Статья:

Множественность решений при сценировании метапредметных задач во внеурочной деятельности обучающихся в третьем классе.

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Укропова А.В. Множественность решений при сценировании метапредметных задач во внеурочной деятельности обучающихся в третьем классе. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 40-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Множественность решений при сценировании метапредметных задач во внеурочной деятельности обучающихся в третьем классе.

Укропова Анна Викторовна
преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассказывается о развивающих образова­тельных ситуациях для первой ступени школьного образования, которые сценируются во внеурочной деятельности в начальной школе. Цель занятий, содержанием которых являюся метапредметные задачи в виде развивающих образовательных ситуаций, формирование и развитие метапредметных компетенций.

 

Ключевые слова: развивающие образовательные ситуации, мета­предметные задачи, младший школьник, метапредметные компетенции.

 

Введение Федеральных государственных стандартов начального общего образования ставит задачи достижения образовательных ре­зультатов предметных, личностных и метапредметных. В.А. Гуружапов подчеркивает, что «это требует от учителя принципиально нового уровня психологической подготовки, нежели требовалось в традиционной практике. В частности, ему необходимо обладать достаточной про­ектной культурой в организации учебного процесса, чтобы выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка» [2]. В.А. Гуружапов так же указывает на то, что достижение метапредметных результатов как «конкретной формы основ теоретического мышления» невозможно при субъект-объектной передаче знаний от учителя к ученику.

«Они являются результатом развития ученика в процессе осмысления им содержания учебной деятельности и способа его взаимодействия с другими участниками образовательного процесса» [2].

Деятельность учителя должна быть направлена на организацию коллективной мыслительной деятельности проектная часть которой развивающих образовательных ситуаций [2].

Нами разработаны циклы развивающих образовательных ситуа­ций в предметной области «Окружающий мир» для обучающихся в начальной школе в 1, 2 и 3 классах. На данный момент апробированы циклы в тематической связи с учебником А.А. Плешакова «Окружающий мир» для 1 и 2 классов [8; 9]. Ситуации сценируются во внеурочной деятельности младших школьников.

Развивающие образовательные ситуации сценируются в групповой форме, подходят для работы с подгруппой детей и классом.

В течение всех занятий педагог поощряет множественность решений развивающих образовательных ситуаций. Педагог нацеливает обучающихся на поиск нескольких решений задачи, принимаются все решения, задача ребенка объяснить свое решение.

Развивающие образовательные ситуации строятся таким образом, что имеют множественные решения. Обсуждаются все варианты решения и принимаем все точки зрения. Всегда существует общая линия сценирования, направление, по которому идет рассуждение, но решений всегда много. Например, 1 класс занятие «Вкусное меню». Опираемся на условие, что дети понимают, что существует «правильное» питание, а так же «вредные» продукты и блюда. Наша общая линия: создать «правильное» меню. Изначально условия у каждого свои: кто-то питается три раза, другие 4 или 5 раз, едят разные блюда, в том числе и национальной кухни. Целью занятия является формирование мета­предметных компетенций, задачи состоят в том, чтобы дети устанавли­вали причинно-следственные связи, анализировали, рефлексировали и смогли «собрать» (синтез) вкусное и правильное меню. Воспитательная задача ставится на всех занятиях.

Структура занятия и этапы сценирования совпадают, имеют 5 этапов.

  1. Стимулирующий момент. Фотографии, презентация, рисунок, потешка, картинка, статья из энциклопедии, вопрос педагога – все это может быть стимулирующим моментом.
  2. Групповая дискуссия. На этом этапе обучающиеся и педагог аккумулируют знания и представления по теме занятия, делают предположения.
  3. Индивидуальной работа обучающегося. На третьем этапе дети устанавливают причинно-следственные связи, воображают, рефлекси­руют, сравнивают, анализируют.
  4. Общий этап. Происходит групповая дискуссия, изображение на доске и общее обсуждение решения каждого участника. На доске фиксируют дети. Индивидуальные листы с готовым решением дети демонстрируют классу и объясняют свои записи.
  5. Рефлексия. На этом этапе педагог стимулирует личные высказывания детей по форме, методам работы на занятии, впечатлениям. Обязательно устанавливается степень сложности занятия для каждого обучающегося.

Фрагмент развивающей образовательной ситуации «Целая каша» для обучающихся в 3 классе

Задачи: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Стимулирующим моментов этого занятия (учебной метапредметной задачи) является потешка.

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.

Этому дала,

этому дала,

этому дала,

этому дала,

а этому не дала:

ты дров не носил, печку не топил,

тебе каши не дадим!

Направляющие вопросы педагога: «Что было у Сороки? Кому дала каши Сорока? Сколько птенцов накормила? Сколько блюд было у Сороки? Как она смогла всех накормить одной кашей? Каша целая? В кастрюле целая? А в тарелке? Как нам определить где у каши целое, а где часть? Зафиксируйте пиктограммами свое решение в индивиду­альном листе»

Далее происходит групповая дисскуссия и обсуждения всех решений, предложенных обучающимися.

Задачи-занятия этго типа направлены на формирование и развитие метапредметных компетенций обучающихся началной школы органично включаясь во внеурочную деятельность младших школьников.

 

Список литературы:
1. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 1. 11 с. 
2. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач, направленных на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 1. С. 40–45.
3. Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. 8 с. 
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
5. Зак АЗ. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982. 96 с.
6. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 192 с. 
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
8. Укропова А.В. Проектирование развивающих образовательных ситуаций во внеурочной деятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. C. 40–4512.
9. Укропова А.В. Влияние развивающих образовательных ситуаций в предметной области «Окружающий мир» на формирование метапредметных компетенций обучающихся вторых классов // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 1. С. 15 22.