Статья:

Связь свойств темперамента с депрессивностью и агрессивностью подростков с трудностями в обучении.

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Данилова В.А., Лобаскова М.М. Связь свойств темперамента с депрессивностью и агрессивностью подростков с трудностями в обучении. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 64-70.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Связь свойств темперамента с депрессивностью и агрессивностью подростков с трудностями в обучении.

Данилова Виктория Алексеевна
магистрант, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск
Лобаскова Марина Михайловна
канд. психол. наук, доцент, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва; Удмуртский государственный университет, РФ, Ижевск

 

THE RELATIONSHIP OF THE PROPERTIES OF THE TEMPERAMENT WITH THE DEPRESSIVENESS AND AGGRESSIVENESS OF ADOLESCENTS WITH DIFFICULTIES IN TRAINING

 

Victoria Danilova

A master student, Udmurt State University, Russian Federation, Izhevsk

Marina Lobaskova

Cand. psychol. Sci., Associate Professor, FGBICU "Psychological Institute of RAO", Moscow;

Udmurt State University, Russian Federation, Izhevsk

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи свойств темперамента с агрессивностью и депрессив­ностью подростков с трудностями в обучении. Свойства темперамента были рассмотрены в рамках концепции М.К. Ротбарт. В исследовании использовался опросник темперамента младших подростков М.К. Ротбарт, включающий оценку свойств темперамента и особен­ности социально-психологического функционирования (агрессивность и депрессивность).

Abstract. The article presents the results of the study of the relationship between the temperament properties and the aggressiveness and depressiveness of adolescents with learning difficulties. Properties of temperament were considered within the framework of the concept of M.K. Rothbart. The study used a questionnaire temperament of younger adolescents M.K. Rothbart, including an assessment of temperament properties and features of socio-psychological functioning (aggressiveness and depressiveness).

 

Ключевые слова: темперамент; свойства темперамента; подростки с трудностями в обучении; агрессивность; депрессивность.

Keywords: temperament; temperament properties; adolescents with learning difficulties; aggressiveness; depressiveness.

 

В рамках инновационной площадки "Организация коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся" было проведено исследо­вание темперамента и эмоционально-поведенческих проблем подростков с трудностями в обучении. Одной из важнейших задач гуманизации воспитания и обучения детей является учет различных особенностей каждого ребенка, создание условий для развития полноценной личности, формирования индивидуальности, своевременное предоставление психолого-педагогической помощи детям. В неблагоприятном поло­жении оказываются дети с нарушениями психического развития. А именно, дети с задержками психического развития. Знание и учет особенностей взаимосвязи свойств темперамента с эмоционально – поведенческими проблемами подростков с трудностями в обучении позволит школьным психологам, а также педагогам эффективно проводить работу по развитию личности подростков и профилактике возникновения эмоциональных и поведенческих проблем, Системати­ческие исследования психологических особенностей подростков с ЗПР больше касаются познавательной сферы. Исследований личностных особенностей гораздо меньше. Изучение свойств темперамента подростков и их взаимосвязь с агрессивностью и депрессивностью становится особенно актуальным. Изучение индивидуальных особен­ностей подростков обусловлено практическим запросом современного общественного развития, потребностями школьной психологической службы.

Большой вклад в изучение свойств темперамента внесли Александр Томас и Стелла Чесс. Авторы отождествляют темперамент с поведенческим стилем, отличающимся от содержания и успешности деятельности, с одной стороны, и от мотивации, с другой. А. Томас и С. Чесс пришли к такому выводу, что различные свойства темпе­рамента имеют склонность образовывать синдромы свойств, а именно при патологических отклонениях существует определенное сочетание свойств темперамента. Всего их было выделено три: легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потреб­ностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения; трудный темпе­рамент представляет собой полную противоположность легкому и характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, медленной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций и высокой интенсивностью их проявления; темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и негативной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации [3, с. 251].

Описанные А.Томас и С.Чесс девять свойств темперамента и три синдрома свойств оказались онтогенетически стабильными. Все эти параметры темперамента, диагностированные в раннем детстве, связаны с аналогичными параметрами в более старших возрастах, но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка [3, с. 256].

В своем исследовании мы опирались на концепцию темперамента М.К. Ротбарт. В психобиологической модели темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения. Авторы этого направления к свойствам темперамента относят особенности реактивности и само­регуляции. Реактивность является результатом реакции активации и проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятель­ности нервной системы и эндокринной системы. Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию и, следовательно, показатели реактивности [3, с. 258]. Одним из основных положений концепции темперамента М.К.Ротбарт является представление о том, что темперамент развивается в ходе онтогенеза, то есть разные эмоции и компоненты эмоций, а также составляющие моторной системы, активационной системы и системы внимания, появляются в разные возрастные периоды. Процессы созревания организма, а также опыт взаимодействия индивидуума со средой влияют на проявление свойств темперамента [2, с. 78].

В представленной статье показаны результаты проведенного нами исследования взаимосвязи свойств темперамента с депрессивностью и агрессивностью обучающихся подросткового возраста коррекционной (по типу ЗПР) школы г. Ижевск, общая выборка исследования составила 80 подростков 12-15 лет.

Опросник М.К.Ротбарт содержит 116 вопросов и оценивает 11 свойств темперамента: контроль активации, аффилиация, уровень активности, внимание, страх, контроль торможения, фрустрация, удовольствие от стимуляции низкой интенсивности, удовольствие от стимуляции высокой интенсивности, перцептивная чувствительность, застенчивость, а также опросник включает шкалы агрессивности и депрессивного настроения, что позволяет анализировать связь свойств темперамента с агрессивностью и депрессивным настроением.

Все полученные нами результаты были подвергнуты математи­ческой обработке в статистической программе SPSS.

Для исследования взаимосвязи темперамента с депрессивностью и агрессивностью мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена. Проведенный корреляционный анализ показал несколько значимых корреляционных связей.

Корреляционные связи показателей «агрессивности» и темперамента в общей выборке подростков, испытывающих трудности в обучении (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Корреляционные связи между показателями агрессивности, внимания, УСНИ и фрустрации в общей выборке подростков с трудностями в обучении

 

В общей выборке подростков с трудностями в обучении была выявлена обратная корреляционная связь показателей агрессивности, внимания и удовольствия от стимуляции низкой интенсивности. Агрессивность характеризуется отрицательным поведением человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [5, с. 59]. Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Чем выше сосредоточенность сознания, тем ниже будут показатели агрессивности, и наоборот. Удовольствие от стимуляции низкой интенсивности характеризуется получением положительных эмоций при влиянии слабых, низко интенсивных воздействий окружающей среды. Обратные связи показателей свидетельствуют о том, что, чем выше показатели агрессивности, тем ниже способность получать удовольствие от низко интенсивной стимуляции.

Корреляционный анализ выявил прямую связь агрессивности и фрустрации (отрицательные эмоции, связанные с прерыванием текущей деятельности или невозможностью достижения цели). Когда человек предвкушает удовольствие при достижении желанной цели, препятствия, возникающие на пути к ней, могут расстроить его до такой степени, что вынудят к агрессивным действиям. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Агрессия является самой естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия. У детей это чаще всего прямая форма агрессии (агрессивное - поведение, которое носит намеренный характер и цель которого не скрывается). С возрастом проявления прямой агрессии уменьшаются. Таким образом, можно сказать что, в зависимости от того, насколько сильно и интенсивно переживается фрустрация, она может стать причиной агрессии. Например, неоднократные попытки подростка понравиться сверстникам, включиться в их круг общения не являются успешными, коллектив отвергает его. Именно в этом возрасте эмоциональное благополучие подростка начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе сверстников. В том случае, если реакция фрустрации следует одна за другой, то это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Рассмотрим корреляционные связи показателей «депрессивности» и темперамента. Графически данные представлены в рисунке 2.

 

Рисунок 2. Корреляционные связи между показателями депрессивности, страха, УСНИ и застенчивости в общей выборке подростков с трудностями в обучении

 

Корреляционный анализ выявил несколько значимых взаимо­связей между шкалами темперамента и депрессивности: прямые взаимосвязи шкал «страх», «фрустрация», «уровень от стимуляции низкой интенсивности» и «застенчивость» со шкалой «депрессивности».

Депрессивное настроение характеризуется плохим настроением, неприятными эмоциями, потерей удовлетворенности и интереса к деятельности, общей пассивностью. Депрессия часто сопровождается прогулами занятий, плохим поведением и ухудшением успеваемости. У детей и подростков депрессия часто имеет скрытый характер, и на первом месте выявляются нарушения эмоционально-поведенческой сферы. Как показал корреляционный анализ депрессивное настроение подростков напрямую связано со страхом, фрустрацией, застенчи­востью и удовольствием от стимуляции низкой интенсивности.

Реан А.А. определяет страх как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленную на источник действительной или воображаемой опасности. Фрустрация представляет из себя отрицательную эмоцию, связанную с прерыванием текущей деятельности или невозможностью достижения цели. Депрессивность подростков с трудностями в обучении напрямую зависит от фрустрации: чем выше показатели депрессивности, тем выше будут показатели фрустрации. Если часто преследуют ребенка неудачи, это может привести к возникновению депрессивности. Застенчивость характеризуется как боязнь социальных взаимодействий, чрезвычайная робость и поглощенность мыслями о возможных негативных оценках со стороны окружающих. Таким образом, чем застенчивее подросток, тем выше депрессивное настроение, и наоборот. Удовольствие от стимуляции низкой интенсивности характе­ризуется удовлетворением, связанным с действиями или стимулами, характеризующимися низкой интенсивностью, скоростью, сложностью, новизной и несовместимостью. При депрессии активность (двигательная, волевая и мотивационная) резко снижена, по причине общей пассивности, подавленности. Следовательно, чем выше показатели депрессивного настроения, тем выше удовлетворение от низко­интенсивной стимуляции и меньше потребность в высокоинтенсивной. Обратная корреляционная связь выявлена между показателями внимания и депрессивного настроения. То есть, чем выше показатели депрессивного настроения, тем ниже внимание. В депрессивном настроении снижена умственная работоспособность и концентрация внимания. Появляется значительное снижение интереса к учебе, часто сопровождаемое прогулами занятий, плохим поведением и ухудшением успеваемости. То есть у детей и подростков депрессия часто имеет скрытый характер, и на первом месте выявляются нарушения эмоционально-поведенческой сферы.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены значимые корреляционные связи темперамента с депрессивностью и агрессив­ностью на выборке подростков с трудностями в обучении. А именно агрессивность подростков с трудностями в обучении имеет прямую связь с фрустрацией и обратную с вниманием и удовольствием от стимуляции низкой интенсивности. Депрессивность напрямую зависит от таких свойств темперамента, как страх, удовольствие от стимуляции низкой интенсивности, застенчивость и фрустрация. Таким образом, зная индивидуальные особенности подростков с трудностями в обучении, можно выбирать детей с определенными свойствами темпе­рамента, и проводить коррекционные занятия с целью развития навыков саморегуляции, для предотвращения агрессивных реакций и депрес­сивного настроения.

 

Список литературы:
1. Лобаскова М.М., Васин Г.М., Природа взаимосвязи темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами, Теоретическая и экспериментальная психология, Москва,2015, 103-114.
2. Лобаскова М.М. Природа индивидуальных различий темперамента в подростковом возрасте. Кандидатская диссертация. – Москва, 2006. – 177 с.
3. Малых С.Б., Мешкова Т.А. Егорова М.С., Психогенетика. Том 2 – М.: изд во. - Питер, 2008. – 336 с.
4. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л.. Психогенетика. Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008 – 448 с.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.