоение языка у разных групп обучающихся:

● Молодежь и студенты с низким социально-экономическим статусом и беженцы из развивающихся стран. Данная группа обучающихся сталкивается с особыми трудностями в изучении языка, связанными с ограниченными финансовыми ресурсами, нехваткой времени из-за необходимости работать, и трудностями адаптации к новой культуре. Эти люди часто имеют ограниченный доступ к образовательным ресурсам, что затрудняет регулярное обучение и практику языка. Психологический стресс и культурные барьеры также могут негативно влиять на их способность усваивать новый язык и интегрироваться в общество. Эти факторы могут привести к тому, что их внимание будет сосредоточено на наиболее актуальных задачах, например, обеспечение базовых потребностей. В результате, изучение языка отходит на второй план. У данной группы людей также может наблюдаться тенденция искать и воспринимать только ту информацию, которая подтверждает их уже существующие убеждения. У студентов, которые с детства не выработали привычку учиться, отсутствует понимание того, что процесс обучения может быть доступным и несложным, таким образом внутренняя склонность к подтверждению будет только подталкивать студента игнорировать или недооценивать ресурсы и методы, которые могли бы облегчить обучение. Это может значительно снизить мотивацию и интерес к изучению языка. Из-за недостатка уверенности в себе или уже существующего негативного опыта может, в свою очередь, возникать страх совершить ошибку. Недостаток мотивации к обучению может также сыграть негативную роль в процессе обучения. Для группы с низким социально-экономическим статусом мотивация может быть связана больше с внешними стимулами (например, необходимость найти работу), что не всегда является достаточно сильным побудительным фактором для постоянного и изучения языка. В совокупности с неразвитыми навыками самообучения и низкой внутренней мотивацией, становится практически невозможным организовывать свои собственные занятия. Также, психологические барьеры, например, сомнения в собственных способностях, могут препятствовать активному участию в обучении, делая его практически невозможным.

● Лица, обучающиеся дистанционно. В условиях онлайн-обучения учащиеся часто сталкиваются с множеством отвлекающих факторов, включая уведомления от социальных сетей и телефонные звонки, которые конкурируют за их внимание. Это может привести к смещению фокуса на более привлекательные или легкодоступные элементы учебного процесса, например, интерактивные тесты или видеоматериалы. В результате, важные, но менее интересные аспекты обучения, например, изучение грамматики, чтение научных текстов или практика произношения, остаются без должного внимания, поскольку требуют большей концентрации и усидчивости. Кроме того, онлайн-формат обучения ограничивает возможности для живого взаимодействия и обмена мнениями с преподавателями и однокурсниками. В таких условиях студенты могут воспринимать учебный материал однобоко, не учитывая культурные и контекстуальные аспекты языка, что затрудняет всестороннее понимание и применение изучаемого языка. Например, особенности невербальной коммуникации или общепринятые темы для обсуждения могут остаться непонятыми, что приводит к недоразумениям. Отсутствие оперативной обратной связи от преподавателей также мешает своевременной корректировке ошибок, что негативно влияет на эффективность усвоения материала и мотивацию студентов.

● Профессиональные работники в области международных отношений и бизнеса. Работающие в международных и бизнес-контекстах, часто имеют высокие требования к своей продуктивности и эффективности. В условиях многозадачности и высокой нагрузки они склонны сосредоточиваться на более важных для них аспектах своей работы, игнорируя регулярную языковую практику или аспекты, требующие длительного внимания. Например, они могут уделять основное внимание деловой лексике и фразам, упуская из виду грамматические правила, правильное использование которых повышает статус говорящего и внушает большее доверие словам. В профессиональной среде, где успех во многом зависит от способности эффективно коммуницировать и достигать целей, специалисты нередко подвержены склонности к подтверждению, полагая, что их текущий уровень владения языком достаточен для выполнения профессиональных задач. Это предвзятое убеждение может препятствовать осознанию необходимости дальнейшего совершенствования языковых навыков, особенно в областях, которые не кажутся критичными для их текущей работы. Дополнительно, проявление ограниченного контекста приводит к тому, что профессионалы фокусируются на использовании языка исключительно в рамках специфических профессиональных ситуаций, упуская из виду важность культурного контекста и неформальных аспектов общения. Такое ограниченное восприятие может приводить к недопониманию культурных нюансов, что негативно сказывается на эффективности взаимодействия в международной среде. Более того, зависимость от ресурсов и технологий, таких как онлайн-переводчики инструменты искусственного интеллекта, снижает мотивацию к углубленному изучению языка, поскольку специалисты в первую очередь будут полагаться на эти технологии, ограничивая тем самым свое стремление к практике и совершенствованию новых навыков.

Для минимизации влияния когнитивных факторов на усвоение языка среди молодежи, студентов с низким социально-экономическим статусом и беженцев из развивающихся стран, необходимо учитывать их ограниченный опыт и дефицит фоновых знаний. Чтобы снизить когнитивную нагрузку, рекомендуется разрабатывать учебные материалы, которые связывают новые языковые концепции с темами, уже знакомыми учащимся. Постепенное увеличение сложности учебных заданий, начиная с базовых и поддерживая учащихся на каждом этапе, поможет улучшению усвоения языка. Важным элементом также является обучение метакогнитивным стратегиям, таким как планирование учебного процесса, самооценка и рефлексия, что способствует повышению уровня саморегуляции и академической успеваемости.

Для учащихся, участвующих в онлайн-обучении и дистанционных курсах, оптимизация учебного процесса может быть достигнута путем создания детализированных и структурированных учебных планов, которые помогут организовать время и избежать отвлекающих факторов. Интерактивные и адаптивные образовательные технологии могут повысить вовлеченность и мотивацию, в то время как создание виртуальных дискуссионных платформ и форумов частично компенсирует недостаток живого взаимодействия, что способствует более глубокому пониманию и закреплению изучаемого материала.

Профессионалам в международных областях и бизнеса следует учитывать воздействие когнитивных искажений, таких как склонность к подтверждению и зависимость от технологий, с целью преодоления этих ограничений. Включение в учебные программы элементов культурных тренингов и межкультурной коммуникации способствует лучшему пониманию культурных нюансов языка. Использование кейс-методов, основанных на реальных ситуациях из профессиональной практики, позволяет интегрировать языковые навыки в соответствующий контекст, что значительно улучшает их усвоение и применение.

Воздействие когнитивных искажений на различные группы населения демонстрирует как общие, так и уникальные черты их влияния на усвоение языка. У учащихся с низким социальным статусом часто проявляются такие когнитивные искажения, как систематическая ошибка внимания и склонность к подтверждению, что усугубляется недостатком фоновых знаний и опыта в обучении. Учащиеся, проходящие онлайн-обучение, также подвержены этим искажениям, но их проявления отличаются из-за специфики дистанционного формата, который усиливает склонность фокусироваться на более легких задачах, игнорируя сложные. Специалисты в международных сферах, напротив, сталкиваются с чрезмерной зависимостью от технологий и игнорирование потребности в дальнейшей практике, что связано с их уверенностью в достаточности текущего уровня владения языком.

Несмотря на различия в проявлении когнитивных искажений среди разных групп населения, общим для всех является склонность избегать сложных и новых аспектов языка, что замедляет процесс его усвоения. Однако, уникальные искажения, характерные для каждой группы, требуют разработки специфических образовательных стратегий, направленных на преодоление этих барьеров. Такой подход позволит улучшить языковую подготовку и повысить эффективность обучения, учитывая как общие, так и индивидуальные когнитивные потребности учащихся.

 

Список литературы:
1. Бейтс Э. Развитие речи и взаимодействие нейронных сетей // Вестник когнитивных наук. – 1998. – № 4. – С. 75–82.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Москва: Лабиринт, 1999. – 352 с.
3. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. – Москва: Наука, 1984. – 230 с.
4. Гусева О. В., Козлов А. С. Метакогнитивные стратегии и их влияние на усвоение иностранного языка // Психология и образование. – 2017. – Т. 24, № 4. – С. 76–81.
5. Иванова М. В. Психологическая инерция и ее проявления в процессе обучения // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 35–42.
6. Макклеланд Дж., Румельхарт Д. Параллельная распределенная обработка: Исследования в области коннекционистских моделей. – Москва: Научное издательство, 1986. – 450 с.
7. Никерсон Р. С. Склонность к подтверждению: Повсеместное явление в различных обличиях // Психология и поведение. – 1998. – Т. 15, № 3. – С. 59–68.
8. Поляков В. А. Когнитивные искажения и их роль в обучении языку // Психолого-педагогические исследования. – 2010. – Т. 2, № 1. – С. 12–19.
9. Тверски А., Канеман Д. Оценка и принятие решений в условиях неопределенности // Научное издательство. – 1974. – № 3. – С. 213–228.
10. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – Москва: Прогресс, 1972. – 320с.