Статья:

Самооценка подростков и агрессивность. Особенности самооценки нарциссической личности.

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Кребс А.Э. Самооценка подростков и агрессивность. Особенности самооценки нарциссической личности. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 116-120.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Самооценка подростков и агрессивность. Особенности самооценки нарциссической личности.

Кребс Александр Эдуардович
психолог-психоаналитик, Восточно-Европейский институт психоанализа, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Данная статья посвящена результатам исследования взаимосвязи подростковой агрессивности, самооценки и нарциссизма. В статье рассматриваются различные факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование самооценки. Особое внимание уделено самооценке нарциссической личности и природе агрессивности.

 

Ключевые слова: формирование самооценки, агрессивность, нарциссическая личность, взаимосвязь самооценки и агрессивности, деструктивный нарциссизм.

 

Чтобы понять подростковую агрессивность важно рассмотрение не только самой по себе самооценки, но и нужно проанализировать соотношение внешней оценки, которая дается учителями или сверстниками, и самооценки внутренней. Если не находится должной опоры для самооценки во внешней среде, то возникает фрустрирующая ситуация базовых потребностей в признании, самоуважении и уважении. Это, в свою очередь, способно провоцировать появление агрессии. Исследования по изучению этого вопроса (Дандарова Ж.К., Реан А.А.), действительно показали, что подростки, чья самооценка не соответствует оценке социума, демонстрируют более высокий уровень агрессивности и негативизма. Кроме того, такие формы агрессии, как: обида, раздражительность, физическая агрессия, также имею более высокие показатели.

Существование четырех главных критериев, составляющих агрессивность подростков акцентируется психологами:

1.  Высокий уровень личной тревожности.

2.  Неадекватная самооценка (высокая или низкая).

3.  Зависимое поведение в группе.

4.  Низкий уровень адаптации в коллективе (синдром отверженности).

Следующие причины, согласно мнению экспертов обуславливают появление этих составляющих, в том числе и неадекватной самооценки:

60% – воспитание и тип взаимодействия в семье;

20% – влияние коллектива, окружения;

15% – возрастные и индивидуальные психо-физические качества организма;

5% – наследственность.

Эти причины отражены в Рисунке 1:

 

Рисунок 1. Факторы, влияющие на возникновение составляющих подростковой агрессивности

 

Исследования показывают, что существует прямая связь между уровнем самооценки и общей агрессией: чем выше показатели самооценки, тем выше уровень агрессии и враждебности. В исследовании Кребс А.Э., 2017, было продемонстрировано, что существует корреляция между уровнем общей самооценки и показателями физической агрессии, вербальной агрессии, раздражение, косвенной агрессии и индекса агрессии подростков 14–15 лет. При повышении уровня самооценки, больше проявлялась склонность к физической агрессии. Также выяснилось, что частичные самооценки такие как, самооценка своей физического проявления и стремления к лидерству, имеют корреляцию с негативизмом, являющимся тоже формой агрессии. Поэтому бунтарская манера поведения, направленная против установившихся законов и авторитетов, по большей части характерны подросткам с высокими показателями лидерской самооценки, а также высоко оценивающих свои физические данные. Кроме того, было показано, что вербальная агрессия тоже соотносится с самооценкой способности к лидерству, а также коррелирует с показателями самооценок автономности и интеллекта. И как итог, высокий уровень вербальной агрессии, также связан с высокими показателями самооценки личности, особенно если для подростка характерно представление о себе, как о личности с высоким уровнем интеллекта и выраженными способностями лидерству. Ещё одни выводы, обнаруженные исследованиями, состоят в том, что подростки с более высоким уровнем агрессивности, имеют предельную самооценку – чрезмерно низкую или чрезвычайно высокую. Для подростков с невысоким уровнем агрессивности характерны средние показатели самооценки [3].

Множество исследований указывают на взаимосвязь самооценки и агрессивности. Попробуем рассмотреть данную тему в поле нарциссизма.

Одно из центральных понятий психоанализа – нарциссизм. Это понятие рассматривается как в контексте необходимого элемента развития личности (конструктивный нарциссизм), так и в качестве патологии (деструктивный или дефицитарный нарциссизм).

Конструктивный нарциссизм – это то, что необходимо личности для нормального функционирования и адекватного самовосприятия. Это признание собственной ценности.

Деструктивный нарциссизм – это искаженное самовосприятие, ведущее к нарушению способности личности оценивать себя в соответствии с объективной реальностью.

Дефицитарный нарциссизм – характеризуется недостаточностью конструктивного нарциссизма, неспособностью быть независимым или ощущать автономию и самостоятельность. Сопровождается неуверенностью в себе и низкой самооценкой.

Фромм Э. называет нарциссизм, как групповой, так и индивидуальный, одним из главных источников агрессивности. И не спроста он дает понятиям «агрессия» и «патологический нарциссизм» одинаковую классификацию – доброкачественный и злокачественный [4]. Розенфельд Г. Так же различает здоровый и деструктивный нарциссизм. Деструктивный нарциссизм имеется ввиду, говоря об инфильтрации патологического Я примитивной агрессией, что придает таким личностям качество насильственной самодеструктивности. Крайне нарциссические личности отличаются злокачественным слиянием либидо и доминирующей агрессии, вложенных в паталогическое Я. Здоровый нарциссизм обеспечивает либидозное усиление Я, в то время как деструктивный нарциссизм являет собой манифестацию инстинкта смерти, который удерживает человека «вне» жизни [5].

Основываясь на вышеизложенное, нетрудно увидеть устойчивую связь между деструктивным нарциссизмом и агрессивностью. А какова же связь между нарциссизмом и самооценкой? Эта связь также весьма очевидна: деструктивный нарциссизм имеет непосредственное отношение к неадекватной (завышенной или завышенной самооценкой), а так называемый дефицитарный нарциссизм характеризуется низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

На существование взаимосвязи между самооценкой и нарциссизмом указывает Якобсон Э. Нарциссизм и самооценка – не одно и то же, и нарциссизм не является единственной причиной, формирующей самооценку. Функция нарциссизма – это стабилизация и регулирование самооценки на фоне множества факторов, угрожающих её повышению или понижению [2].

Зарубежные исследователи нарциссизма (Родевальт Р., Денеке Ф.В., Мюллер Б.Р., Столороу Р.) говорят об особенной внутренней активности человека, лежащей в основе регуляции представления личности о себе. Отечественные теоретики, рассуждая о нарциссической регуляции, обозначают цель, как поддержание аффективного равновесия в отношении переживания внутренней стабильности, собственной ценности, уверенности в себе, сохранение структурной целостности, временной непрерывности и позитивной окраски представления личности о себе [6].

Дезадаптивная нарциссическая регуляция становится причиной нестабильной самооценки (завышенной или заниженной) или нестабильной чувство собственной ценности, так и слишком высокий или низкий уровень выраженности нарциссических черт личности, таких как: вера в собственную уникальность, грандиозное чувство самозначимости, фантазии о неограниченном успехе, потребность в восхищении, чувство привилегированности, эксплуативность в отношениях, дефицит эмпатии, зависть к достижениям других, наглость и вызывающее поведение [1].

Самооценку формируют множество составляющих – воспитание, социум, особенности организма и т.д. Нарциссизм, не являясь эквивалентом самооценки, всё же представляет собой одну из причин, обуславливающих самооценку. Нарциссизм осуществляет регулятивную функцию, и дезадаптивная нарциссическая регуляция именно и приводит к возникновению неадекватной, нестабильной самооценки. Таким образом, мы можем сейчас связать понятия самооценки, нарциссизма и агрессивности. И в свете результатов исследования, выявивших взаимосвязь агрессивности и самооценки, с большой долей уверенности заявить, что нарциссизм и является связующим звеном, обуславливающим эту взаимосвязь.

 

Список литературы:
1. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. – М.: Издательство МГУ, 2001. – 400 с.
2. Зеленский В.В. Аналитическая психология. – Спб.: Алетейя, 2006. – 324 с.
3. Реан А.А. «Психология подростка» учебник. Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК» С. 112–121, С. 363–371.
4. Розенфельд Г Нарциссизм и агрессия // В сб. Психоаналитические концепции нарциссизма. – M.: Издательский проект «Русское психоаналитическое общество», 2009. – 321 – 325 с.
5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности Минск: ООО Попурри, 1999. – С. 13; 257.
6. Шамшикова О. А. Операционализация понятия «нарциссизм» в пределах психической нормы // Мир науки, культуры, образования. №3. – Новосибирск, 2011. – 151–158 с.