Статья:

Исследование взаимосвязи типа рефлексии и психологического благополучия у студентов медицинского университета

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Усманов Э.Г. Исследование взаимосвязи типа рефлексии и психологического благополучия у студентов медицинского университета / Э.Г. Усманов, Р.А. Гайнуллин, Р.Г. Бикимбетов, И.С. Ефремов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 94-98.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование взаимосвязи типа рефлексии и психологического благополучия у студентов медицинского университета

Усманов Эльвир Галимович
старший преподаватель, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Гайнуллин Руслан Анварович
канд. биол. наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Бикимбетов Руслан Гиниятович
канд. пед. наук, доцент, заместитель председателя комитета по физкультуре и спорту Администрации ГО, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфаканд. пед. наук, доцент, заместитель председателя комитета по физкультуре и спорту Администрации ГО, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Ефремов Илья Сергеевич
студент, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

RESEARCH OF CORRELATION BETWEEN SELF-REFLECTION TYPE AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

Elvir Usmanov

senior lecturer, Bashkir State Medical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Ruslan Gainullin

candidate of biological sciences, associate professor, head of the department of Physical Education, Bashkir State Medical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Ruslan Bikimbetov

Ph.D., associate professor, deputy chairman of the committee for physical culture and Sports Administration of city district Ufa, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Ilya Efremov

student, Bashkir State Medical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

 

Аннотация. В работе представлены результаты исследования взаимосвязи типа рефлексии и психологического благополучия у студентов медицинского университета. Применив корреляционный анализ по методу Спирмена, мы выявили, что системная рефлексия положительно коррелирует со шкалой психологического благополучия, что позволяет предположить, что студенты с указанным типом рефлексии, чувствуют себя более благополучными.  Также выявлено, что негативные типы рефлексивных процессов (квазирефлексия, интроспекция) отрицательно коррелируют со шкалой психологического благополучия.

Abstract. The results of research correlation between type of reflection and psychological well-being of medical students. Spearman's correlation analysis is used and has been detected that reflection system is positively correlating with scale of psychological well-being. We suggested that students with this type of reflection feel themselves more happy. Also detected that negative types of reflex process are negative correlating with scale of psychological well-being.

 

Ключевые слова: рефлексия; психологическое благополучие; самопознание; студенческая молодежь.

Keywords: reflection; psychological well-being; self-knowledge; student youth.

 

Проблема психологического благополучия и определяющих её качеств индивида в настоящее время привлекает немалое внимание со стороны исследователей. Большое значение имеет данная проблема для студентов, которые вынуждены адекватно приспосабливаться к изменяющимся условиям, не теряя при этом внутреннего психологического равновесия.

Некоторые авторы считают уровнем психологического благополучия психосоматическое здоровье. При этом в основе психологического благополучия лежат психофизиологические сохранности функций, определяемые генетическими факторами [1], [5], [6].

Другие исследователей называют психологическое благополучие феноменом, отражающим потенциальные и актуальные аспекты жизни, связанным с удовлетворённостью собой, собственной жизнью, субъективным переживанием счастья [3], [4].

К. Рифф, связывает данный феномен с полнотой самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. Автор выделила 6 субшкал психологического благополучия: самопринятие, личностный рост, цель в жизни, позитивные отношения с окружающими, управление средой и автономия [7].

Под термином психологическое благополучие мы подразумеваем психический феномен, связанный с субъективным ощущением удовлетворенности собственной жизнью. Важным вопросом для нас стали значение способности индивида к самопознанию и особенности его рефлексивных процессов в субъективном ощущении психологического благополучия.

В своей работе мы опирались на дифференциальную модель рефлексии, которая выделяет позитивные и негативные типы рефлексивных процессов [2]. В данной модели, к негативным рефлексивным процессам относится квазирефлексия, которая направлена на объект, не имеющий отношения к актуальной жизненной ситуации, уход в посторонние размышления, резонерство, фантазии, реализующие уход от реальной неприятной ситуации. Вторым типом негативным рефлексивным процессом является интроспекция, при которой в центре внимания субъекта становится внутреннее переживание, состояние. В противовес им, позитивный тип рефлексии – системная рефлексия, позволяет субъекту самодистанцироваться, смотря на себя, как бы со стороны, при этом, не упуская из внимания объект. Авторы данной модели считают системную рефлексию наиболее адаптивной, позволяющей субъекту комплексно подходить к решению возникающих жизненных ситуаций [2].

Мы предполагаем, что студенты с системным типом рефлексии имеют более высокие показатели психологического благополучия.

Студенты медицинских университетов в процессе обучения регулярно встречаются с ситуациями, требующими от них высокой адаптивности и сохранения психологического равновесия. Постоянный контакт с больными, высокие учебные нагрузки, связанные с объемом информации – все это делает актуальным изучение факторов, определяющих психологическое благополучие.

Цель нашей работы – определить взаимосвязь типа рефлексии и психологического благополучия у студентов медицинских университетов.

Мы поставили перед собой следующие задачи. 1 – выявить показатели психологического благополучия и определить преобладающие типы рефлексии у студентов медицинских университетов. 2 – провести корреляционный анализ для определения взаимосвязи между психологическим благополучием и типом рефлексии.

В исследовании приняли участие 147 студентов медицинских университетов России, среди которых, 103 были женского пола, 44 мужского пола. Средний возраст респондентов составил 20,4 ± 1,7 лет. Исследование проводилось осенью 2016 года с использованием дистанционных технологий.

Для достижения цели нами были выбраны следующие экспериментально-психологические методики. Шкала психологического благополучия Рифф, адаптированная и валидизированая Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко. Опросник позволяет измерить субъективную и объективную сторону психологического благополучия [3]. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» - психодиагностическая методика, разработанная с целью диагностики типа рефлексии как устойчивой личностной черты [2]. Для обработки данных были использованы компьютерные программы: Microsoft Excel 2010, STATISTICA 10 (p>0,05).

Результаты и обсуждения. При применении корреляционного анализа по методу Спирмена мы выявили следующее. Системный тип рефлексии положительно коррелирует со шкалой психологического благополучия Рифф (r=0,19), что говорит о том, что студенты, у которых преобладает системный тип рефлексии, имеют более высокие показатели психологического благополучия. Также системный тип рефлексии положительно коррелирует с субшкалами: личностный рост (r=0,36), цели в жизни (r=0,19), - что указывает на то, что эти студенты воспринимают себя развивающимися, испытывают чувство реализации своего потенциала, открыты к изменениям и улучшениям в себе, имеют чувство направленности, осмысленности жизни, более четко поставленные жизненные цели.

Со шкалой психологического благополучия Рифф отрицательно коррелируют интроспекция (r=-0,48), квазирефлексия (r=-0,19), что говорит о том, что студенты с преобладающими негативными типами рефлексии имеют менее высокие показатели психологического благополучия.

Квазирефлексия отрицательно коррелирует с субшкалами: управление средой (r=-0,3), цели в жизни (r=-0,17), самопринятие (r=-0,27), что может характеризовать студентов с выраженной квазирефлексией, как людей, испытывающих сложности в организации повседневной деятельности. Такие люди имеют низкое чувство контроля над окружающей средой. Отрицательная корреляция с субшкалой «цели в жизни» указывают, что респондент с указанным преобладающим типом рефлексии имеет мало целей или намерений, испытывает проблемы с направленностью и смыслом жизни. Отрицательная корреляция со шкалой самопринятие указывает, что студент с квазирефлексией не доволен собой, испытывает беспокойство по поводу личных качеств.

Интроспекция отрицательно коррелирует со всеми субшкалами шкалы психологического благополучия Рифф: личностный рост (r=-0,34), цели в жизни (r=-0,31), самопринятие (r=-0,45), позитивные отношения(r=-0,41), автономия(r=-0,27), управление средой (r=-0,45). Для людей с выраженным интроспективным типом рефлексии характерно, кроме перечисленного выше, отсутствие или ограниченное присутствие доверительные отношения с окружающими, сложности в проявлении заботы о других, фрустрированности, зависимости от оценки и мнения окружающих, неудовлетворенность собой, отсутствие личностного роста, целей в жизни.

Выводы. Мы выявили, что системная рефлексия положительно коррелирует со шкалой психологического благополучия, что позволяет предположить, что студенты с указанным типом рефлексии, чувствуют себя более благополучными.  Также выявлено, что негативные типы рефлексивных процессов (квазирефлексия, интроспекция) отрицательно коррелируют со шкалой психологического благополучия. Выводы носят предварительный характер, тема требует дальнейшего тщательного изучения.

 

Список литературы:
1. Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы / А.В. Воронина. - Дис. канд. психол. наук: 19.00.04: Томск, 2002. 220 c.
2. Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.
3. Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко. Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика, 2005 г., №3, стр. 95-121.
4. Фесенко, П.П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций // Научные труды аспирантов и докторантов. М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2005. Вып. 46. С. 35-48.
5. Deci E. L., Ryan R. M. The ”what” and ”why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychol. Inquiry. 2000. № 11. P. 227–268. 
6. Deci E. L. et al. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former Eastern bloc country // Pers. and Social Psychol. Bull. 2001. № 27. P. 930–942.
7. Ryff, C.D., Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719–727.