Статья:

Особенности творческих способностей старших дошкольников с разным уровнем познавательной потребности

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Людмила В... Особенности творческих способностей старших дошкольников с разным уровнем познавательной потребности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности творческих способностей старших дошкольников с разным уровнем познавательной потребности

Людмила Валентиновна .Косикова
канд. психол. наук, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, доц. кафедры психологии образования, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

THE PECULIARITIES  OF THE CREATIVE ABILITIES OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF COGNITIVE DEMAND

Lyudmila Kosikova

PhD in Psychology, Southern Federal University, Academy of Psychology and Educational Science, Associate Professor of Educational Psychology Department,

Russia, Rostov-on-don

 

Аннотация. Проведённое исследование позволило выявить статистически  значимые различия в выраженности компонентов творческих способностей у старших дошкольников с разным уровнем познавательной потребности. У старших дошкольников с умеренной познавательной потребностью факторы образной креативности «беглость», «гибкость» и «оригинальность» более выражены, чем у старших дошкольников со слабой познавательной потребностью. У старших дошкольников с умеренной познавательной потребностью факторы вербальной креативности «беглость», «гибкость» и «оригинальность» более выражены, чем у старших дошкольников со слабой познавательной потребностью

Abstract. The study revealed statistically significant differences in the expression of components of creative abilities in older preschoolers with different levels of cognitive need. In older preschoolers with moderate cognitive need, the factors of imaginative creativity "fluency", "flexibility" and "originality" are more pronounced than in older preschoolers with weak cognitive need. Older preschoolers with moderate cognitive need, the factors of verbal creativity "fluency", "flexibility" and "originality" are more pronounced than in older preschoolers with weak cognitive need.

 

Ключевые слова: творческие способности, познавательная потребность, креативность, познавательная активность, старшие дошкольники.

Keywords: creativeness, cognitive need, creativity, cognitive activity, older preschoolers.

 

Обзор литературы

Информационные технологии современного мира дают нам новые возможности. Их основой являются творческие способности человека, без которых невозможно эффективное и полноценное функционирование индивида с окружающим его обществом. Благоприятным временем, по мнению учёных, изучающих творческие способности и мышление, является старший дошкольный возраст, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности.

Важнейшим показателем творческой активности является наличие интереса у ребенка к творческой работе в разных видах познавательной деятельности. Исходя из этого, мы предполагаем, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня их познавательных потребностей. В. С. Юркевич познавательные потребности понимала как «потребность в деятельности, направленной на получение нового знания» [1].  По ее мнению, именно реализация познавательной деятельности развивает потребность в знании. Познавательная потребность состоит из трех составляющих: активности, потребности в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда. Юркевич В.С. охарактеризовала уровни познавательной активности. На первом уровне ведущую роль играет потребность во впечатлениях (по большей части это именно реакция на новые стимулы). На втором уровне выделяется любознательность (в этом периоде главное – это склонность к изучению окружающего мира, повышенный интерес к новому). Но на данном этапе развития познавательная потребность имеет стихийно-эмоциональный характер и, в основном, не несет какого-либо значимого продукта познавательной деятельности. И, наконец, третий уровень это уже целенаправленная познавательная деятельность, которая несет в себе некое отражение каких-либо жизненных ценностей. Чаще всего такой вид потребности в познании приводит к значимым результатам [1].

По результатам многих исследований, ученые определили, что есть некоторые особенности и условия для успешного развития творческих способностей старших дошкольников: обучение, в процессе которого происходит становление знаний, способов действия, способностей, дающих ребенку реализовать свой замысел; раннее начало развития творческих способностей (раннее плавание, гимнастика, навыки хождения или ползания, раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами); создание обстановки, которая будет стимулировать разную творческую деятельность; характер творческого процесса: чем полнее ребенок выкладывается в процессе творческой деятельности, тем успешнее дальнейшее становление способностей к творчеству.

 

Организация эмпирического исследования

Целью нашего исследования  является изучение особенностей творческих способностей у старших дошкольников с разным уровнем познавательной потребности. Мы предполагали, что существуют различия в выраженности компонентов творческих способностей старших дошкольников с разным уровнем познавательной потребности.

Для проверки нашей гипотезы мы использовали результаты исследования, проведённого на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, в нем приняли участие 57 респондентов − дети старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет и их родители.

Методики исследования: методика «Изучение познавательной потребности дошкольника» (В. С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой) и тест «Дорисовывание» (Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, адаптированная Т. Д. Марцинковской).

 

Результаты и обсуждение

Анализ результатов исследования познавательной потребности старших дошкольников позволил выделить в данной выборке две группы респондентов: старшие дошкольники с умеренной познавательной потребностью − 52,6%, и старшие дошкольники со слабой познавательной потребностью − 47,4 %. Слабая познавательная потребность у детей старшего дошкольного возраста выражается в недостаточной инициативности и самостоятельности, в утрачивании интереса к заданиям при затруднении. Умеренная познавательная потребность у старших дошкольников проявляется в большей степени самостоятельности, в принятии задач и поиска способов ее выполнения.

Большинство старших дошкольников с умеренной познавательной потребностью  показали высокие и средние результаты образных и вербальных творческих способностей (образной и вербальной креативности): 60% − средний уровень,16,7% − высокий, 23% − низкий уровень выраженности образной и вербальной кретивности. 70% старших дошкольников со слабой познавательной потребностью обладают низкими образными и вербальными творческими способностями (образной и вербальной креативностью).

Сравнительный анализ (с помощью критерия Мана-Уитни) показал, что компоненты образных творческих способностей: «беглость» (U=180,000, при р=0,001), «гибкость» (U=180,000, при р=0,001), «оригинальность» (U=75,500, при р=0,000); «характер рисунка» (U=196,000, при р=0,000) выражены значимо выше у старших дошкольников с умеренной познавательной потребностью, чем у старших дошкольников со слабой познавательной потребностью. Это означает, что старшие дошкольники с умеренной познавательной потребностью стремятся находить быстро и множество решений для одной задачи, стремительно переключаться и применять свой полученный опыт в условиях новой среды. Старшие дошкольники слабой познавательной потребностью склонны применять полученный опыт для решения нескольких задач, и скорее всего, будут адаптировать не полученные навыки к новым условиям, а условия и саму проблему, к имеющейся у них модели решения задачи, когда-то переданную им взрослыми (воспитатели, родители и т. д.).

Статистически значимые различия выявлены по вербальным творческим способностям (вербальной креативности) и ее компонентам: «вербальная креативность» (U=74,500, р=0,000), «беглость» (U=115,500, р=0,000), «гибкость» (U=180,000, р=0,000), «оригинальность» (U=59,500, р=0,000). У старших дошкольников с умеренной познавательной потребностью факторы вербальной креативности «беглость», «гибкость» и «оригинальность» более выражены, чем у старших дошкольников со слабой познавательной потребностью. Таким образом, гипотеза о существовании различий в выраженности компонентов творческих способностей старших дошкольников с разным уровнем познавательной потребности подтвердилась.

Анализ результатов эмпирического исследования позволяет нам сформулировать следующие выводы:

1. Выявлено, что в целом дети старшего дошкольного возраста проявляют умеренную и слабую потребность в познании. Это связано с тем, что в данный возрастной период познавательные потребности в своем развитии находятся на этапе получения новых впечатлений.

2. У старших дошкольников с умеренной познавательной потребностью факторы образной креативности «беглость», «гибкость» и «оригинальность» более выражены, чем у старших дошкольников со слабой познавательной потребностью.

3. У старших дошкольников с умеренной познавательной потребностью факторы вербальной креативности «беглость», «гибкость» и «оригинальность» более выражены, чем у старших дошкольников со слабой познавательной потребностью.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога при организации психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников.

 

Список литературы:

  1. Юркевич В. С., Ермаков С. С. Развитие познавательной потребности в процессе обучения // Современная зарубежная психология. − 2013. − №2. − С. 87 – 97.