Статья:

Основные факторы, влияющие на процесс адаптации военнослужащих по призыву

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Яковлева М.О. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации военнослужащих по призыву // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 49-53.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные факторы, влияющие на процесс адаптации военнослужащих по призыву

Яковлева Маргарита Олеговна
магистрант Ярославского государственного Педагогического университета им. К.Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль

 

Аннотация. В статье анализируются особенности влияния уровня адаптированности военнослужащих по призыву на эффективность их военно-профессиональной деятельности. Анализ проблемных вопросов адаптационного процесса военнослужащих по призыву позволил выявить факторы, которые влияют на их успешную адаптацию.

 

Ключевые слова: военно-профессиональная адаптация; военно­служащие по призыву; сферы жизнедеятельности военнослужащих; модель профессиональной адаптации; уровень адаптированности.

 

Актуальность изучения адаптационного процесса молодых солдат заключается в том, чтобы знать особенности данного процесса для выбора наиболее эффективной технологии психолого-педагогического сопровождения военнослужащих по призыву в период начальной подготовки к армейской жизнедеятельности. Вооруженные силы стреми­тельно реформируются, в связи с этим важным направлением в работе военных психологов является создание благоприятных условий для адаптации военнослужащих по призыву к качественно новой органи­зации службы. Уровень адаптированности военнослужащих к условиям воинской деятельности влияет на успешное осуществление профес­сиональной деятельности, на их психическое здоровье, адекватную самооценку и оценку окружающей жизнедеятельности, взаимодействие с товарищами в коллективе. Для успешного прохождения военной службы необходима устойчивая адаптация военнослужащего к ее условиям [1].

Проблема заключается в том, что молодые люди, призванные на военную службу, не знают ее специфической направленности, что влечет за собой рассогласование представлений о военной службе и реальности. Зачастую, они ни физически, ни психологически не готовы к исполнению своих должностных и служебных обязанностей. Уровень подготовки военнослужащих влияет на эффективность выполнения поставленных задач воинским подразделением. В допризывной подго­товке необходимо сформировать у молодых людей адекватный образ военной специальности и профессиональной деятельности военнослу­жащих. Расстройство адаптации у военнослужащих по призыву чаще всего обусловлено трудностями приспособления к режиму дня, прин­ципом подчинения, приобретением новых знаний, умений, навыков, отказом от привычных условий гражданской жизни [2].

Александр Владимирович Леопа и Владимир Александрович Корытков рассматривают процесс профессиональной адаптации в ситуации «общество-личность», выделяя различные виды профессио­нальной адаптации (принудительная, встречная, ресурсная, фоновая). Они изучают адаптацию личности как процесс и результат вхождения человека в новые для него условия путем нахождения средств, способов воздействия на себя и окружающие обстоятельства. При этом Леопа и Корытков считают, что важным аспектом успешной адаптации военнослужащих является поддержание гармонии между личностью и социальной средой. Авторы считают, что степень готовности к про­фессиональной адаптации можно выявить по следующим показателям: опыт социальной адаптации до призыва, психологическая готовность к адаптации и успешность профессиональной деятельности. В соот­ветствии с показателями они выявили четыре группы военнослужащих по призыву и разработали различные варианты моделей профессиональ­ной адаптации: мягкий, жесткий, более жесткий, очень жесткий.

Военно-профессиональная адаптация военнослужащих обусловлена внешними и внутренними факторами. Внешние включают в себя: специфические особенности военной профессиональной деятельности, а также условия, в которых она осуществляется. В свою очередь внутренние факторы военно-профессиональной адаптации военно­служащего – это уровень его личностного адаптационного потенциала, степень развитости личностных качеств и организма, направленность мотивации военной профессиональной адаптации и соответствие её требованиям. Александр Владимирович Леопа и Владимир Александрович Корытков считают, что приоритетными в профессио­нальной адаптации военнослужащих по призыву являются внешние обстоятельства, предметные области и сферы профессиональной адаптации человека. В период военно-профессиональной адаптации у военнослужащих происходит приспособление к профессиональной деятельности и ее аспектам, требованиям воинской дисциплины, организационным нормам и правилам, принятие своего нового соци­ального статуса, социально-психологических ролевых функций [4].

Успешность адаптационного процесса военнослужащего к условиям профессиональной деятельности зависит от уровня его подготовленности и личностного адаптационного потенциала. Существенное влияние на благополучное протекание профессиональной адаптации военнослу­жащих оказывает их социально-психологическая адаптация. Поэтому, в период адаптационного процесса военнослужащих в воинском коллективе следует обратить особое внимание на формирование профес­сиональной и психологической готовности к военной деятельности [3]. Важным аспектом военно-профессиональной адаптации служит приня­тие человеком своей профессиональной роли, а также адекватное ее восприятие.

Для оптимизации процесса адаптации военнослужащих нами проведено диагностическое психологическое обследование 98 молодых солдат, призванных на военную службу в ноябре-декабре 2018 года. Целью нашего исследования было выявить уровень адаптированности военнослужащих по призыву к условиям профессиональной деятельности по окончании начальной подготовки. Психологическое обследование проводилось по средствам анкетирования по методике Научно-исследовательского (социологического) центра ВС РФ «Адаптация».

Авторами методики выделены следующие уровни адаптирован­ности: низкий, удовлетворительный, хороший, высокий. При этом они выделяют три основные сферы жизнедеятельности военнослужащих по призыву, в которых происходит военно-профессиональная адаптация: военно-служебная сфера (степень исполнения должностных и специ­альных обязанностей), социально-психологическая сфера (удовлетворен­ность взаимоотношениями с другими военнослужащими и внутренняя психологическая готовность), культурно-досуговая сфера (удовлетворен­ность организацией досуга и отдыха).

По итогам анонимного анкетирования по методике оценки общей адаптированности «Адаптация» военнослужащих по призыву выявлено: общий уровень адаптированности военнослужащих по призыву – 3,08 (удовлетворительный). В военно-служебной сфере уровень адапти­рованности – 3.07, в социально-психологической – 3.10, в культурно-досуговой – 3.06. По данной методике у 22 % военнослужащих, призванных осенней кампанией наблюдаются низкий уровень адаптиро­ванности к условиям военной службы и предпосылки к дезадаптивным нарушениям.

Рассмотрим уровень адаптированности военнослужащих в каждой сфере жизнедеятельности. Уровень адаптированности в военно-служебной сфере определяется следующими факторами: занимался ли молодой человек спортом до призыва на военную службу, насколько у него оправдались ожидания в ходе прохождения военной службы, удовле­творен ли он прохождением военной службы, продовольственным обеспечением, временем для сна, вещевым довольствием, денежным довольствием, желает ли совершенствовать свое профессиональное мастерство. 35 % опрошенных не занимались спортом или занимались менее года, у 14 % военнослужащих не оправдались ожидания в ходе прохождения военной службы, 8 % опрошенных не удовлетворены службой, но продовольственным обеспечением, вещевым и денежным довольствием, временем для сна удовлетворены все военнослужащие молодого пополнения. При этом 4 % военнослужащих утверждают, что не справляются со своими обязанностями, 6 % испытывают затруднения в освоении военной специальности.

В социально-психологической сфере важным является отношение к службе в ВС ближайших родственников, удовлетворенность службой в своем подразделении, оценка взаимоотношений с военнослужащими своего призыва, старших призывов, командирами отделений. 6 % военно­служащих не удовлетворены взаимоотношениями с другими военно­служащими в коллективе. Для 24 % опрощенных военнослужащих совершенно неважно мнение своих товарищей о прохождении их службы.

Расчет адаптированности военнослужащих по призыву в культурно-досуговой сфере в период обучения в отдельном сводном учебном подразделении показал, что подавляющее большинство опрощенных (58 %) не всегда имеют возможность сходить в увольнение в выходной день, но при этом 80 % военнослужащих отмечают, имеют возможность почитать свежие газеты и журналы, посмотреть телепередачу и распорядиться частью свободного времени по своему усмотрению.

Таким образом, на основании изученной литературы и проведен­ного психологического исследования мы выделили основные факторы, которые влияют на успешное протекание адаптационного процесса. В период первичного и углубленного социально-психологического изучения и психологического обследования молодого пополнения следует обратить внимание на нервно-психическую устойчивость военнослужащих, состояние здоровья, условия воспитания, наличие своей семьи и детей, личностные психологические качества, уровень образования и развития личности наличие асоциального поведения до призыва на военную службы, опыт употребления алкогольных и наркотических веществ, суицидальную предрасположенность, отноше­ние к военной службе, трудности привыкания к военному быту.

 

Список литературы:
1. Андреева Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. –1983. – № 6. – С. 64–67.
2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с. 
3. Квасов С.Е., Кузнецов А.А. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе. / С.Е. Квасов, А.А. Кузнецов. – Нижний Новгород.: Изд. Военно-медицинский институт, 1999. – 254 с.
4. Леопа А.В., Корытков В.А. Профессиональная адаптация военнослужащих по призыву в воинских частях и подразделениях Воздушно-космических сил Вооруженных сил России: монография / А.В. Леопа, В.А. Корытков. – Красноярск.: Сиб. федер. университет, 2016. – 254 с.