Характеристики зависимости типов темперамента к эмоциональным стрессам и степени стрессоустойчивости футболистов
Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Характеристики зависимости типов темперамента к эмоциональным стрессам и степени стрессоустойчивости футболистов
CHARACTERISTICS OF THE TEMPERAMENT TYPES DEPENDANCE TO EMOTIONAL STRESS AND THE DEGREE OF FOOTBALL PLAYERS' STRESS RESISTANCE
Shuhrat Satiyev
Teacher, independent job seeker Namangan State University, Uzbekistan, Namangan
Sabithan Azizov
Cand. ped sciences, associate professor Namangan State University, Uzbekistan, Namangan
Аннотация. В данной статье рассматривается, в каких ситуатциях появляется эмоциональной стресс, переживания футболистов в эмоциональных деятельностях. Каким образом оценивается стресс устойчивость, связан ли тип темперамента личности с характеристиками, обеспечивающими стрессоустойчивость − излагаются выводы исследования определения типов темперамента футболистов.
Abstract. This article discusses the situations in which emotional stress appears, and the experiences of football players in emotional activities. How is stress resistance assessed, whether the type of temperament of the individual is related to the characteristics of stress resistance and the conclusions of the conclusions of the study of determining the types of temperament of football players.
Ключевые слова: экстровет; интероверт; эмоциональный стресс; типы характера.
Keywords: extrovert; interovert; emotional stress; types of harkter.
Введение. Огромные реформы проводятся во всех сферах социальной сферы в нашей стране. Проводимая работа, особенно в области физической культуры и спорта, очень важна. Принятие законов и указов о физической культуре и спорте в стране открыло широкие возможности для развития физической культуры и спорта. Это видно по результатам наших спортсменов на международной арене. Тем не менее, быстрое развитие всех видов спорта сегодня является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед учеными во всем мире: подготовка спортсменов к соревнованиям и выявление механизмов разного уровня эмоционального напряжения на физиологические и психологические процессы в организме во время соревнований и снижение воздействия стресса на спортсменов. Во всех видах спорта в мире, включая неспособность игроков выполнять свои функции из-за эмоциональной нестабильности в различных ситуациях, травматических последствий эмоционального стресса и различных уровней эмоциональной травмы после соревнований, необходимо изучить эту проблему более подробно.
Актуальность темы. Стресс-стрессоустойчивость − стресс-тестирование, основанное на высшей нервной деятельности человека, то есть типе характера, личных качествах, особенно уровне физической и психологической подготовки игроков, важно для достижения высоких результатов. Поэтому были проведены исследования для проверки способности справляться со стрессом (интеллектуальным, физическим, психическим, травматическим, а также эмоциональным стрессом), действовать без ущерба для профессиональной деятельности, личного здоровья, духовного и физического окружения и решать проблемы. Одновременно остается актуальным вопрос наглядности и определения результатов.
Уровень изученности исследований. Ряд ученых изучили влияние эмоционального стресса на работоспособность спортсменов. В частности, Е.В. Заика в своей работе «Методы изучения индивидуальности и типичности эмоционального реагирования», Г.Д. Бабушкин «Психология физической культуры», Б.А. и В.Л. Марищук «Методы психодиагностики в спорте» А.Ц.Пуни «Проблемы личности в психологии спорта», И.П. Павлов «Психология и высшая нервная система человека», а также в научных работах О.А. Черникова, А.В. Родионов, А.Д. Ганюшкин, В.Л.Марещук, Б.А.В. Гошек, Б. Карольчак-Бернацкая, Ч.Д. Спилбергер, А.В. Мальчиков, В.Л. Мильман.
Исследования, проведенные вышеупомянутыми учёными, показали, что помимо умственной подготовки спортсменов при подготовке к соревнованиям и во время соревнований следует уделять внимание их типам характера и уровням эмоций.
Цель исследования. Изучение этих изменений воздействия эмоционального стресса на организм человека будет иметь решающее значение для повышения устойчивости спортсменов к стрессорам.
Поэтому целью исследования стало:
- изучение и анализ научной литературы по данной теме;
- определение типов темперамента игроков на основе педагогических наблюдений и опросов;
- определить отношение игроков к эмоциональным ситуациям, факторы позитивных и негативных действий, характерные типы игроков, их реакции в стрессовых ситуациях, могут ли результаты исследования стать качественным аналитическим инструментом оценки стрессоустойчивости.
Цель исследования: следующие задачи имеют решающее значение для повышения устойчивости игроков к стрессорам:
1. Определить темпераменты изучаемых игроков по типам высшей нервной деятельности на основе классификации И.П. Павлова, проведя тест Г.Эйзенка для определения темперамента.
2. Определение типов темпераментов участников опроса в тесте методом интерпретации; результаты опроса, проведенного на основе теста Г.Ю. Эйзенка для определения темперамента футболистов.
3. Подготовка рекомендаций для тренеров по устойчивости игроков к стрессовым ситуациям на основе результатов, полученных в ходе исследования.
Результаты и их анализ. В исследованиях, отраженных в научной литературе, Г.Д. Бабушкин (Психология физической культуры) показывает, что, хотя тело спортсменов адаптируется к физическим нагрузкам с течением времени, как молодые спортсмены, так и опытные спортсмены не полностью адаптируются к эмоциональной нагрузке во время соревнований.
Эмоциональные переживания и чувства являются частью процесса удовлетворения потребностей человеческой жизни и переживания эмоций (возбуждение) [1, 2, 7].
Б.А. Вяткин (Роль темперамента в спортивной деятельности) в своей работе, в результате физиологических механизмов эмоционального стресса, реакция организма на действия, которые подвергают опасности себя, начинает ослабевать. Такие реакции приводят к автоматизации психических отношений в вегетативной нервной системе на уровне «борьбы» или «поражения». Если он выражает положительное «боевое» отношение к этим реакциям, он проявляет стремление, даже если он переживает стресс. Или, если противоположная реакция положительна на «поражение», он считает, что замедление может привести к ненужному, невозможному и даже прекращению деятельности [2, 4, 5].
Стресс − это состояние нервной системы, возникающее в результате продолжительного и интенсивного стресса эмоциональных психологических переживаний. Стресс − это событие, которое ограничивает производительность игрока, мешая ему или ей правильно управлять своим поведением.
Стресс, если он длится долго, это не только негативно влияет на психологическое состояние игрока, но и на его здоровье и физическую активность. Они нарушают стабильное функционирование сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечных органов и мозговой деятельности.
Эмоциональный стресс − это когда человека оставляют одного на долгое время, когда возникает опасность или он расстроен несчастными событиями. Психологические стрессы, в свою очередь, делятся на конкретные типы. Стрессы делятся на позитивные или негативные информационные (информативные) и эмоциональные (эмоциональные) типы [2].
По мнению Е.В. Заики («Методы исследования индивидуальности-типичности эмоционального отклика»), положительные эмоции спонтанно обеспечивают удовольствие от движения по полю, успешные результаты и движение, даже не обращая внимания на травмы. Хотя стресс от травмы на какое-то время укоренился в сознании игрока, он воспринимает это как незначительную причину и верит, что продолжит двигаться.
В результате негативных психологических стрессов игрок может не иметь возможности своевременно принимать необходимые решения, если у него нет времени для выполнения поставленных перед ним задач, требований его роли на футбольном поле, а также информационного стресса. Он пришел к выводу, что этот тип стресса приводит к снижению внимания, неспособности выполнять задачи вовремя, неспособности сосредоточиться, постоянному воображению, множеству ошибок и неспособности правильно оценить ситуацию [3].
По мнению И.П. Павлова («Психология и высшая нервная система человека»), эмоциональный стресс у людей предполагает наличие у человека темперамента человека и высшую нервную деятельность. Согласно классификации академика И.П. Павлова (безразличие, крайнее спокойствие или раздражительность, грубость, безразличие и звездная болезнь), недостатки этих качеств заключаются в их характеристиках: сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом типах, приводящих к эмоциональным нагрузкам, депрессиям и эмоциональным расстройствам. Мы можем наблюдать их взгляды на разделение на стрессы, возникающие в отношениях. Научная работа основана на тесте Г.Ю. Айзенка для определения темперамента спортсменов путем проведения опроса игроков, их родителей и тренеров, а также для классификации игроков по типам темперамента [7].
Рисунок 1. Определение по экстравертно-интровертным и эмоционально устойчивым (невротическим) показателям – это появление оси ординатного обсица
В исследовании приняли участие более 180 игроков в возрасте от 16 до 17 лет, их тренеры и родители из футбольных академий, специализированных школ-интернатов, детских и юношеских спортивных школ. Тест Г.Ю. Эйзенка для определения темпераментных типов игроков был определен следующим образом со шкалами интерпретации и экстраверт-взаимопроникновение, ось ординат и осей наблюдения, которые определяют эмоциональную устойчивость.
Таблица 1.
Таблица интерпретации теста Эйзенка Г.Ю. по определению темпераментов
Номера вопроссов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Отметка ответа (+, – футболист |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тренер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
родители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера вопроссов |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Отметка ответа (+, –) футболист |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тренер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
родители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера вопроссов |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
Отметка ответа (+, –) футболист |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тренер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
родители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера вопроссов |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
|
|
|
Отметка ответа (+, –) футболист |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тренер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
родители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шкала, определяющая уровень достоверности ответов:
«Да» -6, 24, 36. «Нет» - 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Подсчитайте баллы на основе номеров вопросов ниже (1 балл за каждое число)
Экторверсия и интероверсия:
«Да» - 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 «Нет» - 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37 41, 51.
Невротизм: «Да» – 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Основываясь на интерпретации теста Дж. Эйзенка для определения вышеуказанных темпераментов, были получены результаты, от ответов участвовавших в исследовании игроков и ответов своих тренеров и родителей. В результате: из 180 участников,
42 игроков 23.4% Эксторверт- холерики
102 игроков 56.5% Экстроверт-сангвиники
34 игроков 18.9% Интероверт-флегматики
2 игрока 1.2 % Интероверт-меланхолики
В таблице описания темпераментов высшей нервной деятельности А.П. Павлова результаты были представлены следующим образом:
Таблица 2.
Таблица описания темпераментов высшей нервной деятельности А.П. Павлова
Типы темперамента |
Описания темпераментов |
В процентах % |
Холерик |
Сильный Неуровновещанный Подвижный |
23.4% |
Сангвиник |
Сильный Уровновещанный Подвижный |
56.5% |
Флегматик |
Сильный Уровновещанный Малоподвижный |
18.9% |
Меланхолик |
Несильный Неуровновещанный Малоподвижный |
1.2% |
Кроме того, когда мы рассматриваем результаты деления типов высшей нервной деятельности на экстравертов и интровертов, 144 участника тестов были 79,9% экстравертов. На 36 аналитиков приходится 19,1%. Анализ результатов показывает, что основной частью игроков, принявших участие в тестах, были «Сильные, уравновешенные, подвижные, то есть сангвиники, 56,5%.
Это тип характера, необходимый для спортсменов. Сильный, неуравновешенный, активный, то есть холерик, составляет 23,4%. Эти типы персонажей также являются активными участниками боя, игр и соревнований. Однако исследования показали, что эмоциональный стресс может достигать опасного уровня во время соревнований.
Сильный, сбалансированный, с низкой производительностью, т. е. Флегматик, составил 18,9 %. Цель состояла в том, чтобы изучить степень преодоления стресса у игроков этого типа характера. Слабая, несбалансированная − меланхолики составляла 1,2%. Мы надеемся, что найдем ответ в ходе исследования роли этого типа игроков на поле.
Выводы. Как описано в приведенной выше научной литературе, исследование опыта и эмоций игроков, а также идей о типах эмоционального стресса, показали, что психологическая подготовка игроков и моделирование их поведения во время игр и соревнований требует психологических рекомендаций для обучения игроков управлению стрессами и действиями под их влиянием. Необходимо проводить специальные курсы, рекомендуется работа индивидуального психолога со спортсменами. Определение типов персонажей игроков показали необходимость подготовительной работы, создание научных статей и учебников по уровням стресса и способам их преодоления, целесообразность предоставления учебных пособий для тренеров, работающих на местах, а также широкой общественности учеными и специалистами в данной области.