Статья:

Система ценностей как средство формирования личности воспитанников суворовского военного училища

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Куликов С.В., Маланин С.А. Система ценностей как средство формирования личности воспитанников суворовского военного училища // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 75-81.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система ценностей как средство формирования личности воспитанников суворовского военного училища

Куликов Сергей Владимирович
воспитатель учебного курса суворовцев, Ульяновское суворовское военное училище, РФ, г. Ульяновск
Маланин Сергей Анатольевич
старший воспитатель учебного курса суворовцев, Ульяновское суворовское военное училище, РФ, г. Ульяновск

 

Value system as means of forming of the identity of pupils of Suvorov military school

 

Kulikov Sergey

tutor of a training course of Suvorov Military School students of the Ulyanovsk Suvorov Military School, Russia, Ulyanovsk

Malanin Sergey

senior tutor of a training course of Suvorov Military School students of the Ulyanovsk Suvorov military school, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования у воспитанников суворовского военного училища таких ценностных ориентаций, которые совпадали бы с ценностными ориентациями социальной значимости и обеспечивали бы направленность суворовцев на социальную адаптацию, успешную социализацию и индивидуализацию личности одновременно.

Abstract. Article is proved by need of forming at pupilsof Suvorov Military School of such valuable orientations which would match valuable orientations of the social importance and would provide an orientation of Suvorov Military School students on social adaptation, successful socialization and individualization of the personality at the same time.

 

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; личность; ценности-цели; ценности-средства; воспитанники суворовского военного училища.

Keywords: values; valuable orientations; personality; values purposes; values means; pupils of Suvorov Military School.

 

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающим влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накопление определенного и достаточного опыта взаимодействия и оценочного опыта, изменением социального статуса в образовательной среде. Формирование убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение (Б. С. Круглов, В. А. Ядов и др.)[1, с. 167].

Мы в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище считаем формирование определенных ценностных ориентаций суворовцев приоритетной задачей воспитательной системы нашего училища и предполагаем, что системное выявление ценностных ориентаций воспитанников суворовского военного училища позволит сформулировать приоритетные направления психолого-педагогической деятельности (рекомендации) по формированию ценностных ориентаций социальной значимости у старшеклассников училища.

Возникает вопрос: каким мы хотим видеть нашего выпускника?

Прежде всего, это должна быть здоровая, физически развитая, образованная, социально активная, высоконравственная, толерантная личность, готовая к личностному и профессиональному самоопределению в современных, постоянно изменяющихся условиях.Поэтому цель нашей воспитательной деятельности в училище мы видим в формировании мобильной социализированной личности суворовца через развитие системы ценностей. Какие же ценности мы берем за основу воспитательного процесса?

Для определения содержания типов ценностных ориентаций у суворовцев старших классов Ульяновского гвардейского суворовского военного училища мы по методике «Ценностные ориентации школьников», разработанной ульяновским ученым, доктором педагогических наук, профессором М. И. Лукъяновой, провели анкетирование, включающее пять блоков: «Познание как ценность», «Я-ценность», «Другой-ценность», «Общественно полезная деятельность», «Ответственность как ценность». Почему необходимо формировать именно эти ценностные ориентации?Потому что относятсяони, прежде всего, к сфере человеческих отношений, всестороннеучитываютбазовые потребности личности, интегрируют в себе направленность на социальную адаптацию и обеспечивают успешность индивидуализации и социализации личности одновременно. Мы считаем, что ориентация педагогического процесса на названые выше ценности, отражающиеся в содержании образования на современном этапе его развития, обеспечивают решение значимой педагогической проблемы – воспитания у суворовцев осознания важности и необходимости здорового образа жизни, образованности, культуры общения и поведения. Именно эти ценности соответствуют базовым потребностям личности и позволяют ей успешно адаптироваться и социализироваться в современном мире, что является для нашего суворовца-выпускника, воспитывающегося в условиях закрытого образовательного пространства, приоритетным фактором. Эти ценности являются базой для формирования личностной культуры суворовцев, объединяя в себе значимость общечеловеческого, национального, индивидуального.

Согласно методике М. И. Лукъяновой,после анкетирования суворовцампредлагается подсчитать сумму баллов, набранных по каждому содержательному блоку (шкале). По количеству набранных баллов определяется сформированность каждой включенной в перечень ценности. Произведенные подсчеты позволяют, во-первых, увидеть степень выраженности укаждого суворовцатой или иной ценностной ориентации и, во-вторых,понять, ориентация на какие из пяти базовых ценностей личности сфoрмирована в большей степени, а на развитие каких требуетсянаправить дополнительные усилия.Оценка сформированности ценностных ориентаций осуществляется по трем уровням выраженности: высокому, среднему, низкому [2, с. 44].

В блоке «Познание как ценность» у суворовцев доминирует высокий уровень потребности в познании. У обучающихся с высоким уровнем познавательная деятельность вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным жизненным смыслом. Средний уровень познания характеризуется пониманием суворовцами значения учения, познания в целом как ценности жизни, но полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности не обнаруживается. Низкий уровень констатирует малую степень сформированости этого важнейшего показателя самоактуализирующейся личности.

В блоке «Я-ценность»высокий уровень свидетельствует о сформировавшейся структуре «Я» суворовцев, о глубокой степени позитивного самовоспитания, о способности к самовыражению и уважительном отношении к себе как к личности и индивидуальности. Средний уровень показывает, что суворовцы уделяют становлению своего «Я» много внимания, стремятся быть позитивными в восприятии окружающей действительности, задумываются о способах самовыражения. Низкий уровень констатирует, что у суворовцев не сформировано ценностное отношение к себе как личности в основном, слабо проявляется способность к самопринятию и самоуважению.

Ценность «Другой» преобладает у суворовцев со средним уровнем сформированности ценностных ориентаций: воспитанники признают индивидуальность другого как ценность, стараются уважать других людей, однако имне всегда удается овладеть безусловным принятием другого человека и конструктивно общаться на основе учета его индивидуальных особенностей. Низкий уровень констатирует несформированность восприятия другого суворовца как ценности и индивидуальности. Высокий уровень проявляется у старшеклассников восприятием индивидуальности другого человека как ценности.

Ценность общественно-полезной деятельности более всего представлена у старшеклассников средним уровнем: суворовцы понимают и принимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать часть своего времени и сил, но не всегда это выходит на уровень их личной инициативы и самостоятельности в выборе форм общественно полезной деятельности. Низкий уровень свидетельствует, что старшеклассники не осознают значимости участия в общественно полезной деятельности. Высокий уровень показывает достаточную сформированность у суворовцев такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность.

В блоке «Ответственность как ценность» низкий уровень свидетельствует, что старшеклассники суворовского училища лишь в малой степени осознают необходимость ответственности за себя и свои поступки в жизни, за выбор своего поведения. Средний уровень констатирует наличие у суворовцев признания важности ответственности как личностного качества и стремления проявлять ее в своих поступках. Высокий уровень показывает, что ответственность сформирована как особо важная личностная характеристика.

В ниже следующей таблице представлены результаты диагностики, показывающие уровни сформированности социально значимых ценностных ориентаций суворовцев.

Таблица 1.

Распределение суворовцев старших классов по уровню сформированности ценностных ориентаций

Познaние
(%)

Я-ценнoсть
(%)

Другой-ценность(%)

Общественно-
полезная
деятельность (%)

Ответственность
(%)

Низкий

 

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

5

40

55

15

50

35

15

67

28

5

74

19

3

60

37

 

Процесс формирования у воспитанников нашего училища ценностных ориентаций осуществляется в три этапа:

– на первом этапе– воспитанник принимает те или иные ценности;

– на втором – принимает ценности и делает первые пробы в оценивании своей деятельности;

– на третьем – руководствуется ценностями постоянно, включая их в своемировоззрение.

При этом для эффективного достижения цели – воспитания мобильной, социализированной личности – мы определяем два условия формирования ценностных ориентаций:1) наличие воспитателя, которого суворовец принимает за образец; 2) наличие эмоционального переживания, порождающего личностный смысл той или иной ценности.

Наряду с методикой М. И. Лукъяновойдля изучения ценностных ориентаций суворовцев была применена еще одна – «Ценностные ориентации» М. Рокича. В соответствии с этой методикой воспитанникам старших классов суворовского военного училища предъявлялись два списка ценностей – терминальные и инструментальные (по 18 в каждом). Аналогично предывдущей методике испытуемыеприсваивают каждой предложенной в списке ценности ранговый номер [3, с. 25–29].

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные– убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные– убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Выполнив необходимую обработку данных диагностического замера, мы получили типологию ценнoстных ориентаций личности воспитанников старших классов суворовского военного училища и установили, что в иерархии ценностей-целей у воспитанниковсуворовского военного училища доминируют: здоровье, любовь, счастливaя семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа, активный oбраз жизни. Наличие именно этих ценностей, их содержание обусловливают соответствующее поведение старшеклассников, воспитание, режим и образ жизни, регулируют их поведение.

Среди ценнoстей-средств главными у воспитанников суворовского военного училища являются: честность, воспитанность, аккуратность, самоконтроль, ответственность, терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения). Анализируя ценностные ориентации суворовцев старших классов, можно увидеть, что именнонаправленность воспитательного прoцесса в суворовском военном училище, его специфика детерминирует наиболее важные ценности, связанные в большей степени с такими понятиями, как честь группы, товарищество, взаимовыручка, традиции боевой славы училища, офицерская честь, достоинство, прироритет воинского долга по защите своей Родины.

Таким образом, полученные результаты диагностики уровня сформированности ценностных ориентаций суворовцев старших классов Ульяновского гвардейского суворовского военного училища показывают продуктивность проведения воспитательной работы в направлении формирования их личности. Представленность социально значимых ценностей в сознании воспитанников суворовского военного училища позволяетсделать правомерный вывод о развитии у них осознанного стремления к необходимым для эффективного взаимодействия социально-психологическим знаниям, к овладению социально-психологическими умениями, а также  о наличии у них желания целенаправленно развивать в себе соответствующие личностные качества.

По результатам изучения ценностных ориентаций суворовцев старших классов Ульяновского гвардейского суворовского военного училища нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогов и воспитателей училища, направленные на совершенствование процесса формирования у старшеклассников социально значимых ценностных ориентаций в условиях Ульяновского гвардейского суворовского военного  училища.

На основе проведенной обработки и анализа результатов мы получили типологию ценностных ориентаций личности суворовцев старших классов нашего училища, что позволяет составить представление о системе основных жизненных ценностей, присущих преобладающему большинству суворовцев, и нарисовать, так сказать, «ценностно-ориентированный портрет суворовца старшего класса Ульяновского гвардейского суворовского военного училища».

 

Список литературы

1. Козлов А. А., Гришина Е. А., Ильинский И. М. Ценностные ориентации молодежи // Молодежь России: тенденции, перспективы. – М.: Молодая гвардия, 1993. – 167 с.

2. Лукьянова М. И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: методическое пособие. – Ч. 4. Ценностные ориентации школьников. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003. – 44 с.

3. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. – Т. 1. – М., 2000. –С. 25–29.