Статья:

Формирование адекватной самооценки подростка как фактор профилактики и урегулирования конфликтного поведения

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Дорофеева А.А. Формирование адекватной самооценки подростка как фактор профилактики и урегулирования конфликтного поведения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(60). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 37-41.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование адекватной самооценки подростка как фактор профилактики и урегулирования конфликтного поведения

Дорофеева Анастасия Александровна
студент Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

FORMATION OF AN ADEQUATE SELF-ESTEEM OF A TEENAGER AS A FACTOR OF PREVENTION AND SETTLEMENT OF CONFLICT BEHAVIOR

 

Anastasia Dorofeeva

Student of the Institute of History of Humanities Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме самооценки личности в подростковый период. Работа будет полезна в деятельности практических психологов, учителей, родителей, подростков, увлеченных саморазвитием.

Abstract. The article is devoted to the problem of self-esteem of the individual in adolescence. This work will be useful for practical psychologists, teachers, parents, and teenagers who are interested in self-development.

 

Ключевые слова: подросток; конфликт; самооценка; родители; сверстники.

Keywords: teenager; conflict; self-esteem; parents; peers.

 

Проблема конфликта и конфликтного взаимодействия достаточно хорошо освещены в педагогике и психологии, социальной психологии, конфликтологии. Изучением конфликтов в педагогике занимались Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, Л.С. Славина. В работах данных ученых раскрывается понятие конфликта, рассматриваются виды конфликтов. Проблемой профилактики и урегулирования конфликтов занимались А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, А.В. Глухова, В. Дмитриева, А.И. Шипилов и др.

Конфликт - крайне острый путь разрешения важных противоречий, которые возникают во взаимодействии субъектов, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1, с. 67]. То есть, конфликты затрагивают разнообразные области жизнедеятельности членов общества. Наиболее часто этому подвержены подростки, из-за психологических особенностей и новообразований данного возрастного периода. Возраст 10-12 лет характеризуется как младший подростковый и заслуживает особого обсуждения ввиду распространения и сложности конфликтов, возникающих в этой группе учащихся.

Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте – от младшего школьного возраста к подростковому.  Общение подростков со сверстниками – особенная сфера их жизни. Время от времени оно делается таким увлекательным, что отодвигает учебу на задний план, уменьшает притягательность общения с родными. В данном возрасте ребенок постепенно обретает чувство взрослости. У детей усиливается независимость от взрослых, негативизм. Дети стремятся противостоять, не поддаваться влиянию, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Вместе с тем в данный период отмечается формирование самосознания и собственного мировоззрения. Подростки зачастую хотят доказать окружающим, что они уже достаточно взрослые, и именно поэтому с их мнением все должны считаться, а не только выслушивать его или еще хуже игнорировать [4, с. 60].

Подростковый период характеризуется ускорением физического развития, половым созреванием. У подростка начинается гормональная перестройка организма, а это, в свою очередь, ведет к эмоциональной нестабильности. Подросток стремится к самовыражению, через отождествление себя, сравнение с другими формируется его самооценка, создается сложившийся идеал, несовпадение с которым ведет к различным конфликтам [2, с. 28].

Наиболее часто в подростковой сфере встречаются межличностные и внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты совершаются между подростками по разнообразным причинам и носят социальный, личностный, а иногда психологический характер.

Наиболее распространенными конфликтами в среде учащихся является лидерство, в котором отображается соперничество между несколькими лидерами и их объединениями за первенство в группе. Подход к лидерству, в особенности в подростковой сфере, связан с демонстрацией преимущества, цинизма, безжалостности, жестокости [5, с. 193].

Инцидент между подростками основывается часто на борьбе из-за лидерства. Главными причинами конфликтного поведения подростков являются степень требований, самооценка и статус. На конфликтность учащихся значительное воздействие оказывают их персональные психологические личностные черты, а именно – враждебность. Наличие в классе агрессивных учащихся увеличивает возможность инцидентов не только с их участием, но и без них – между иными членами классного коллектива.

Психологи и социологи выделяют ряд причин возникновения конфликтов:

  • ссоры из-за второй половинки (у девочек из-за мальчиков, у мальчиков из-за девочек);
  • различия в социально-экономическом уровне учащихся;
  • оскорбления, сплетни, доносы, зависть;
  • взаимные непонимания подростков и др. [6, с. 89].

Часто конфликтное поведение подростков регулируется самооценкой – это форма проявления внутриличностного конфликта. Завышенная самооценка, тенденция к переоценке себя способны привести к конфликтам с окружающими. Заниженная самооценка личности, наоборот, формирует чувство неуверенности, тревожности, и приводит к безынициативности.

Подростковый возраст в психологии рассматривается как период интенсивного становления самооценки. Это обусловлено тем, что он включается в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, а также значительным расширением круга общения. Самооценка отражает то, что подросток узнает от окружающих о себе, его возрастающую собственную активность, направленную на сознание своих действий и личностных качеств.

Значимую роль в регуляции поведения подростка играет самооценка, являясь механизмом регуляции его поведения, деятельностью, в которую он включается, в осуществлении возможностей, способностей, в выстраивании дружеских отношений со сверстниками и родными взрослыми.

Создание правильной самооценки является одним из серьезных факторов формирования личности подростка. На формирование самооценки оказывают влияние близкие родственники, друзья, а также собственная деятельность и самостоятельная оценка ее итогов.

Адекватная самооценка влияет на формирование у подростка уверенности в себе, в своих внутренних резервах, являясь значимым базисом для расширения компетентности подростка и его полноценности. Недостаточно развитая самооценка не дает раскрыться и реализовать возможности и способности подростка, способствует возникновению внутренних конфликтов, приводит к нарушениям в общении и свидетельствует о неблагоприятном развитии личности подростка.

В сегодняшнем обществе опасным симптомом является увеличение числа подростков с девиантным поведением, которое выражается в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Такие подростки составляют группы риска общественно опасного поведения. Растет демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, которое обусловлено неуверенностью в себе, неадекватной и сомнительной самооценкой. Такое поведение складывается у подростка, в целях привлечения внимания к себе. Возникает желание казаться более значимым в глазах сверстников, создание большей уверенности, в итоге повысить свою самооценку.

Самооценка складывается в основном в процессе ранней социализации подростка. Подростковый возраст наиболее плодотворен для предупреждения и исправления неадекватной и низкой самооценки.

Статус «социально опасное положение» отмечается у подростков, которые находятся в обстановке, опасной для их жизни и здоровья. Иногда они нарушают закон, совершают антиобщественные поступки. Такие несовершеннолетние, склонны к девиантному поведению.

Неустойчивая и неадекватная самооценка, чувство неуверенности и комплекс неполноценности являются критериями определения подростков, способных на социально опасное положение. У подростков с неадекватной и неустойчивой самооценкой отмечаются проблемы в учебной деятельности, возникают конфликты с педагогами, сверстниками, отмечаются проблемы в семье с родителями, в создании благоприятных контактов с одноклассниками, т.е. социализация осуществляется с потерями для самих подростков, они испытывают трудности в определении своего места в обществе, в успешно выполнять свои социальные роли.

Можно утверждать, что самооценка в подростковом возрасте является внутренне противоречивой: с одной стороны, подросток воспринимает и оценивает себя как личность уникальную, значимую, даже исключительную, верит в себя, порой ставит себя выше других людей. В то же время внутри него бурлят сомнения, тщательно скрываемые подростком не только от окружающих, но и от самого себя, не допуская их в свое сознание. Неуверенность и отсутствие стабильности в самовосприятии выражаются в переживаниях, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, не осознает, и они скрываются за его обидчивостью, грубостью, агрессивностью, что приводит к частым конфликтам с окружающими взрослыми [6, с.89].

Самооценка составляет внутреннее ядро личности подростка. Она лежит в основе его социальной адаптации и является ведущим регулятором поведения и деятельности подростка. Механизм становления самооценки подростков осуществляется в процессе межличностного взаимодействия.

Формирует самооценку социальное окружение - одноклассники, учителя, родители. В основе становления самооценки лежит отношение окружающих к ребенку, а уже на этой основе вырабатываются критерии для собственной оценки. С развитием личности подростка более точным становится его знание о себе, более правильной самоориентации, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку.

Складывающиеся особенности самооценки подростков обуславливают формирование определенных качеств личности. А именно, адекватная самооценка способствует формированию чувства уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, завышенная самооценка ведет к излишней самоуверенности, некритичности, заниженная самооценка укрепляет чувство неуверенности и комплекс неполноценности.

Итак, самооценка подростков оказывает влияние на их поведение в конфликтных ситуациях. Подростки с низкой самооценкой используют стратегии поведения в конфликтных ситуациях – приспособление и сотрудничество. Если же у подростка высокая самооценка - им применяются стратегии поведения в конфликтных ситуациях: соперничество и компромисс.

 

Список литературы:
1. Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию / А.Я. Анцупов - М.: МАУП. 2016. – 551 с.
2. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. - 2012. - № 3. - С. 26-31.
3. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоз. о-во «Знание». — М.: Знание, 1979. — 37, [2] с.
4. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология / Т.В. Драгунова. - М.: Академия, 2011. –356 с.
5. Романова М.В. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы лидерства в науке / М.В. Романова // Мир науки, культуры, образования. – 2010 -  №1. – С. 193.
6. Чепурная Д.Д. Особенности конфликтов между подростками // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 10-2.  - С. 89.