Статья:

Общение с родителями как условие развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста

Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Серебрякова Т.А., Вилкова Т.В. Общение с родителями как условие развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 71-77.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Общение с родителями как условие развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста

Серебрякова Татьяна Александровна
канд. психол. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Мининский университет, РФ, Нижний Новгород
Вилкова Татьяна Владимировна
педагог дополнительного образования, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 469», РФ, Нижний Новгород

 

Communication with parents as a condition of development of communicative culture children of senior preschool age

 

Tat'yana Serebryakova

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Nizhny Novgorod state pedagogical University them. K. Minin, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod

Tatiana Vilkova

teacher of additional education Municipal Autonomous pre-school educational institution “kindergarten № 469”, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. Цель данной публикации – конкретизация теоретико-эмпирических данных по проблеме влияния общения со взрослыми на оптимизацию процесса развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. В результате использования системы методов (метод теоретического анализа, метод наблюдения, метод тестов), были установлены механизмы и закономерности влияния общении с родителями на процесс развития коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Abstract. The purpose of this publication is to specify the theoretical and empirical evidence on the impact of interaction with adults for optimization of the process of development of communicative skills of children of senior preschool age. The use of system methods (method of theoretical analysis, observation method, method of tests), were the mechanisms and regularities of influence communicating with parents on the development of communicative competence of senior preschool children.

 

Ключевые слова: личность; развитие личности; коммуникативная культура личности; общение как условие развития коммуникативной культуры.

Keywords: personality; personality development; communicative culture of personality; communication as a condition of development of communicative culture.

 

Дошкольный возраст! Не одно десятилетие и зарубежные, и отечественные ученые предпринимают попытку исследовать механизмы и закономерности, условия и факторы, влияющие на оптимальное развитие детей (работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и многих других исследователей).

Ориентируясь на специфические особенности и возможности детей дошкольного возраста, в качестве важнейшего условия оптимального развития каждого малыша, и это учеными объективно доказано, следует рассматривать не что иное, как общение, взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью. Именно опыт первых отношений является тем фундаментом, который объективно обусловливает успешность дальнейшего развития личности, во многом определяет особенности его отношения к миру, обусловливает становление самосознания, самооценки личности, формирование ее мировоззрения, системы ценностных ориентаций и т.д.

Наша публикация отражает результаты эмпирического исследования, ориентированного на изучение влияния общения со взрослыми на становление коммуникативной культуры детей. К данной проблеме мы обратились не случайно. Именно взаимоотношения ребенка с близкими взрослыми (родителями) обеспечивают его первый социальный опыт, которые, несомненно, накладывает отпечаток не только на личностное становление, особенности ребенка, но и на всю его последующую жизнь. И именно опыт общения, взаимодействия с близкими взрослыми в значительно мере определяет характер отношений ребенка с окружающими.

Ретроспективный анализ исследований по интересующей нас проблеме позволяет говорить о том, что на роль взаимодействия детей с близкими взрослыми ученые обратили внимание еще в конце ХIХ – начале ХХ в.в. (исследования Э. Пиклер, Р. Спиц и др.). Изучая психическое развитие детей, воспитывающихся в домах малютки, Э. Пиклер [5] и Р. Шпиц [5] установили, что дефицит общения, объективно обусловленный отсутствием у персонала данных учреждений времени, а также достаточно жестким и регламентированным стилем взаимодействия с детьми, приводит к их глубокой психической и физической отсталости.

Прошло столетие! Однако мы не перестаем исследовать проблему общения. Особый интерес у ученых привлекают вопросы, связанные с оптимизацией процесса взаимодействия, общения детей с самыми близкими для них людьми, - их родителями (работы Л.С. Выготского, Г.Г. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, М.В. Мельничук, Е.А. Морозовой, А.А. Радугиной и др.). Как отмечет М.И. Лисина [2], именно в общении с родителями формируется потребность ребенка в общении с другими людьми, эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, осуществляется процесс социализации, его социокультурного развития. Только лишь общаясь с взрослыми ребенок способен присвоить тот культурно-исторический опыт, который накоплен поколениями и который так ему необходим для полноценной жизни в обществе (исследования Л.С. Выготского [1]).

Опираясь на результаты проведенного нами анализа теоретических исследований по проблеме влияния семьи на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, нами было осуществлено эмпирическое исследование в области интересующей проблематики. Его цель – изучение особенностей влияния семьи (а именно, – стиля взаимодействия родителей со своими детьми) на развитие коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Респондентами в данном исследовании выступили дети в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек и их родители.

В качестве основного метода эмпирического исследования мы определили метод наблюдения за:

· особенностями взаимоотношений родителей с детьми и

· характером и направленностью контактов старших дошкольников со своими сверстниками.

Осуществляя наблюдение за особенностями взаимоотношений родителей с детьми, в качестве основных параметров оценки их общения со своими детьми мы выделили:

· проявление / отсутствие активности и инициативы со стороны родителей по отношению к своему ребенку в процессе взаимодействия с ним;

· характер и направленность этой активности (родители подавляют ребенка / игнорируют его желания и проявления / учитывают его интересы и потребности);

· эмоциональная окрашенность контактов родителей со своими детьми (взаимодействие с детьми «наполнено» нежностью, заботой, вниманием к детям / родители равнодушны, индифферентны по отношению к ребенку / родители проявляют пренебрежение к ребенку, полное отсутствие внимания к нему);

· устойчивость контактов родителей с ребенком;

· способность и потребность родителей регулировать свое поведение в зависимости от ситуации взаимоотношения с ребенком [3].

В качестве параметров оценки характера и направленности контактов старших дошкольников со своими сверстниками мы определили:

· проявления активности и инициативности в процессе взаимодействия со сверстниками (активен постоянно / активен периодически / инициативы по поводу взаимодействия со сверстниками ребенок не проявляет);

· устойчивость контактов ребенка со сверстниками (устойчивая потребность в организации контактов со сверстниками / потребность в контактах со сверстниками фиксируется эпизодически / полное отсутствие потребности во взаимодействии со сверстниками);

· длительность контактов со сверстниками;

· эффективность организуемого взаимодействия (организуемое взаимодействие эффективно / не эффективно);

· способность и потребность ребенка в проявлении сопереживания к успехам и неудачам сверстников (потребность испытывает, сопереживать умеет / не испытывает данной потребности, сопереживать не умеет и не стремится);

· умение ребенка разрешать спорные вопросы и конфликтные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия со сверстниками (позитивно решать конфликты умеет и стремится / позитивно решать конфликты стремится, но не умеет / позитивно решать конфликты умеет, но не стремится / позитивно решать конфликты и не умеет, и не стремится);

· эмоциональный фон общения со сверстниками (общение со сверстниками носит положительную эмоциональную окраску / эмоций в общении со сверстниками ребенок не проявляет / в общении со сверстниками эмоции ребенка носят негативную окраску) [4].

Анализ результатов, полученных при наблюдении за характером взаимоотношений родителей с детьми, позволяет сделать вывод о том, что эффективно с детьми общаются лишь 62 % родителей, принявших участие в нашем экспериментальном исследовании. Данные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. В поведении родителей отмечается нежность к детям, желание разнообразить занятия с ними, заботиться об их жизни.

25% родителей не всегда контролируют свое поведение, контактируя с детьми; требуют от ребенка беспрекословного подчинения, не считая нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Инициатива ребенка ими не поощряется (или поощряется в строго определенных пределах). Несмотря на то, что контакты данных родителей с детьми могут быть как кратковременными, так и продолжительными, взаимодействие с детьми ориентировано, в первую очередь, на то, чтобы дети беспрекословно реализовали ту задачу, которую поставил перед ними взрослый. Вместе с тем, данная жесткость со стороны родителей приводит к обратной реакции со стороны детей: приняв задачу, дети не всегда ее выполняют, переключившись на другую, более привлекательную для них деятельность. Наблюдаются и остро-негативные проявления (упрямство, капризы), возникающие из-за нежелания детей выполнят задания или поручения, предложенное взрослыми. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается.

И 13% респондентов практически не обращают внимания на своих детей. При этом они и ни в чем их не ограничивают своих детей, ничего не запрещают им, что, с нашей точки зрения, может свидетельствовать либо об очень большой любви родителей к ребенку, либо об их идее «полной свободы ребенка везде и во всем», либо о равнодушии к судьбе ребенка. Контакты данных родителей с их детьми носят кратковременный характер. Такие родители ориентируются на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков. В целом такие родители отличаются низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Анализ же данных, отражающих характер общения детей со своими сверстниками, свидетельствует о том, что лишь 50 % старших дошкольников способны организовывать эффективное взаимодействие со своими сверстниками. Для данных детей типичным является активность и инициатива в процессе взаимодействия со своими сверстниками; они свободно вступают в контакт с ними, в процессе совместной деятельности принимают ее общий замысел, тем самым демонстрируя способность считаться с интересами сверстников. Данные дети способны уступать сверстникам, конструктивно урегулировать возникающие конфликтные ситуации (пытаются договориться самостоятельно или обращаются за помощью к взрослым). У данных детей сформирован круг постоянного общения со сверстниками. Общение со сверстниками продолжительно.

У 38% детей на фоне эмоционально-положительно-направленных контактов отмечается достаточно жесткая избирательность в процессе взаимодействия со сверстниками. Свои контакты со сверстниками данные дети организуют эпизодически, а по временным параметрам это взаимодействие краткосрочно. Взаимодействуя со сверстниками, эти дети способны принимать общий замысел, проявляют интерес к действиям партнера. Однако нередко они проявляют категоричность по отношению к сверстнику, что приводит к возникновению конфликтов, которые дети разрешать самостоятельно и не умеют, и не стремятся. Организуя взаимодействие со своими сверстниками, данные дети не всегда ориентируются на общепринятые нормы и правила культуры общения, постоянных друзей они не имеют, продолжительность их общения определяется совпадением игровых интересов, а также уровнем развития игровых умений партнера.

И у 12% респондентов интерес к сверстнику не сформирован совсем. В процессе взаимодействия данные дети часто конфликтуют, не прислушиваются к мнению партнеров по игре, активность и инициативу в процессе взаимодействия не проявляют. От выполнения общих правил взаимодействия, особенно если они препятствуют их интересам, отказываются. Свои непосредственные побуждения и желания в процессе совместной деятельности сдерживать не умеют. Данные дети не стремятся к социально одобряемым нормам поведения и взаимодействия. В конфликтных ситуациях они ведут себя агрессивно. В том случае, если контакты со сверстниками и организуются, - они носят кратковременный характер.

Обобщив полученные нами данные, мы можем сделать вывод о прямой зависимости между характером, направленностью, стилем взаимодействия родителей со своими детьми и тем опытом общения, который имеется у самих детей. Чем больше родителе со своими детьми общаются, чем более спокойный и доброжелательный «фон» этого взаимодействия, тем более высокий уровень развития коммуникативной культуры у детей, более высокого уровня их потребность в общении в том числе, и со своими свекрстниками.

Целевыми ориентирами нашей последующей деятельности мы видим разработку системы мероприятий как для детей, так и для родителей, ориентированной на оптимизацию процесса развития их коммуникативных навыков.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 199 с. – (Антология мысли).
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
3. Мир на моей ладошке: методическое обеспечение к программе социокультурного развития детей стершей группы / Под общей ред. Серебряковой Т.А., Удовика А.В. – Н.Новгород, 2013. – 233 с.
4. От малышек до подготовишек. Система работы по развитию социально-личностной сферы детей дошкольного возраста: пособие / Т.А. Серебрякова, В.С. Волгина, Н.В. Хворостинина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 509 с. + Доп. материалы – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.znanium.com. – (Практическая педагогика.).
5. Шпиц Р.А., Коблинер У.Г. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений / Пер.с англ. Л. Б. Сумм. Под ред. А. М. Боковикова. – М.: Академический Проект, 2006.