Статья:

Детско-родительские отношения как фактор психологического здоровья в подростковом возрасте

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Крапивина Е.А., Далгатов М.М. Детско-родительские отношения как фактор психологического здоровья в подростковом возрасте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 53-60.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Детско-родительские отношения как фактор психологического здоровья в подростковом возрасте

Крапивина Екатерина Анатольевна
магистрант, Дагестанский государственный педагогический университет, РФ, г. Махачкала
Далгатов Магомед Магомедаминович
д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ФГБОУ ВО ДГПУ, председатель ДРО «РПО», РФ, г. Махачкала

 

Parent-child relationship as a factor of psychological health in adolescence

 

Ekaterina Krapivina

Master's degree student 2 years of study, Dagestan state pedagogical University, Russia, Makhachkala

Magomed Dalgatov

Doctor of psychology, Professor, head of the Department of psychology of Dagestan state pedagogical University, Chairman of DRD "RPS", Russia, Makhachkala

 

Аннотация. В статье раскрываются результаты проведенного эксперимента в рамках написания магистерской диссертации по выявлению зависимости проявления психологического здоровья подростков от преобладающих типов детско-родительских отношений в их семьях.

Abstract. The article reveals the results of the experiment in the framework of writing a master's thesis to identify the dependence of the manifestation of psychological health of adolescents on the predominant types of parent-child relationships in their families.

 

Ключевые слова: подростковый возраст; психологическое здоровье; детско-родительские отношения.

Keywords: adolescence; psychological health; parent-child relationship.

 

Психология XX столетия по большей части была сосредоточена на аномалиях человеческой природы, в то время как здоровье личности реже становилось предметом основательного изучения. Психологическое здоровье, являясь важнейшей составляющей здоровья человека, относится к личности в целом и представляет собой не застывшее образование, а процесс развития в направлении достижения человеком своей сущности и самоактуализации.

Подростковый возраст представляет собой важнейший период становления психологического здоровья личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка и имеющие кардинальное значение для всего последующего развития и становления его как личности. Вместе с тем, следует отметить, что на психо­логическое здоровье подростков существенное влияние оказывают не только психические и физиологические изменения, но и особенности детско-родительских отношений в их семьях [1].

Отношение к ребёнку со стороны взрослых может сформировать у него как позитивный, так и негативный взгляд на мир и на самого себя, привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим. В исследованиях семьи показано многообразие родительских отношений к ребёнку, описаны различные варианты стилей воспитания, причины и типы конфликтов, возникающих в семье. Вместе с тем, на данный момент достаточно мало исследований, посвящённых влиянию детско-родительских отношений на особенности психологического здоровья подростков [2].

Целью нашего исследования являлось изучение и обоснование зависимости проявления особенностей психологического здоровья подростков от преобладающего в семье типа детско-родительских отношений. Таким образом, объект исследования - психологическое здоровье подростков.

Для изучения и обоснования зависимости нами был проведен эксперимент, который состоял из 6 этапов: 1) экспериментальное иссле­дование детско-родительских отношений и психологического здоровья подростков; 2) обработка полученных данных; 3) нахождение корреляций между параметрами, характеризующими психологическое здоровье подростков и детско-родительские отношения; 4) проверка уровня значи­мости параметров при помощи дисперсионного анализа; 5) распределение испытуемых по кластерам методом кластерного анализа; 6) характе­ристика полученных кластеров.

Выборка включала в себя 50 подростков и 50 родителей. Все дети – учащиеся средней общеобразовательной школы № 50 г. Махачкалы, возрастом от 13 до 15 лет, воспитывающиеся в полных семьях.

Для изучения влияния детско-родительских отношений на психо­логическое здоровье подростков нами были использованы следующие методики: Шкала психологического благополучия (К. Рифф); Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин); Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); Опросник эмоциональных отношений в семье (Е.И. Захарова). Первая и вторая методики предназначены для тестирования подростков, третья и четвёртая – для тестирования родителей.

Проведя тестирование по указанным выше методикам, мы получили следующие числовые данные. Исследование по Шкале психологического благополучия (К. Рифф) выявило, что по параметрам: «позитивные отношения» низкий уровень характерен для 16 % подростков, средний – для 56 %, высокий – для 28 %; «автономия» низкий уровень выявлен у 20 % учащихся, средний – у 64 %, высокий – у 16 %; «управление средой» низкий уровень продемонстрировали 20 % опрошенных, средний – 60 %, высокий – 20 %; «личностный рост» низкий уровень определён у 14 % подростков, средний – у 72 %, высокий – у 14 %; «цели в жизни» низкий уровень присущ 22 % детей, средний – 44 %, высокий – 34 %; «самопринятие» низкий уровень выявлен у 4 % испы­туемых, средний – у 66 %, высокий – у 30 %.

Исследование по Методике экспресс-диагностики уровня психоэмо­ционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин) показало, что по параметрам: «самооценка здоровья» низкий уровень присущ 22 % подростков, средний – 48 %, высокий – 30 %; «психосоциальный стресс» низкий уровень харак-терен для 28 % испытуемых, средний – для 58 %, высокий – для 16 %; «удовлетворённость жизнью» низкий уровень определён у 16 % опро­шенных, средний – у 40 %, высокий – у 44 %; «удовлетворённость усло­виями жизни» низкий уровень продемонстрировали 20 % подростков, средний – 62 %, высокий - 18 %; «удовлетворённость основных жизненных потребностей» низкий уровень выявлен у 10 % испытуемых, средний – у 56 %, высокий – у 34 %.

Исследование по Тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) выявило, что по параметрам: «принятие» низкий уровень присущ 10 % родителей, средний – 60 %, высокий – 30 %; «кооперация» низкий уровень характерен для 22 %, средний – для 54 %, высокий – для 24 %; «симбиоз» низкий уровень проде­монстрировали 14 % опрошенных, средний – 68 %, высокий – 18 %; «контроль» низкий уровень зафиксирован у 14 % испытуемых, средний – у 64 %, высокий – у 22 %; «отношение к неудачам ребёнка» низкий уровень определён у 22 % родителей, средний – у 66 %, высокий – у 12 %.

Исследование по Опроснику эмоциональных отношений в семье (Е.И. Захарова) показало, что по параметрам: «чувствительность» низкий уровень определён у 22 % родителей, средний – у 54 %, высокий – у 24 %; «эмоциональное принятие» низкий уровень характерен для 10 % испытуемых, средний – для 60 %, высокий – для 30 %; «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» низкий уровень присущ 14 % опрошенных, средний – 68 %, высокий – 18 %.

Проанализировав результаты исследования психологического здоровья подростков и особенностей детско-родительских отношений, мы провели корреляционный анализ и выявили значимые взаимосвязи между полученными показателями. Так, параметр «позитивные отно­шения» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «принятие» (0,30), «кооперация» (0,76), «симбиоз» (0,48), «чувстви­тельность» (0,67), «эмоциональное принятие» (0,55), «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» (0,48).

Параметр «автономия» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «принятие» (0,63), «кооперация» (0,45), «симбиоз» (0,77), «чувствительность» (0,54), «эмоциональное принятие» (0,47), «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» (0,66).

Параметр «управление средой» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «принятие» (0,37), «кооперация» (0,56), «симбиоз» (0,50), «контроль» (0,37), «отношение к неудачам ребёнка» (0,61), «чувствительность» (0,47), «эмоциональное принятие» (0,53), «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» (0,45).

Параметр «личностный рост» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «принятие» (0,38), «кооперация» (0,39), «симбиоз» (0,74), «чувствительность» (0,39), «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» (0,74).

Параметр «цели в жизни» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «кооперация» (0,79), «симбиоз» (0,56), «контроль» (0,34), «отношение к неудачам ребёнка» (0,31), «чувстви­тельность» (0,71), «эмоциональное принятие» (0,62), «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» (0,42).

Параметр «самопринятие» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «принятие» (0,60), «кооперация» (0,49), «симбиоз» (0,71), «отношение к неудачам ребёнка» (0,62), «чувстви­тельность» (0,49), «эмоциональное принятие» (0,60), «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» (0,37).

Параметр «самооценка здоровья» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «принятие» (0,57), «кооперация» (0,74), «симбиоз» (0,34), «контроль» (0,31), «чувствительность» (0,66), «эмоцио­нальное принятие» (0,57), «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» (0,59).

Параметр «психосоциальный стресс» находится в отношениях обратной корреляции с параметром «эмоциональное принятие» (‑0,31).

Параметр «удовлетворённость жизнью» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «принятие» (0,79), «кооперация» (0,68), «симбиоз» (0,37), «чувствительность» (0,68), «эмоциональное принятие» (0,52), «поведенческие проявления эмоционального взаимо­действия» (0,51).

Параметр «удовлетворённость условиями жизни» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «кооперация» (0,58), «симбиоз» (0,64), «контроль» (0,50), «отношение к неудачам ребёнка» (0,39), «чувствительность» (0,58), «эмоциональное принятие» (0,50), «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» (0,52).

Параметр «удовлетворённость основных жизненных потребностей» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «принятие» (0,36), «кооперация» (0,56), «симбиоз» (0,66), «чувствительность» (0,47), «эмоциональное принятие» (0,41), «поведенческие проявления эмоцио­нального взаимодействия» (0,60).

С целью определения особенностей психологического здоровья подростков и детско-родительских отношений в их семьях мы провели кластерный анализ. Мы задали 3 кластера и проверили, действительно ли переменные отличаются во всех кластерах. Эта проверка осуществлялась с помощью дисперсионного анализа, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Дисперсионный анализ по результатам исследования особенностей психологического здоровья подростков и детско-родительских отношений в их семьях

 

Уровень значимости для всех измеряемых параметров высокий, все значения F-критерия значимы. Таким образом, все параметры являются критериями классификации.

С целью определения особенностей психологического здоровья подростков и детско-родительских отношений в их семьях мы провели кластерный анализ. Первый кластер охватывает 16 подростков (32 % опрошенных). Исследование показало, что их уровень психологи­ческого благополучия – ниже среднего: у них отсутствуют доверительные отношения с окружающими, способность к эмпатии, слабые навыки самоконтроля, нет стремления к саморазвитию. Данные подростки отличаются низкой самооценкой здоровья, общей жизненной неудов­летворённостью, наличием определённого психосоциального стресса. Анализ выявил, что в их семьях присутствуют значительные проблемы: между родителями и детьми нет доверительных отношений, эмоцио­нальной близости, отсутствует совместная деятельность. Родители слабо проявляют привязанность к детям, часто не понимают и не при­нимают их. Таким образом, сложные детско-родительские отношения коррелируют с низким душевным благополучием подростков, свиде­тельствуют о выраженных проблемах психологического здоровья.

Второй кластер объединяет 15 подростков (30 % испытуемых). Согласно полученным результатам, данные подростки признают важ­ность личностного роста, имеют достаточно значимые жизненные цели, обладают положительным самоотношением. В основном, они удовле­творены своей жизнью и жизненными условиями, положительно оценивают своё физическое и психологическое здоровье. Родители данных подростков демонстрируют средний уровень принятия и понимания своих детей, по мере сил и возможностей поддерживают их, однако не всегда способны организовать грамотное внутрисемейное взаимодействие, продемонстрировать свою привязанность. Таким образом, благополучные детско-родительские отношения коррелируют со средним уровнем психологического здоровья подростков.

Третий кластер включает 19 человек (38 % подростков). Проведен­ное исследование показало, что данные подростки характеризуются позитивным мировосприятием, открыты для коммуникации, легко заводят дружеские отношения. Они самостоятельны, обладают эффектив­ной поведенческой самореализацией, положительным самовосприятием, умением находить оптимальные решения для различных жизненных задач. Данные подростки обладают высокой самооценкой здоровья, высоким уровнем удовлетворенности жизненных потребностей и жизни в целом, характеризуются отсутствием психосоциального стресса. В их семьях сформированы гармоничные детско-родительские отношения: родители всецело поддерживают своих детей, заботятся об их физи­ческих и душевных потребностях, ориентированы на взаимодействие, эмоционально отзывчивы. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что положительные детско-родительские отношения коррелируют с высоким уровнем психологического здоровья подростков.

 

Список литературы:
1. Антонова Е.А. Идентичность подростков в связи с детско-родительскими отношениями / Е.А. Антонова, М.В. Данилова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ.
2. Ромицына Е.Е. Краткий очерк истории теорий развития и учения о подростках / Е.Е. Ромицына // Родители глазами подростка: Психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб: Речь, 2004.