Статья:

Счастье как социокультурный феномен

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Мищенко И.С. Счастье как социокультурный феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 114-121.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Счастье как социокультурный феномен

Мищенко Ираида Семеновна
директор ООО «ЛАЙМ», РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «счастье». Счастье рассматривается как социокультурный феномен, который объединяет множество аспектов социальной реальности, важных как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Ключевые слова: красота; счастье; благополучие; общительность; депрессия; внутренний контроль; самооценка; психология.

 

Счастье – это социокультурный феномен, который объединяет множество аспектов социальной реальности, каждый из которых важен как для отдельного человека, так и для общества в целом.

В современном мире сформировано интеллектуальное движение, которое пытается исследовать счастье научными методами. Обусловленность каждого человека в обществе естественным желанием быть счастливым и необходимость улучшения социального здоровья и качества жизни населения, а также особая значимость исследуемого понятия являются актуальной проблемой исследования.

Философский термин «феномен» в переводе с греческого означает «являющееся», «редкий факт», «необычное явление». Запахи, теплота, красота, восторг от чудесной музыки и тому подобное – все это философские понятия, обозначающие те явления, которые можно постичь в чувственном опыте. Все они могут стать объектом созерцания и научного наблюдения.

Предметы и явления можно разделить на физические (окружающий нас мир, который можно видеть, слышать, осязать и ощущать) и психические феномены (психическая деятельность, психические процессы, все те представления, возникающие у нас в сознании путем ощущений или воображения).

Социокультурный феномен – это способ человеческой жизнедеятельности, где объективное и субъективное выступают как единое целое. Благодаря культуре происходит организация и регуляция жизнедеятельности человека, увеличивая уровень его активности как члена общества. Согласно исследованиям русского социолога П.А. Сорокина, «Социокультурность» – это базовая категория соци­ального мира, подразумевающая неразрывность личности, культуры и общества».

Ф. Тенбрук говорит: «Бесшовное соединение трех составляющих: индивида, социума и системы моральных и материальных ценностей, то есть культуры». Набор понятий: деньги, мода, бедность, религия, социальные сети, новости и прочее – затрагивает личность, живущую в обществе себе подобных, попадает под определение «социальный феномен». Объединенные в одно целое, культурные и социальные явления представляют собой социокультурные феномены. Перечислим некоторые из них: наука, политика, воспитание, духовность, семья, мода, религия, мифы, правовая действительность, горе, доверие, счастье и т. д. Исходя из сказанного, следует: счастье является социокультурным феноменом, объединяющим множество аспектов социальной реальности, каждый из которых важен как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Счастье, в его идеальном понимании, есть главная цель человека, оно активизирует его жизненные силы, заставляя раскрывать физический и духовный потенциал личности. 

В рамках эмпирических исследований выявлены факторы, которые влияют на переживания человеком состояния счастья. В изучение предмета исследования внесли большой вклад такие ученые, как Дж. Аргайл, Д. Вэйллант, Д. Канеман, Д. Келтнер, С. Хазан, Л. Харкер, Г. Ховард. Развитый «социальный интеллект» – один из значимых факторов, который детерминирует восприятие себя как счастливого человека, способного адекватно планировать и управлять своим поведением, а также правильно понимать оценку собственных действий окружающими людьми. Данная идея социального интеллекта (Ф. Вернон, Дж. Гилфорд, О.В. Лунева, А.И. Савенков, М. Салливан, Э. Торндайк, Д.В. Ушаков, М. Хендрикс) тесно связана с концепциями эмоционального интеллекта, которые разрабатывали Г. Айзенк, Р. Барон, Д. Големан, Д.В. Люсин, М. Мэйер, П. Сэлловэй.

Психологический аспект счастья подразумевает в основном анализ некоего психического состояния человека. Это кратковременное состояние переживания радости, необыкновенного душевного подъема, ощущения полета, влюбленности, небывалого прилива сил и ожидания переживания данного состояния. Рассмотрим более детально психо­логические аспекты счастья.

В различных психологических направлениях с трудом находило отражение преобразование философских идей о счастье в психологи­ческое понятие. Данное понятие возможно было изучать эмпирическим путем. Кого можно считать счастливым? – это основной эмпирический вопрос. Тогда как в зарубежной психологии в основном изучают категорию счастья путем поиска и измерения его количественного эквивалента в различных шкальных и балльных оценках.

По мнению М. Аргайла, «Вполне справедливо задать вопрос: «насколько ощущение счастья или удовлетворенности является свойством самой личности?». Например, страдающие депрессией люди большую часть своего времени находятся в подавленном и угнетенном состоянии, а иногда и вообще не могут выйти из него. Тогда как состояние и настроение здоровых людей обычно меняется в зависимости от конкретной ситуации. И опять же возникает вопрос: является ли счастье достоянием «счастливой натуры» или производным от достаточного количества приятных ситуаций и ощущений? Придерживающиеся «нисходящей теории» предполагают, что в данном случае все зависит от самого человека. Таким образом, счастливые люди более позитивно истолковывают и оценивают жизненные ситуации и по сумме приятных событий нельзя определить уровень счастья.

Представители «восходящей теории», такие как Э. Дайнер, полагают, что число приятных жизненных ситуаций и счастье находятся в прямой зависимости. В результате своих исследований Э. Дайнером и Р. Ларсеном было определено, что положительные и отрицательные состояния зависят в большей степени в различных производственных и бытовых ситуациях от самих субъектов (52 %), чем от различий в ситуациях (23 %). При этом отрицательные эмоции более устойчивы. Большая часть респондентов удовлетворена своей жизнью, только малая часть испытывала положительные эмоции. В настроениях испытуемых определяется значительная устойчивость в различных ситуациях.

Существует категория людей, пребывающих в депрессивном состоянии или же находящихся в хорошем расположении духа (таких немного). Кто же эти счастливые люди? Может, те, которые предпочитают видеть оптимизм вокруг и только положительные стороны, это и есть счастливые люди? Данное явление называют «эффектом Полианны». По мнению Девида Ликена, от генетики зависит только пятьдесят процентов счастья, а на остальные влияют намерения и стремления человека. Люди, как установили А. Матлин и А. Гаврон, пребывающие все время в состоянии счастья, видят мир в «розовом свете». Они всегда доброжелательны к окружающим, общительны, легко идут на контакт, и все события для них связаны с приятными ассоциациями.

Таким образом они склонны реагировать на любую ситуацию, как отмечал М. Боуэр. Теун Марез говорит: «Чтобы стать счастливыми, прежде всего, нужно установить хорошие отношения с собой и благодаря этому стать целостными, самодостаточными, полагающимися на свои силы и, следовательно, довольными собой людьми».

Тесно связано с самоуважением (самооценкой) ощущение счастья. Как пишет Р. Кэмпбелл, «Самая сильная связь характеризует их соотношение». Люди, находящиеся в подавленном и депрессивном состоянии, недооценивают качество своих действий. Ф. Левинсон выяснил, что такие люди иногда более точно и реалистично оценивают себя, чем нормальные. Но в те периоды жизни, которые несут несчастливые события, у этих людей резко снижается самооценка. Таким образом, можно предположить, что ощущение счастья влияет на самооценку, и наоборот.

Как заметили ученые М. Горовиц, Д. Френч и К. Андерсон, одиночество связано с ощущением неблагополучия и ведет к депрессии. Здесь прослеживается тесная связь между удовлетворенностью, которую мы получаем в социальной сфере, и общим благополучием (социальным комфортом). Одиночество – это источник отрицательного эмоционального состояния. В отличие от одиночества экстраверсия зависима от счастья и является положительным эмоциональным состоянием и удовлетворенностью, утверждают такие исследователи, как М. Эммонс и Э. Дайнер. Можно условно поделить экстраверсию на компоненты: общительность и импульсивность. Общительность – это компонент, прогнозирующий счастье. По мнению О. Толора, «индивиды, занятые «поиском общения», наиболее часто испытывают ощущение радости». Исследования, проведенные среди «счастливых» и «несчастливых» А. Вессманом и Д. Риксом, показали, что «счастливые» были наиболее удачливы во взаимоотношениях с другими людьми, в то время как для «несчастливых» социальные взаимоотношения часто являлись «источником беспокойства, раздражения, способствовали появлению чувства вины, замкнутости».

Следующим «компонентом» счастья, как утверждает Эд. Дайнер, является чувство «внутреннего контроля» (для некоторых категорий людей, то есть они влияют на ход событий и ситуаций). У людей с высоким уровнем внутреннего контроля и у обладающих широким выбором действий присутствует ощущение субъективного благополучия. Существует мнение, что люди, обладающие более широкими жизненными возможностями (что, очевидно, влияет на контроль и выбор), также более счастливы. Хотя можно предположить, что те, кто испытал множество отрицательных жизненных ситуаций, также становятся несчастными и перестают верить в свою способность контролировать события.

Г. Уитсон полагает: «Люди ощущают себя счастливыми, если им удается разрешить свои внутренние конфликты и в той или иной степени достичь ощущения целостности своей личности. Максимальное соответствие реального и идеального «я» является условием внутреннего эмоционального комфорта, ощущения благополучия».

А. Вессман и Д. Рикс пишут: «Счастливые люди отличаются умением планировать и продуктивно использовать время, уверенно смотрят в будущее. У несчастливых людей время не заполнено, не организовано и не сбалансировано. Эти люди склонны откладывать исполнение тех или иных замыслов и вглядываются в свое будущее с неуверенностью и беспокойством».

Разграничивая два понятия – «счастье» и «хорошая жизнь», К. Роджерс отмечал, что хорошая жизнь – это процесс движения по пути, выбранному человеческим организмом, когда он внутренне свободен развиваться в любом направлении, причем качества этого направления имеют определенную всеобщность.

Ряд ученых полагает, что к факторам счастья также относится умение справляться с трудностями и проблемами: не замыкаться в себе, рассказывать о своих проблемах другим или обратится к молитве и т. д. и т. п. Обычно в таких случаях ощущение счастья гораздо больше. По мнению А. Наркеса, умение людей, обладающих внутренним контролем, находить эффективные способы противостояния проблемам и трудностям помогает им менее других подвергаться стрессовым ситуациям. Люди с внешним контролем, наоборот, уходят от проблем, так как считают, что от них ничего не зависит, а все зависит от внешних сил и условий. Чувство внутреннего контроля способствует большей гибкости и умению выбирать оптимальные методы противостояния той или иной проблеме. Таким образом, важным условием для ощущения счастья являются характеристики и свойства самой личности. База для феномена счастья – сильные положительные эмоции, приподнятое настроение, радость, ощущение удовольствия.

«Когнитивная составляющая» физиологического процесса наслаждения счастьем обеспечивает осознанное понимание, адекватную трактовку и самоконтроль причин, которые находятся в основе «упоительного счастья» и позитивных эмоций. Состояние счастья настраивает человека на соответствующий поведенческий фон (он всегда радостный, улыбчивый, активен, нередко беспечен). Существуют и иные взгляды на природу и сущность счастья. Некоторые ученые, чаще представители психиатрии, полагают, что состояние психики может провоцировать поиск более легких путей получения иллюзий счастья, а именно через состояние алкогольного или наркотического опьянений, которые химическим путем воздей­ствуют на мозг и вызывают состояние, эквивалентное счастью, но это уже другая область изучения «счастья».

Американские психологи Соня Любомирски и Кен Шелдон обобщили все, что известно науке о счастье и благополучии. По существу, им удалось выделить самые важные факторы, определяющие счастье, и представить их в виде круга, разделенного на три части разного размера:

 

Рисунок 1. Факторы, определяющие счастье

 

50 % – это влияние нашего темперамента, склада личности, то есть наследственности;

40 % – то, как мы сами строим нашу жизнь: к каким целям стремимся, с какими людьми общаемся, какие занятия выбираем, какой ведем образ жизни;

10 % – это влияние внешних обстоятельств: место, где мы живем, уровень наших доходов, качество образования, принадлежность к социальному кругу.

Наука о счастье заслуживает серьезного отношения. Стремление к счастью – это важная, законная и достойная цель. Как показывают исследования ученых, стремление стать счастливее помогает нам лучше себя чувствовать, наполняет нас энергией, развивает творческие способности, укрепляет иммунитет, помогает улучшать отношения, продуктивнее работать и даже увеличивает продолжительность жизни.

В настоящее время понятие «счастье» развивается в рамках такого научного направления, как «позитивная психология». Ведущими представителями данного направления являются Э. Динер, М. Чиксектмихайн, М. Селигман. В его рамках проведены эмпири­ческие исследования, при анализе которых выявлены факторы, которые влияют на переживания человеком состояния счастья.

 

Список литературы:
1. Виноградова Г.А. О роли сознания в субъективном благополучии личности // Мир психологии. – М.: Моск. психол.-соц. ун-т, 2016. – № 2. – С. 215-225.
2. Виноградова Г.А. Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса // Поволжский педагогический вестник. – Самара: Поволжская гос. соц.-гуманит. академия, 2015. – № 3(8). – С. 18-20.
3. Жубаркин С.В. Индексы счастья: опыт Запада, социологический обзор / С.В. Жубаркин // Теория и практика общественного развития. – Краснодар: Изд. дом «ХОРС», 2012. – № 9. – С. 67-71.
4. Жубаркин С.В. Представление о счастье в социальных науках и психологии. Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) // SuperInf.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2252 (Дата обращения: 01.12. 2017).
5. Литвак М. Если хочешь быть счастливым // psychoLEVITy [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psychoLevity/com (Дата обращения: 02.12.2017). 
6. Любомирски С. Психология счастья. Новый подход / С. Любомирски / Пер. с англ. А. Стативки. – СПб.: Питер, 2014. – С. 210-256.
7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 22-23
8. Прентисс К. Счастье по Дзен // Livejournal [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://anchiktigra.livejournal.com/378023.html (Дата обращения: 01, 12, 2017).
9. Чепурных М.Н. Позитивный эмоциональный настрой как один из факторов «счастья» / М.Н. Чепурных // Общество: социология, психология, педагогика. – Краснодар: Изд. дом «ХОРС», 2012. – № 3. – С. 65-72.
10. Чепурных М.Н. Теоретический анализ основных научных подходов к изучению феномена счастья / М.Н. Чепурных // Вестник Рос. гос. гуманит. ун-та. Вып. 2. Серия «Социология». – М.: РГГУ, 2012. – С. 222-231.