Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Гервиц С.Э. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCIV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(94). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Гервиц Светлана Эдуардовна
руководитель Социально-психологической службы Государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области «Губернаторский лицей», педагог-психолог, высшая квалификационная категория, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основе актуальных нормативно-правовых документов и методических рекомендация является обязательной составляющей реализации государственной политики в сфере общего образования. В статье рассматриваются ключевые моменты организации деятельности Психологической службы общеобразовательной организации.

 

Ключевые слова: психологическая служба; нормативно-правовая, учетно-отчетная и текущая документация; целевые категории обучающихся; профессиональное взаимодействие.

 

Повышение качества образования и формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся являются приоритетными направлениями государственной политики в сфере общего образования. Современная школа ориентирована на всестороннее развитие каждого обучающегося, максимальное раскрытие его интеллектуального и личностного потенциала, учет его индивидуальных особенностей.

Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды, проблем адресной поддержки обучающихся с высокими рисками уязвимости делает деятельность Психологической службы общеобразовательной организации одним из ключевых элементов системы внутреннего управления.

Педагоги-психологи принимают активное участие в разработке образовательных программ, рабочей программы воспитания; в мониторинге достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов основных образовательных программ; в формировании благоприятного социально-психологического климата и атмосферы конструктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Организация деятельности Психологической службы начинается с определения численного состава ее сотрудников. На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установление штатного расписания является компетенцией образовательной организации [2, ст. 28, ч. 3]. При этом Письмо Министерства образования и науки, регулирующее деятельность психологических служб в образовательных организациях, определяет следующее соотношение количества обучающихся на одну штатную единицу педагога-психолога: 1 специалист на 300 обучающихся [13]. Отдельным нормативным документом регламентируется определение численности педагогов-психологов, организующих сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: 1 штатная единица на 20 обучающихся [12, п. 38].

Продолжительность рабочего времени педагогов-психологов, работающих на одну ставку заработной платы, составляет не более 36 часов в неделю [6, приложение 1, п. 2.1] и регулируется правилами внутреннего трудового распорядка. При этом, не менее половины рабочего времени (не менее 18 часов в неделю) специалист должен отводить на работу с участниками образовательных отношений [11, п. 8.1]. Подготовка к осуществлению аналитической, консультационной, развивающей, просветительской, профилактической, экспертной деятельности по согласованию с руководством может осуществляться как в образовательной организации, так и за ее пределами [11, п. 8.1].

Требования к квалификации педагога-психолога, основная цель его деятельности, характеристика трудовых функций, необходимые профессиональные умения и знания определены в профессиональном стандарте [10]. Педагог-психолог в общеобразовательной организации осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в том числе психологическое и методическое сопровождение реализации образовательных программ), проводит консультирование и психологическое просвещение участников образовательных отношений, осуществляет психологическую диагностику обучающихся, при необходимости реализует коррекционно-развивающую работу с обучающимися, создает условия для укрепления психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания, проводит экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды [10].

Планирование деятельности Психологической службы осуществляется на основании плана работы на текущий учебный год, который соотносится с основными направлениями образовательной, воспитательной и профилактической деятельности общеобразовательной организации. План работы включает в себя цели и задачи психолого-педагогического сопровождения; планируемые результаты сопровождения обучающихся на каждом уровне образования; мероприятия по направлениям деятельности с фиксацией срока выполнения и закреплением ответственного исполнителя. Планирование работы каждого педагога-психолога на предстоящую учебную неделю составляется, исходя из годового плана работы с учетом запросов участников образовательных отношений и администрации общеобразовательной организации.

Документация, регламентирующая деятельность Психологической службы общеобразовательной организации, подразделяется на три вида: нормативно-правовую, учетно-отчетную и текущую.

  1. Нормативно-правовая документация представляет собой совокупность документов, которые определяют нормы профессиональной деятельности педагога-психолога в общеобразовательной организации.

В первую очередь следует отметить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий психолого-педагогическую помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации [2, ст. 42] и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляющий основные направления деятельности общеобразовательной организации в вопросах профилактики [1, ст. 14].

В 2022 году вышел Указ Президента Российской Федерации, утверждающий основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [3]. Важнейшая роль в данном направлении отводится системе общего образования. Специалисты Психологической службы являются активными участниками воспитательного процесса, создавая условия для гармонизации и развития личности обучающихся, нормализации детско-родительских отношений, формирования у обучающихся навыков взаимодействия, построенных на принципах коллективизма, справедливости, взаимопомощи и взаимоуважения. Педагоги-психологи проводят диагностику обучающихся по вопросам сформированности ценностных ориентаций личности; исследуют социально-психологические условия, формирующие психологическую готовность лиц подросткового и юношеского возраста к рисковому (аддиктивному) поведению; выявляют риски радикализации среди обучающихся.

В 2023 году Президент Российской Федерации утвердил Стратегию комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года [4]. Педагоги-психологи общеобразовательной организации являются ключевыми специалистами профилактической работы, создающими условия для сохранения психологического здоровья детей, защиты и обеспечению их интересов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования психоэмоциональной устойчивости и жизнестойкости. Работа в данном направлении обеспечивает снижение уровня детской смертности в результате антивитальных актов.

В 2024 году Указом Президента Российской Федерации определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года [5]. Деятельность Психологической службы образования, направленная на реализацию интеллектуального и творческого потенциала каждого обучающегося, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности, способствует достижению национальных целей развития нашей страны.

В 2024 году Министр просвещения Российской Федерации утвердил Концепцию развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года [7], которая определяет цель, задачи, принципы, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики в области оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

Следует отметить еще один документ, не являющийся нормативно-правовым. В 2020 году Министерство просвещения Российской Федерации утвердило методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях [8]. Данный документ регламентирует оказание адресной психолого-педагогической помощи целевым группам детей; описывает работающие модели психологических служб в субъектах Российской Федерации; освещает ключевые моменты организации психологической службы в общеобразовательной организации; содержит реестр рекомендуемых программ психологической помощи и реестр рекомендуемых психодиагностических методик для применения в общеобразовательных организациях.

  1. Учетно-отчетная документация обеспечивает учет и анализ деятельности Психологической службы общеобразовательной организации и включает в себя: журнал регистрации обращений участников образовательных отношений в службу; учет обучающихся с высоким уровнем уязвимости, нуждающихся в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения; аналитический отчет по итогам работы в текущем учебном году.
  2. Текущая документация педагога-психолога представляет собой совокупность документов, отражающих основное содержание работы педагога-психолога с участниками образовательных отношений: рабочие программы курсов внеурочной деятельности психологической направленности; аналитические отчеты по результатам групповой психолого-педагогической диагностики; психолого-педагогические представления на обучающихся, составленные на основании результатов индивидуальной психолого-педагогической диагностики; протоколы наблюдений за обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности; протоколы бесед с участниками образовательных отношений.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в общеобразовательной организации может быть организовано только на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) [2, ст. 42, ч. 3]

Согласно методическим рекомендациям по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях [8] выделяются следующие целевые группы детей, в отношении которых в общеобразовательных организациях реализуются программы адресной психологической помощи: нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления; дети, испытывающие трудности в обучении; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды; дети с отклоняющимся поведением); одаренные дети.

Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года [7] дополняет вышеперечисленные группы детей следующими категориями: обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении; обучающиеся, являющиеся иностранными гражданами; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; дети ветеранов боевых действий; дети участников (ветеранов) специальной военной операции.

Адресное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся высокого риска уязвимости организуется в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума общеобразовательной организации [9] – коллегиального органа, позволяющего консолидировать усилия педагогических работников в вопросах создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся и выстроить внутреннее профессиональное взаимодействие в процессе разработки общей стратегии сопровождения каждого обучающегося.

Психологическая службы общеобразовательной организации – это не обособленное структурное подразделение. Эффективность деятельности педагогов-психологов напрямую зависит от качества их профессионального взаимодействия с учителями и классными руководителями. Именно педагоги-психологи помогают коллегам учитывать индивидуальные особенности обучающихся при организации образовательного процесса, проектировать образовательную среду, комфортную и безопасную для личностного развития обучающихся на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать нарушения в развитии и становлении личности обучающихся. Педагоги-психологи проводят индивидуальное консультирование педагогических работников, выступают на заседаниях педагогических советов и методических объединений, проводят интерактивные мероприятия, направленные на повышение психологической культуры педагогов.

Отдельное внимание при организации деятельности Психологической службы необходимо уделить межведомственному взаимодействию общеобразовательной организации с иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации [14] в рамках межведомственного взаимодействия общеобразовательная организация при непосредственном участии педагогов-психологов обеспечивает защиту прав и законных интересов обучающихся; ведет профилактическую деятельность в целях обеспечения их безопасности, сохранности жизни и здоровья, предупреждения безнадзорности, антиобщественных действий и правонарушений; способствует выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении и организует с ними индивидуальную профилактическую работу; выявляет случаи антивитальных намерений среди обучающихся и оказывает им комплексную помощь.

Таким образом, организация деятельности Психологической службы на основе перечисленных в статье нормативно-правовых документов и методических рекомендаций будет способствовать достижению обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ; повышению качества общего образования; выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся, их личностному развитию и социальной адаптации; сохранению и укреплению психологического и социального здоровья обучающихся; повышению уровня психологической компетентности участников образовательных отношений.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ (дата обращения 20.02.2025).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ (дата обращения 20.02.2025).
3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ.РУ (дата обращения 21.02.2025).
4. Указ Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ.РУ дата обращения 22.02.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ.РУ (дата обращения 21.02.2025).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ (дата обращения 21.02.2025).
7. Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года № СК-13/07ВН, утверждена Министром просвещения Российской Федерации 18 июня 2024 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СудАкт.ру (дата обращения: 24.02.2025).
8. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ (дата обращения: 24.02.2025).
9. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ.РУ (дата обращения 24.02.2025).
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ (дата обращения: 17.02.2025).
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ (дата обращения 21.02.2025).
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ (дата обращения 21.02.2025).
13. Письмо Министра образования и науки Российской Федерации от 30.07.2018 г. № 07-4587 «О нормативном регулировании деятельности психологической службы в образовательных организациях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <Письмо> (дата обращения 20.02.2025).
14. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. № 07-6757 «О предоставлении информации» Методические рекомендации о типовых формах и порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ (дата обращения 25.02.2025).