Статья:

Жизненные перспективы личности: авторская модель

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Логутенкова И.В. Жизненные перспективы личности: авторская модель // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 57-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Жизненные перспективы личности: авторская модель

Логутенкова Ирина Владимировна
аспирант Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, РФ, г. Обнинск

 

Person’s life prospects: the author's model

 

Irina Logutenkova

Corresponding PhD Student Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russia, city Obninsk

 

Аннотация. В статье дан краткий обзор теоретико-методологических подходов к изучению феномена «жизненная перспектива личности». Представлена авторская модель «жизненной перспективы личности, в частности определение и описание структурной и содержательной части.

Abstract. The article provides a brief overview of the theoretical and methodological approaches to the study of the phenomenon “person’s life prospects”. The author's model of person’s life prospects, in particular the definition and description of the structural and substantive part, is presented.

 

Ключевые слова: субъективная картины жизненного пути; психологическое время; жизненная перспектива личности.

Keywords: picture of the life path; psychological time; life perspective of a person.

 

Возрастание темпов жизни требует от человека более осознанного отношения к собственному пространственно-временному континууму. Умения строить и воплощать жизненные планы, выбирать адекватные целям стратегии реализации влияют на организацию и осуществление человеком своей жизнедеятельности, а также на личностное становление и развитие, в целом.

На сегодняшний день существует огромный пласт исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных этой проблематике, а именно изучению феномена жизненных перспектив личности, их построению, функционированию и развитию.

В рамках краткого обзора теоретико-методологических исследо­ваний в этой области психологического знания, будет обоснованным начать его с направления, в контексте которого понятие жизненная перспектива рассматривается как субъективный параметр времени. Здесь основное внимание уделяется исследованию феномена психологи­ческого времени личности в научно-теоретическом плане, разработке категорий, понятий, концепций времени, изучению пространственно-временного измерения жизненного мира личности, его строения и содержания, отношение к психологическому времени как историческому и экзистенциальному феномену и др. (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Я.В. Васильев, Е.И. Головаха, П.П. Горностай, Р. Кастенбаум, В.И. Ковалев, А.А. Козловский, Т. Коттле, А.А. Кроник, Л.Ю. Кублицкене, В.И. Мудрик, Ж. Нюттен, А.Б. Орлов, А.И. Осипов, Т.А. Павлова, Е.В. Сахновский, В.Ф. Серенкова, Л. Сохань, В.И. Страхов, Н.Н. Толстых, Л. Франк, Г.С. Шляхтин, В.П. Яковлев и др.) [16; 18; 23; 31; 32; 38; 41; 49]. Родоначальниками изучения личности в реальном временном контексте можно считать Ш. Бюлер и П. Жане. В отечественной психологии данной проблематике посвятили свои работы Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.А. Логинова, Д.Б. Эльконин и многие др. [10; 11; 12; 28; 42]. Время в их работах рассматривается ретроспективно, как время прошлое, жизненный путь человека, как объективное условие жизни, незави­симое от личности. Другие авторы, исследуя проблему жизненного пути, акцентируют внимание на разработке его субъективных параметров. Именно в рамках данного подхода возникают понятия «субъективной картины жизненного пути», «психологического времени» и «жизненной перспективы». В данном направлении исследуются особенности пере­живания и осознания времени (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Л. Дуб, Н.Ф. Маслова, В.Э. Чудновский и др.) [16; 24; 40]. Разрабатываются вопросы о личностной регуляции времени в контексте целостного жиз­ненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.Л. Рубинштейн и др.). Изучается проблема соотношения биологичес­кого, социального и психологического времени в субъективной картине жизни (Б.Г. Ананьев, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.) [2; 5; 24; 36]. Наиболее интересные и непротиворечивые варианты исследований жизненного пути, оценки роли психологического времени в его регуляции и в этой связи жизненной перспективы, предложены в системном подходе (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин). Западными учеными активно изучается психологическое время, разра­ботаны методики, существует большой массив эмпирических данных (Р. Кнапп, Т. Коттле, Дж. Коэн, Ж. Нюттен и др.) [17; 32].

Следующим важным теоретико-методологическим направлением исследования «жизненной перспективы» человека и ее содержательной части является рассмотрение этого феномена в контексте изучение субъективной картины жизненного пути.

Зарубежные работы, посвященные проблематике жизненного пути личности, возрастной периодизации, анализа жизненных событий и перспектив, биографических повествований за рубежом, многочис­ленны (Ж.П. Альмодовар, П. Балтес, А. Бандура, Р. Бенедикт, Ш. Бюллер, Ж. Годфруа, У. Деннис, П. Жане, Г. Крайг, М. Мид, Б. Ньюгартен, Г. Олпорт, У. Томас и Ф. Знанецкий, Г. Элдер, Э. Эриксон, К.-Г. Юнг и др.) [8; 21; 44; 45; 47]. В них включены биографические исследования жизненного пути человека в различных социокультурных и истори­ческих условиях (У. Томас и Ф. Знанецкий, Ш. Бюлер, У. Деннис, Б. Ньюгартен), исследование проблем идентичности и потери смысла существования человека в культуре постмодерна (Э. Эриксон, З. Бауман, Д. Бьюдженталь, Х. Ортега-и-Гассет, др.) [43; 46].

В отечественной науке психологический анализ проблем жизнен­ного пути и выбора жизненных стратегий личности, реализован многими исследователями, в частности Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Е.И. Головахой и А.А. Кроником, О.Н. Ежовым, П.С. Кузнецовым, И.С. Коном, Н.А. Логиновой, А.А. Матуленис, Н.Ф. Наумовой, Т.Е. Резником и Ю.М. Резником, С.Л. Рубинштейном, Н.А. Рыбниковым, Н. Шубкиным и др. [2; 3; 4; 6; 20; 23; 28; 35; 36]. Принято считать, что исследование детерминант, содержания и структуры жизненного пути личности в отечественной психологии активно начинается с 80-х годов ХХ-го столетия. Основой для обширного изучения данной проблемной области послужили ранние работы С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. Ими дано описание таких категорий как «событие» (С.Л. Рубинштейн), «субъективная картина жизненного пути» (Б.Г. Ананьев), «жизненный путь» (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.) и т. д. [5; 36; 37].

В целом, можно обозначить несколько подходов к рассмотрению феномена жизненной перспективы личности в отечественной и западной психологии: событийный, нашедший свое отражение в работах Р.А. Ахмерова, Е.М. Головахи, А.А. Кроника, Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Мандриковой, Н.Н. Толстых, В.С. Хомика, Е.В. Шелобановой; компонентный подход, представленный в работах М.Р. Гинзбурга, И.А.Ральниковой, Н.Н. Толстых; прогностический, представителями которого являются П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.А. Иванников, Л.А. Регуш; мотивационный подход, содержательно раскрытый в исследованиях Т. Гисме, З. Залесски, К. Левина, В. Ленса, Ж. Нюттена, Л.К. Франка, Н. Фрезера, П. Фресса, системный, отраженный в работах В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой и типологический подход, осущест­вленный в работах К.А. Абульхановой-Славской, Т.Н. Березиной, В.И. Ковалева, Л.Ю.Кублицкене, В.Ф.Серенковой и др.[1; 2; 3; 7; 9; 13; 14; 15; 19; 22; 25; 26; 27; 30; 32; 33; 34; 39; 49; 50; 51; 52].

И.А. Ральникова, осуществляя теоретический анализ развития научной мысли в области проблематики жизненной перспективы человека, предлагает собственный взгляд на выделение различных групп теоретико-методологических и экспериментальных подходов по следующим базовым основаниям: локализация в сознании (К.А. Абульханова-Славская, К. Левин, Ж. Нюттен, К.К. Платонов, Г. Томе и др.); содержание жизненных перспектив (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, П. Герстман, Г.А. Казакевич, В.Н. Карандашев, Ж. Нюттен, А.Г. Шмелев и др.); структура жизненной перспективы (А.А. Кроник и др.); качественные характеристики (Я.В. Васильев, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, В.Н. Карандышев, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик и др.); регулирующая и организующая функции жизненной пер­спективы (К.А. Абульханова-Славская, Я.В. Васильев, В.Н. Карандышев, И.С. Кон, А.А. Кроник, Ж. Нюттен, В.Ф. Серенкова и др.); результирующая индивидуальных особенностей личности, жизненной ситуации и их взаимодействия; динамичность жизненной перспективы (Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Р. Кулена, Б. Ньюгартен) [33].

Подводя итоги краткого обзора различных теоретико-методологических и экспериментальных подходов к изучению жизненных перспектив личности, важно отметить, что общим для них всех является интерес к специфике восприятия времени и про­странства собственной жизни отдельным человеком, в каких формах оно существует для него, каким способом дает о себе знать, как проявляется, какие факторы детерминируют изменения его содержания или процесса протекания.

Однако, несмотря на огромную вариативность исследований, и по сей день не существует единого определения понятия «жизненной перспективы», что в свою очередь указывает на возможность даль­нейшего осмысления этого феномена, его структурно-содержательной части, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Нами предпринята попытка дать собственное определение «жизненной перспективы личности» и описать ее содержание и структуру, опираясь на системный подход в осмыслении этого феномена и вышеобозначенные научные взгляды.

Жизненная перспектива личности, с нашей точки зрения, есть субъективный целостный образ будущего (духовного и материального), динамично изменяющийся, содержательно конструируемый человеком и обусловленный совокупностью индивидуальных жизненных смыслов, присвоенных личностью социальных ценностей, психологическим пространством человека и включающий в себя, смысловой, ценностный, пространственный, временной, организационно-деятельностный и личностный компоненты жизнедеятельности.

При детальном рассмотрении модель жизненных перспектив личности, на наш взгляд, имеет следующую структуру. Она включает в себя смысловой компонент - формирование смысловой системы будущего, в которой слиты представления личности о себе и мире. Основными характеристиками этого компонента является восприятие личностью своей будущей жизни осмысленной или бессмысленной. Ценностный компонент представляет собой социальные ценности, транслируемые семейной системой, сверстниками, социальными группами, этносом, человечеством, трансформированные человеком в собственные и его представление о возможности потенциального воплощения этих ценностей через различные сферы жизни. Основной характеристикой этого компонента является спектр личностно значимых ценностей (широкий спектр - "ценностная насыщенность", узкий спектр или его отсутствие - "ценностная пустота"). Пространственный компонент характеризует диапазон различных сфер будущей жизне­деятельности личности, включая сферу межличностных отношений. Основными характеристиками данного компонента будет направлен­ность или ее отсутствие, широта или узость областей будущей самореализации, в отношении профессиональной перспективы будущего (определенность-неопределенность). Временной компонент будущего есть собственно наличие жизненных целей как последовательная канва планов, субъективное представление личности о средствах, действиях, необходимых для реализации плана и конкретизация временных сроков достижения целей (событийный слой будущего). Основные характеристики этого компонента: наличие или отсутствие целей и соответственно планов, структурированность-аморфность протяжен­ность (долговременность-кратковременность), полнота-обедненность, реалистичность-нереалистичность. Личностный компонент включает в себя эмоционально-оценочный аспект - окрашенность будущего (оптимистичность-пессимистичность, привлекательное или угрожающее), Я-локус - собственно активность человека по отношению к будущей жизнедеятельности (высокая или низкая), рассчитывает ли человек в будущем на свои собственные ресурсы или полагается на внешние обстоятельства, когнитивный аспект–способность к видению будущего. Организационно-деятельностный компонент - совокупность стратегий, стилей и форм поведения человека в настоящем, посредством которых жизненные планы получают возможность последовательного воплощения в реальность. Содержание жизненных перспектив представлено как конкретное наполнение структуры и связано с ценностной проекцией, эмоциональной окрашенностью будущего, личностными особенностями подростка, в частности, его готовностью к самореализации через активность «Я», когнитивными способностями видения будущего.

Безусловно, предложенная нами модель не является оконча­тельной, поскольку требует экспериментальной апробации, но, тем не менее, может выступать как основание для дальнейших конкретных теоретических и экспериментальных разработок в области осмысления феномена жизненной перспективы личности.

 

Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - С.149-151. 
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.- СПб.: Алетейя, 2001.- 304 с. 
3. Абульханова-Славская К.А. С.Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. Ф.В. Брушлинского. - М.: Академический проект, 2000. - С. 172-198. 
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 302 с. 
5. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 48-55, С. 178-188. 
6. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / под ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука,1990. - С. 7-17. 
7. Ахмеров Р.А. Опыт формирования будущей временной перспективы // Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск, 1990. - С. 84-88. 
8. Балтес Б.П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психология развития. -СПб.: Питер, 2001.- С. 436-458. 
9. Бекасов О.Б. Временная перспектива личности и планирование будущей жизни // Психология личности и время: тез. всес. конф. - Черновцы, 1991. - Т. 1. - С. 7-10. 
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологи-ческие труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. – 352 с. 
11. Выготский Л.С. Проблемы развития психики //Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1983. - С. 269-317.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН, 1960. - 560 с. 
13. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. - С. 43-52. [Электронный ресурс]. URL: http:// voppsy.ru/issues/1994/943/943043.htm (Дата обращения: 20.01.2019). 
14. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. – С. 256-269. 
15. Головаха Е.И. Критерии продуктивности жизни // Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ. - Киев: Наукова думка, 1985. - С. 256-270.
16. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категория материалистической диалектики в психологии. - М.: Педагогика, 1988. - С. 199- 215. 
17. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. - М.: Прогресс, Универс, 1993. – 336 с 
18. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально- психологического исследования) / под ред. Л.В. Сохань. - Киев: Наук, думка, 1987. - 128 с. 
19. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь человека // Психология личности и время: тез. всес. конф. - Черновцы, 1991. -Т. 1 - С. 5-15. 
20. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. – С. 269-278.
21. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.psyoffice.ru/3340-krajjg-grjejjs. (Дата обращения: 20.01.2019). 
22. Кроник А.А. Картина жизни: возможности прогноза // Жизненный путь личности / под ред. Л.В. Сохань. - Киев: Наук, думка, 1987. – С. 247-258. 
23. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции: дис. … д-ра психол. наук. - М., 1994. - 71 с.
24. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. – С. 148-157.
25. Кублицкене Л.Ю. Исследование проблемы психологического времени // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. - М.: Наука, 1989. – С. 89-99. 
26. Левин К. Теория поля в социальных науках. - М.: Мысль, 2000. – 365 с. 
27. Леонтьев Д.А. К типологии жизненных миров // 2 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - С. 114-116.
28. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 238-246. 
29. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 44 с. 
30. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. - № 4. 
31. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: ИПП, 1997. – 365 с. 
32. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. - 608 с. 
33. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. – 2011. - № 21. – С. 53-60.
34. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с. 
35. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности. - М.: Педагогика, 1995. - 250 с.
36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2002. - С. 255-385.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. 713 с. 
38. Стиль жизни личности / под ред. Л. Сохань. - Киев: Наук, думка, 1989. - 372 с. 
39. Толстых Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте: дис. … д-ра психол. наук. - М., 2010. – С.425-455. [Электронный ресурс]. URL: http://http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-razvitie-vremennoy-perspektivy-lichnosti-kulturno-istoricheskiy-podhod. (Дата обращения: 16.04.2019). 
40. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения "внешнего" и "внутреннего" в психологии // Психологический журнал. - 1993. - № 5. - С. 40-49.
41. Шляхтин Г.С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время: тез. ВПНК. - Черновцы, 1991. - Т. 2. - С. 27-29. 
42. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М: Тривола, 1994. - 168 с. 
43. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Фонд "Университетская книга", 1996. - 592с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=223486. (Дата обращения: 18.04.2019). 
44. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с. 
45. Allport G.W. Pattern and growth in personality. - New York, 1961. - 354 p. 
46. Bugental J.F.T. The Search for Authenticity: An existential-ana-lytic approach to psychotherapy. 2nd ed. enl. - New York: Irvingston publs., 1981. 
47. Buhler Ch. Der menschiche Lebenslauf als phychologisches problem. - Leipzig: Hirzel, 1933.
48. Cottle T.J., Klineberg S.L. The present of things future. - New York, 1974. - 200 p.
49. Frank L.K. Time Perspective // Journal of Social Philosophi. – 1939. – № 4.
50. Fraisse P. Psychologie du Temps. – P., 1957.
51. Zaleski Z. Personal Future in Hope and Anxiety Perspective // Z. Zaleski (Ed.) Psychology of Future Orientation. –Lublin, 1994.
52. Zimbardo P.G. A New Perspective on Psychological Time: Theory, Research and Assessment of Individual Differences in Temporal Perspective // Mucciarelli G., Brigati R. Psychology of Time. Part 2. Special Issues, Theory & Modeli. – 1998. – № 3.