Жизненные перспективы личности: авторская модель
Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Жизненные перспективы личности: авторская модель
Person’s life prospects: the author's model
Irina Logutenkova
Corresponding PhD Student Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russia, city Obninsk
Аннотация. В статье дан краткий обзор теоретико-методологических подходов к изучению феномена «жизненная перспектива личности». Представлена авторская модель «жизненной перспективы личности, в частности определение и описание структурной и содержательной части.
Abstract. The article provides a brief overview of the theoretical and methodological approaches to the study of the phenomenon “person’s life prospects”. The author's model of person’s life prospects, in particular the definition and description of the structural and substantive part, is presented.
Ключевые слова: субъективная картины жизненного пути; психологическое время; жизненная перспектива личности.
Keywords: picture of the life path; psychological time; life perspective of a person.
Возрастание темпов жизни требует от человека более осознанного отношения к собственному пространственно-временному континууму. Умения строить и воплощать жизненные планы, выбирать адекватные целям стратегии реализации влияют на организацию и осуществление человеком своей жизнедеятельности, а также на личностное становление и развитие, в целом.
На сегодняшний день существует огромный пласт исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных этой проблематике, а именно изучению феномена жизненных перспектив личности, их построению, функционированию и развитию.
В рамках краткого обзора теоретико-методологических исследований в этой области психологического знания, будет обоснованным начать его с направления, в контексте которого понятие жизненная перспектива рассматривается как субъективный параметр времени. Здесь основное внимание уделяется исследованию феномена психологического времени личности в научно-теоретическом плане, разработке категорий, понятий, концепций времени, изучению пространственно-временного измерения жизненного мира личности, его строения и содержания, отношение к психологическому времени как историческому и экзистенциальному феномену и др. (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Я.В. Васильев, Е.И. Головаха, П.П. Горностай, Р. Кастенбаум, В.И. Ковалев, А.А. Козловский, Т. Коттле, А.А. Кроник, Л.Ю. Кублицкене, В.И. Мудрик, Ж. Нюттен, А.Б. Орлов, А.И. Осипов, Т.А. Павлова, Е.В. Сахновский, В.Ф. Серенкова, Л. Сохань, В.И. Страхов, Н.Н. Толстых, Л. Франк, Г.С. Шляхтин, В.П. Яковлев и др.) [16; 18; 23; 31; 32; 38; 41; 49]. Родоначальниками изучения личности в реальном временном контексте можно считать Ш. Бюлер и П. Жане. В отечественной психологии данной проблематике посвятили свои работы Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.А. Логинова, Д.Б. Эльконин и многие др. [10; 11; 12; 28; 42]. Время в их работах рассматривается ретроспективно, как время прошлое, жизненный путь человека, как объективное условие жизни, независимое от личности. Другие авторы, исследуя проблему жизненного пути, акцентируют внимание на разработке его субъективных параметров. Именно в рамках данного подхода возникают понятия «субъективной картины жизненного пути», «психологического времени» и «жизненной перспективы». В данном направлении исследуются особенности переживания и осознания времени (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Л. Дуб, Н.Ф. Маслова, В.Э. Чудновский и др.) [16; 24; 40]. Разрабатываются вопросы о личностной регуляции времени в контексте целостного жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.Л. Рубинштейн и др.). Изучается проблема соотношения биологического, социального и психологического времени в субъективной картине жизни (Б.Г. Ананьев, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.) [2; 5; 24; 36]. Наиболее интересные и непротиворечивые варианты исследований жизненного пути, оценки роли психологического времени в его регуляции и в этой связи жизненной перспективы, предложены в системном подходе (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин). Западными учеными активно изучается психологическое время, разработаны методики, существует большой массив эмпирических данных (Р. Кнапп, Т. Коттле, Дж. Коэн, Ж. Нюттен и др.) [17; 32].
Следующим важным теоретико-методологическим направлением исследования «жизненной перспективы» человека и ее содержательной части является рассмотрение этого феномена в контексте изучение субъективной картины жизненного пути.
Зарубежные работы, посвященные проблематике жизненного пути личности, возрастной периодизации, анализа жизненных событий и перспектив, биографических повествований за рубежом, многочисленны (Ж.П. Альмодовар, П. Балтес, А. Бандура, Р. Бенедикт, Ш. Бюллер, Ж. Годфруа, У. Деннис, П. Жане, Г. Крайг, М. Мид, Б. Ньюгартен, Г. Олпорт, У. Томас и Ф. Знанецкий, Г. Элдер, Э. Эриксон, К.-Г. Юнг и др.) [8; 21; 44; 45; 47]. В них включены биографические исследования жизненного пути человека в различных социокультурных и исторических условиях (У. Томас и Ф. Знанецкий, Ш. Бюлер, У. Деннис, Б. Ньюгартен), исследование проблем идентичности и потери смысла существования человека в культуре постмодерна (Э. Эриксон, З. Бауман, Д. Бьюдженталь, Х. Ортега-и-Гассет, др.) [43; 46].
В отечественной науке психологический анализ проблем жизненного пути и выбора жизненных стратегий личности, реализован многими исследователями, в частности Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Е.И. Головахой и А.А. Кроником, О.Н. Ежовым, П.С. Кузнецовым, И.С. Коном, Н.А. Логиновой, А.А. Матуленис, Н.Ф. Наумовой, Т.Е. Резником и Ю.М. Резником, С.Л. Рубинштейном, Н.А. Рыбниковым, Н. Шубкиным и др. [2; 3; 4; 6; 20; 23; 28; 35; 36]. Принято считать, что исследование детерминант, содержания и структуры жизненного пути личности в отечественной психологии активно начинается с 80-х годов ХХ-го столетия. Основой для обширного изучения данной проблемной области послужили ранние работы С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. Ими дано описание таких категорий как «событие» (С.Л. Рубинштейн), «субъективная картина жизненного пути» (Б.Г. Ананьев), «жизненный путь» (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.) и т. д. [5; 36; 37].
В целом, можно обозначить несколько подходов к рассмотрению феномена жизненной перспективы личности в отечественной и западной психологии: событийный, нашедший свое отражение в работах Р.А. Ахмерова, Е.М. Головахи, А.А. Кроника, Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Мандриковой, Н.Н. Толстых, В.С. Хомика, Е.В. Шелобановой; компонентный подход, представленный в работах М.Р. Гинзбурга, И.А.Ральниковой, Н.Н. Толстых; прогностический, представителями которого являются П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.А. Иванников, Л.А. Регуш; мотивационный подход, содержательно раскрытый в исследованиях Т. Гисме, З. Залесски, К. Левина, В. Ленса, Ж. Нюттена, Л.К. Франка, Н. Фрезера, П. Фресса, системный, отраженный в работах В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой и типологический подход, осуществленный в работах К.А. Абульхановой-Славской, Т.Н. Березиной, В.И. Ковалева, Л.Ю.Кублицкене, В.Ф.Серенковой и др.[1; 2; 3; 7; 9; 13; 14; 15; 19; 22; 25; 26; 27; 30; 32; 33; 34; 39; 49; 50; 51; 52].
И.А. Ральникова, осуществляя теоретический анализ развития научной мысли в области проблематики жизненной перспективы человека, предлагает собственный взгляд на выделение различных групп теоретико-методологических и экспериментальных подходов по следующим базовым основаниям: локализация в сознании (К.А. Абульханова-Славская, К. Левин, Ж. Нюттен, К.К. Платонов, Г. Томе и др.); содержание жизненных перспектив (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, П. Герстман, Г.А. Казакевич, В.Н. Карандашев, Ж. Нюттен, А.Г. Шмелев и др.); структура жизненной перспективы (А.А. Кроник и др.); качественные характеристики (Я.В. Васильев, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, В.Н. Карандышев, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик и др.); регулирующая и организующая функции жизненной перспективы (К.А. Абульханова-Славская, Я.В. Васильев, В.Н. Карандышев, И.С. Кон, А.А. Кроник, Ж. Нюттен, В.Ф. Серенкова и др.); результирующая индивидуальных особенностей личности, жизненной ситуации и их взаимодействия; динамичность жизненной перспективы (Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Р. Кулена, Б. Ньюгартен) [33].
Подводя итоги краткого обзора различных теоретико-методологических и экспериментальных подходов к изучению жизненных перспектив личности, важно отметить, что общим для них всех является интерес к специфике восприятия времени и пространства собственной жизни отдельным человеком, в каких формах оно существует для него, каким способом дает о себе знать, как проявляется, какие факторы детерминируют изменения его содержания или процесса протекания.
Однако, несмотря на огромную вариативность исследований, и по сей день не существует единого определения понятия «жизненной перспективы», что в свою очередь указывает на возможность дальнейшего осмысления этого феномена, его структурно-содержательной части, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Нами предпринята попытка дать собственное определение «жизненной перспективы личности» и описать ее содержание и структуру, опираясь на системный подход в осмыслении этого феномена и вышеобозначенные научные взгляды.
Жизненная перспектива личности, с нашей точки зрения, есть субъективный целостный образ будущего (духовного и материального), динамично изменяющийся, содержательно конструируемый человеком и обусловленный совокупностью индивидуальных жизненных смыслов, присвоенных личностью социальных ценностей, психологическим пространством человека и включающий в себя, смысловой, ценностный, пространственный, временной, организационно-деятельностный и личностный компоненты жизнедеятельности.
При детальном рассмотрении модель жизненных перспектив личности, на наш взгляд, имеет следующую структуру. Она включает в себя смысловой компонент - формирование смысловой системы будущего, в которой слиты представления личности о себе и мире. Основными характеристиками этого компонента является восприятие личностью своей будущей жизни осмысленной или бессмысленной. Ценностный компонент представляет собой социальные ценности, транслируемые семейной системой, сверстниками, социальными группами, этносом, человечеством, трансформированные человеком в собственные и его представление о возможности потенциального воплощения этих ценностей через различные сферы жизни. Основной характеристикой этого компонента является спектр личностно значимых ценностей (широкий спектр - "ценностная насыщенность", узкий спектр или его отсутствие - "ценностная пустота"). Пространственный компонент характеризует диапазон различных сфер будущей жизнедеятельности личности, включая сферу межличностных отношений. Основными характеристиками данного компонента будет направленность или ее отсутствие, широта или узость областей будущей самореализации, в отношении профессиональной перспективы будущего (определенность-неопределенность). Временной компонент будущего есть собственно наличие жизненных целей как последовательная канва планов, субъективное представление личности о средствах, действиях, необходимых для реализации плана и конкретизация временных сроков достижения целей (событийный слой будущего). Основные характеристики этого компонента: наличие или отсутствие целей и соответственно планов, структурированность-аморфность протяженность (долговременность-кратковременность), полнота-обедненность, реалистичность-нереалистичность. Личностный компонент включает в себя эмоционально-оценочный аспект - окрашенность будущего (оптимистичность-пессимистичность, привлекательное или угрожающее), Я-локус - собственно активность человека по отношению к будущей жизнедеятельности (высокая или низкая), рассчитывает ли человек в будущем на свои собственные ресурсы или полагается на внешние обстоятельства, когнитивный аспект–способность к видению будущего. Организационно-деятельностный компонент - совокупность стратегий, стилей и форм поведения человека в настоящем, посредством которых жизненные планы получают возможность последовательного воплощения в реальность. Содержание жизненных перспектив представлено как конкретное наполнение структуры и связано с ценностной проекцией, эмоциональной окрашенностью будущего, личностными особенностями подростка, в частности, его готовностью к самореализации через активность «Я», когнитивными способностями видения будущего.
Безусловно, предложенная нами модель не является окончательной, поскольку требует экспериментальной апробации, но, тем не менее, может выступать как основание для дальнейших конкретных теоретических и экспериментальных разработок в области осмысления феномена жизненной перспективы личности.