ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ, КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ, КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ
FORMATION OF SOCIO-LEGAL LITERACY OF ADOLESCENTS AS A MEANS OF PREVENTING MALADAPTATION
Ekaterina Sosnovskaya
Student of Volgograd State Socio-Pedagogical University, Russia, Volgograd
Аннотация. В данной статье выделены и описаны характерные особенности различных подходов по формированию социально-правовой грамотности подрастающего поколения. Выявлены причины и поставлены задачи для исследования социально-правовой грамотности подростков в условиях образовательной организации. Приведены результаты проведенных исследований среди подростков образовательного учреждения и сделаны выводы, показавшие важность разностороннего подхода к формированию социально-правовой грамотности у подрастающего поколения, как одно из ключевых средств предупреждения дезадаптации.
Аbstract. This article highlights and describes the characteristic features of various approaches to the formation of socio-legal literacy of the younger generation. The reasons are identified and tasks are set for the study of socio-legal literacy of adolescents in the conditions of an educational organization. The results of the research conducted among teenagers of an educational institution are presented and conclusions are drawn that have shown the importance of a versatile approach to the formation of social and legal literacy among the younger generation as one of the key means of preventing maladaptation.
Ключевые слова: подростковый возраст; социально-правовая грамотность; духовно-нравственные ценности; социально-педагогическая деятельность; дезадаптация.
Keywords: adolescence; socio-legal literacy; spiritual and moral values; socio-pedagogical activity; maladaptation.
В современном мире подростки, в силу особенностей своего онтогенеза, часто претерпевают потерю нравственно-правовых и духовных ориентиров, следствием которых являются нарушения во взаимоотношениях с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Не зря подростковый возраст признается наиболее проблемным этапом жизненного пути, так как именно в этом возрасте наращивается темп психофизиологического и личностного развития подростка. Его психическая нестабильность является отличительной особенностью данного возрастного периода. Подросткам, в большинстве случаев, не достает положительного опыта в сфере социально-правовых отношений, который должен приобретаться ребенком с рождения и до полной социальной зрелости в процессе взаимодействия с социумом.
Смотря на нынешних подростков, мы можем сделать обобщенные выводы о том, что они зачастую не способны делать самостоятельный выбор, не могут предположить последствия своих поступков и не готовы брать на себя ответственность за свое поведение, то есть характеризуются низкой социально-правовой грамотностью, а как следствие проявление одного из уровней дезадаптации. Дезадаптация – это неспособность индивида успешно и удовлетворительно реагировать на требования своего окружения, то есть поведение не соответствует социальным ожиданиям общества.
Дезадаптация классифицируется на несколько уровней:
Нулевой уровень – «адаптированные». Это подростки, которые хорошо учатся и ведут себя, не конфликтуют, удовлетворенные собой, жизнью и окружением.
Первый уровень – «в основном адаптированные». Подростки, у которых дезадаптация присутствует крайне эпизодически, имея лишь отдельные её элементы. Проявления её ситуативны, поверхностны, чаще всего в какой-то одной области.
Второй уровень – «преддезадаптированные». Подростки, у которых дезадаптация проявляется довольно часто, но в основном временно, хотя иногда и широко. Такие нарушения не становятся устойчивой чертой, не затрагивают глубинных образований личности. Дезадаптация проявляется в эпизодической неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтах с учителями, родителями и товарищами и т.д. Но дезадаптационные проявления довольно часты, поэтому есть угроза перехода в устойчивую дезадаптацию.
Третий уровень – «дезадаптированные». Подростки, у которых дезадаптация может стать углублённой, (особенно в какой-то конкретной области), к тому же устойчивой, отрицательные мотивы перерастают в свойства личности. Подобного рода дезадаптация может проявляться достаточно широко, явно, нарушая деятельность, поведение и взаимоотношения. Обычно таких учащихся уже называют «трудными», «педагогически запущенными». Им присуща грубость, конфликтность, недисциплинированность и прочие отрицательные проявления.
Четвертый уровень – «социально дезадаптированные». Подростки, у которых дезадаптация обширна, глубока, устойчива, нередко вторична, ярко выражена. Она проявляется в дивиантном поведении, депривации, делинквентных поступках и характерна чаще всего для подростков, которые стоят на учёте в детских комнатах полиции и внутришкольном учёте [8, с. 33].
Именно успешное и своевременное закрепление положительного опыта социализации подрастающей личности связано с ее грамотным ростом и активным включением в различные сферы социальных, культурных, политических, экономических и правовых сторон жизни, при наличии способности и готовности выполнять соответствующие социально-правовые роли, наличие способности личности возлагать всю ответственность за происходящее с ней в жизни на себя. Все это входит в социально-правовую грамотность подростков, которая является неотъемлемой частью взросления и является средством предупреждения правонарушений.
Таким образом, профилактикой дезадаптации будет являться своевременная социально-педагогическая деятельность, направленная на повышение уровня социально-правовой грамотности подрастающего поколения в современном мире.
Теоретическое обоснование в организации социально-правовой подготовки несовершеннолетних в образовательном учреждении заложены в трудах отечественных и зарубежных философов, педагогов, юристов. Вместе с тем, социально-философский подход к пониманию правовой грамотности предполагает рассмотрение её с позиций организационно-управленческого аспекта. С точки зрения Т. Парсонса подчеркивается роль правовой грамотности в обеспечении механизма социального управления – как главного условия нужного контроля за усвоением личностью социально-правовых норм, ценностей, моделей поведения [9]. Вместе с этим И.К. Денисенко основывался уже на имеющихся правовых знаниях и установках, от которых зависит правовое поведение несовершеннолетних, которое может быть как правомерным, так и противоправным. В современных исследованиях доказывается, что несовершеннолетний индивид выступает субъектом правовых взаимоотношений, усваивая правовые знания и нормы через социальный статус и положения в обществе [3, с. 48].
Следует также обратить внимание на мнение В.М. Боера, в работе которого хорошо показано, что должная информированность в правовом поле несомненно служит одним из источников гражданской активности личности: «только на этой основе может сформироваться личность, понимающая высокое предназначение и природу права, его ценность, необходимость, место и роль в жизни общества» [1].
С позиций психолого-педагогического подхода правовая компетентность подрастающего поколения соотнесена с формированием правосознания личности с позиции А.А. Жигулина в контексте «обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формировании научного социально-правового мировоззрения» [6, с. 53], и, соглашусь с Г.Г. Бородаева, что разрушение системы духовных ценностей молодого поколения, деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок приведет к росту девиаций в подростковой и молодежной среде [2], поэтому духовно-нравственные ценности являются неотъемлемой частью по формированию уже социальной компетентности подростка.
Также в современных педагогических исследованиях, посвящённых сущности и содержательным аспектам социально-правовой компетентности обучающихся (работы М.Г. Даудова, Д.О. Донченко, В.В. Завражин, Д.А. Микаилова, А.А. Черемисиной и др.) формирование данного качества рассматривается как педагогическая цель, достижение которой ученые планируют в разнообразных педагогических средствах с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Подчеркивая, что эффективное формирование социально-правовой компетентности подростков возможно в применении средств, способных нейтрализовать или уменьшить воздействие негативных факторов, а также усилить действие положительных факторов в развитие потенциала личности в социально-правовом русле, и в становлении превенции нравственно-правовых деформаций и противоправного поведения. Главным для подростков остается возможность сталкиваться с реальными последствиями своих поступков, а также преодоление этих последствий, приобретая при этом позитивный социальный опыт взаимодействия с различными социально-правовыми институтами.
После анализа теоретического материала сопоставляются следующие задачи по формированию социально-правовой грамотности подростков в образовательном учреждении:
- социально-правовое, духовно-нравственное просвещение учащихся;
- изучение истоков формирования противоправного поведения;
- формирование у подростков знания о себе как о субъектах права, привлечение социально-правовых умений и навыков взаимодействия в обществе;
- обобщение сценариев поведения в типичных ситуациях, способствующих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения, соответствующие нормам принятым в обществе;
- выработка умения осмысливать и анализировать последствия своих действий на шаг вперед, ценностного отношения к существующим социально-правовым нормам;
- непрерывное включение учащихся в общественно-значимую и полезную для них деятельность, для формирования исчезнувшего чувства ответственности.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что в подростковом возрасте важнее предупредить проблему, нежели потом бороться с ее последствиями. Результаты, полученные в ходе анкетирования подростков в образовательном учреждении, выявили и подтвердили актуальность выбранной проблемы, что несовершеннолетние имеют недостаточную осведомленность о своих правах и обязанностях (35,2%) и, как следствие этого, неправильно оценивают свои поступки. На вопрос о роли законов в жизни (17,7 %) ответили «не знаю» и «затруднились ответить» (17 %), что говорит об имеющейся правовой неграмотности, полностью осведомлены о своих правах (28 %) обучающихся (полученный % ответов приведены на рисунке 1) .
Рисунок 1. Результаты проведенного исследования среди подростков
Таким образом, в процессе формирования социально-правовой грамотности в образовательном учреждении у подростков должны развиваться способности прогнозировать и оценивать последствия своих поступков, способность нести ответственность за свои действия. Еще А.С. Макаренко говорил, что педагоги имеют возможность внушить детям теорию честности, теорию отношения к вещам своим, чужим и государственным с бесконечной убедительностью, с очень строгой логикой. А значит, социально-правовое просвещение в образовании должно быть направлено на распространение социально-правовых знаний, идей и ценностей, на формирование правовой культуры подрастающего поколения компетентными педагогами. Важно научить вырабатывать поведенческие сценарии, которые отвечают социальной действительности и обеспечивают прохождение успешной социализации, помогая избегать конфликтов, в том числе и с законом.
Главная цель социально-правовой компетентности подростков − достижение успеха во взрослой жизни. Тем самым, успешно закрепившийся положительный опыт в совокупности с социально-правовой грамотностью формирует умение обойти многие препятствия и соблазны на пути к взрослой жизни, а впоследствии передать практический опыт будущему поколению. Ведь, мы − педагоги, в ответе за будущее поколение, пока растим нынешнее.