Статья:

Исследование взаимосвязи уровня агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте у студентов

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Гришина А.В., Черткова Е.В. Исследование взаимосвязи уровня агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте у студентов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 48-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование взаимосвязи уровня агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте у студентов

Гришина Анастасия Викторовна
кандидат психологических наук, доцент, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, РФ, г. Севастополь
Черткова Елена Вячеславовна
магистрант, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, РФ, г. Севастополь

 

Study the relationship level of aggression and selection strategy of behavior in conflict among students

 

Anastasiya Grishina

Ph.D. in Psychology, Assistant Professor, Sevastopol economic-humanitarian institute (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Russia, Sevastopol

Chertkova E.V.

2nd year student of Magistracy of the Sevastopol economic-humanitarian institute (branch) of the Crimean Federal University named after V.I Vernadsky, Russia, Sevastopol

 

Аннотация. В статье представлено исследование взаимосвязи уровня агрессивности и приоритетной стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов. В исследовании экспериментально доказана взаимосвязь между уровнем агрессивности, отдельными видами агрессии и выбором стратегии поведения в конфликте.

Abstract. The article presents a study on the relationship level of aggressiveness and priority strategy of behavior in conflict situations among students.  The study has demonstrated experimentally the relationship between the level of aggression, separate kinds of aggression and the choice of Behavior strategy in conflict.

 

Ключевые слова: агрессия; агрессивность; стратегии поведения в конфликте; корреляция.

Keywords: aggression; aggression; behavioral strategies in conflict; correlation.

 

Феномен агрессии исследовали А. Бандура, Басса-Дарки, Л. Берковиц, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, З. Фрейд, Э.Фромм, а также отечественные ученые – Т.Н. Курбатова, А.А. Реана, Т.Г. Румянцева.

 Одни теории связывают агрессивность с врожденными инстинктивными влечениями (К. Лоренц [5], З.Фрейд [7]), в других делается упор на то, что агрессия является ответом на фрустрацию (Л. Берковиц [2]), третьи представляют агрессию результатом социального научения (А. Бандура [1]). Э. Фромм [3] считал, что агрессия, при условии стабильности контрольных механизмов у человека, носит доброкачественный адаптационный характер, в противном же случае это разрушительная сила, которая наносит ущерб не только человеку или животному, но и неодушевленному предмету. А агрессивность – это поведенческое выражение агрессии (Л. Берковиц [2]).

Агрессивность, по мнению К. Лоренца, которая была необходима животным для выживания и сохранения вида, у человека перерастает в гротескную и бессмысленную форму и из помощника превращается в угрозу выживания [5].

Агрессивному человеку сложно адаптироваться в обществе, достичь поставленных позитивных целей, построить крепкие доверительные отношения и конструктивно решать возникающие противоречия, которыми пронизана наша жизнь – конфликты.

В психологии изучением феномена конфликта занимались: А. Адлер, К. Томас, З. Фрейд, Э.Фромм, К. Хорни а также отечественные ученые-психологи: Н.В. Гришина, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев.

Конфликт по Н.В. Гришиной [3] представляет собой столкновение противоположных интересов, которое оппоненты своими активными действиями пытаются преодолеть.

Однако, не каждое противоречие есть конфликт. Согласно К. Томасу [3], если человек осознает ситуацию, как конфликт, она становится таковою. Томас в своей теории конфликта выделяет 5 видов стратегий поведения: соперничество или конкуренция — это стремление удовлетворить свои интересы в ущерб интересам оппонента; приспособление (противоположная соперничеству стратегия) — характеризуется принесением собственных интересов в жертву ради другой стороны; компромисс (средняя стратегия) — представляет собой стремление к удовлетворению, как своих интересов, так и интересов партнера. Однако, при этом стороны достигают своих интересов лишь частично; избегание (полностью пассивная позиция) — характеризуется отсутствием стремления к партнерству и к достижению своих интересов; сотрудничество или кооперация  — наиболее выгодная стратегия разрешения конфликта, при которой стороны стремятся полностью удовлетворить как свои интересы, так и интересы оппонента, характеризуется открытостью диалога и установлением в итоге крепких доверительных отношений .

 

Рис.  1  Модель регулирования конфликтов по теории К. Томаса [3]

        

Целью данной работы является теоретическое обоснование и экспериментальное изучение взаимосвязи агрессивности и стратегии поведения в конфликте у обучающихся в вузе.

Теоретико-методологическая основа: теория агрессии Басса-Дарки, теория конфликта К. Томаса.

Экспериментальная база: Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского Федерального Университета им. В.И. Вернадского. В исследовании приняли участие обучающиеся по специальностям: менеджмент, юриспруденция и психология I-III курс очного и заочного отделений, средний возраст 25 лет, 28 девушек и 8 парней. Пилотажное исследование проводилось на протяжении октября - декабря 2016 г.

Использовались следующие психодиагностические методы: тест-опросник «Уровень агрессивности» Басса-Дарки и тест-опросник «Стратегии поведения в конфликте» Томаса, методы описательной и математической статистики с помощью программного обеспечения «STATISTICA 6.0».

У вышеуказанной группы испытуемых по методике Басса-Дарки были выявлены следующие показатели: 16,66% - низкий уровень агрессивности, 38,88% - средний уровень агрессивности, 44,44% - высокий уровень агрессивности, что свидетельствует о том, что среди студентов существует тенденция к высокому и среднему уровню агрессивности.

 

       

Рис. 2. Уровень агрессивности в группе по методике Басса-Дарки

 

По методике Томаса были получены следующие результаты: 36,11% испытуемых избрали в качестве приоритетной стратегию соперничества, 38,88% - компромисс, а сотрудничеству, избеганию и приспособлению отдали предпочтение по 8,33 % респондентов, что свидетельствует о том, что  студенты при разрешении конфликтов избирают преимущественно стратегию компромисса или соперничества.

 

    Рис.3. Стратегии поведения в конфликте по методике Томаса

 

Корреляционный анализ по полученным данным выявил статистически значимые корреляции между:

1) уровнем общей агрессивности и выбором стратегий поведения в конфликте – соперничества (r= 0,47; p ≤ 0,05), из чего можно заключить, что чем выше уровень агрессивности, тем более уверенно человек избирает стратегию соперничества;

2) уровнем общей агрессивности и выбором стратегий поведения в конфликте – приспособление (r = - 0,45; p ≤0,05 (обратная связь), из чего можно сделать вывод, что чем выше уровень агрессивности, тем сложнее для человека применить стратегию приспособления;

3) уровнем физической агрессии и приспособлением (r = - 0,35; p ≤ 0,05 (обратная связь), отсюда можно заключить, что для человека с высоким уровнем данной формы агрессии стратегия приспособления менее характерна;

4) уровнем косвенной агрессии и выбором стратегии поведения в конфликте – соперничества (r = 0,52; p ≤0,05), из чего следует вывод, что высокий уровень косвенной агрессии провоцирует человека избирать стратегию соперничества;

5) уровнем раздражения и приспособлением (r = -0,41; p ≤ 0,05) (обратная связь), отсюда можно заключить, что чем выше уровень раздражительности у человека, тем менее вероятна применение им данной стратегии в разрешении конфликта;

6) уровнем вербальной агрессии и выбором стратегии поведения в конфликте – приспособлением (r = -0,42; p ≤ 0,05) (обратная связь), отсюда следует, что, чем выше уровень вербальной агрессии, тем менее характерна для человека стратегия приспособления;

7) уровнем вербальной агрессии и выбором стратегии поведения в конфликте – сотрудничества (r = -0,37; p ≤ 0,05) (обратная связь), отсюда вывод, что для человека с высоким уровнем вербальной агрессии стратегия сотрудничества не является приоритетной.

Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно резюмировать: проявление агрессивности отрицательно влияет на разрешение конфликтов конструктивными способами в студенческой среде, заставляя обучающегося выбирать наименее выгодную стратегию поведения – соперничество. Соперничая, студент идет напролом, используя жесткие методы борьбы, после которых сохранение крепких и доверительных отношений невозможно.

Необходимо также знать, что использование прямо противоположной стратегии – приспособления, также несет пагубное влияние на последствия конфликта: приспосабливаясь, человек приносит в жертву свои интересы, испытывая при этом негативные эмоции и тем самым, разрушая отношения доверия с оппонентом. Следует сказать, что агрессивность необходимый атрибут в современной жизни, однако, для успешности и продуктивности взаимодействия необходимо ее умеренное дозирование.

В перспективах изучения данной проблематики мы бы хотели расширить целевую аудиторию исследования в других возрастных группах, а также среди лиц различных профессий.

 

Список литературы:
1. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура /Пер. с англ. под ред. Н.Н. Чубарь. — СПб.: Евразия, 2000. —  59 с.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль/ Л. Беркович. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: «Питер», 2008. — 544 с.
4. Дарки А. Инвентаризация для оценки различных видов враждебности / А. Дарки. — Журнал «Консалтинг психологии». —№ 21. — 1997. — С. 343 — 348.
5. Лоренц К. Агрессия /К. Лоренц. —  М.: «Прогресс», 1994. — 64с.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. — 356 с.
7. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд; пер. с нем. — Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2012. — 192с.