Основные факторы, влияющие на процесс адаптации военнослужащих по призыву
Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Основные факторы, влияющие на процесс адаптации военнослужащих по призыву
Аннотация. В статье анализируются особенности влияния уровня адаптированности военнослужащих по призыву на эффективность их военно-профессиональной деятельности. Анализ проблемных вопросов адаптационного процесса военнослужащих по призыву позволил выявить факторы, которые влияют на их успешную адаптацию.
Ключевые слова: военно-профессиональная адаптация; военнослужащие по призыву; сферы жизнедеятельности военнослужащих; модель профессиональной адаптации; уровень адаптированности.
Актуальность изучения адаптационного процесса молодых солдат заключается в том, чтобы знать особенности данного процесса для выбора наиболее эффективной технологии психолого-педагогического сопровождения военнослужащих по призыву в период начальной подготовки к армейской жизнедеятельности. Вооруженные силы стремительно реформируются, в связи с этим важным направлением в работе военных психологов является создание благоприятных условий для адаптации военнослужащих по призыву к качественно новой организации службы. Уровень адаптированности военнослужащих к условиям воинской деятельности влияет на успешное осуществление профессиональной деятельности, на их психическое здоровье, адекватную самооценку и оценку окружающей жизнедеятельности, взаимодействие с товарищами в коллективе. Для успешного прохождения военной службы необходима устойчивая адаптация военнослужащего к ее условиям [1].
Проблема заключается в том, что молодые люди, призванные на военную службу, не знают ее специфической направленности, что влечет за собой рассогласование представлений о военной службе и реальности. Зачастую, они ни физически, ни психологически не готовы к исполнению своих должностных и служебных обязанностей. Уровень подготовки военнослужащих влияет на эффективность выполнения поставленных задач воинским подразделением. В допризывной подготовке необходимо сформировать у молодых людей адекватный образ военной специальности и профессиональной деятельности военнослужащих. Расстройство адаптации у военнослужащих по призыву чаще всего обусловлено трудностями приспособления к режиму дня, принципом подчинения, приобретением новых знаний, умений, навыков, отказом от привычных условий гражданской жизни [2].
Александр Владимирович Леопа и Владимир Александрович Корытков рассматривают процесс профессиональной адаптации в ситуации «общество-личность», выделяя различные виды профессиональной адаптации (принудительная, встречная, ресурсная, фоновая). Они изучают адаптацию личности как процесс и результат вхождения человека в новые для него условия путем нахождения средств, способов воздействия на себя и окружающие обстоятельства. При этом Леопа и Корытков считают, что важным аспектом успешной адаптации военнослужащих является поддержание гармонии между личностью и социальной средой. Авторы считают, что степень готовности к профессиональной адаптации можно выявить по следующим показателям: опыт социальной адаптации до призыва, психологическая готовность к адаптации и успешность профессиональной деятельности. В соответствии с показателями они выявили четыре группы военнослужащих по призыву и разработали различные варианты моделей профессиональной адаптации: мягкий, жесткий, более жесткий, очень жесткий.
Военно-профессиональная адаптация военнослужащих обусловлена внешними и внутренними факторами. Внешние включают в себя: специфические особенности военной профессиональной деятельности, а также условия, в которых она осуществляется. В свою очередь внутренние факторы военно-профессиональной адаптации военнослужащего – это уровень его личностного адаптационного потенциала, степень развитости личностных качеств и организма, направленность мотивации военной профессиональной адаптации и соответствие её требованиям. Александр Владимирович Леопа и Владимир Александрович Корытков считают, что приоритетными в профессиональной адаптации военнослужащих по призыву являются внешние обстоятельства, предметные области и сферы профессиональной адаптации человека. В период военно-профессиональной адаптации у военнослужащих происходит приспособление к профессиональной деятельности и ее аспектам, требованиям воинской дисциплины, организационным нормам и правилам, принятие своего нового социального статуса, социально-психологических ролевых функций [4].
Успешность адаптационного процесса военнослужащего к условиям профессиональной деятельности зависит от уровня его подготовленности и личностного адаптационного потенциала. Существенное влияние на благополучное протекание профессиональной адаптации военнослужащих оказывает их социально-психологическая адаптация. Поэтому, в период адаптационного процесса военнослужащих в воинском коллективе следует обратить особое внимание на формирование профессиональной и психологической готовности к военной деятельности [3]. Важным аспектом военно-профессиональной адаптации служит принятие человеком своей профессиональной роли, а также адекватное ее восприятие.
Для оптимизации процесса адаптации военнослужащих нами проведено диагностическое психологическое обследование 98 молодых солдат, призванных на военную службу в ноябре-декабре 2018 года. Целью нашего исследования было выявить уровень адаптированности военнослужащих по призыву к условиям профессиональной деятельности по окончании начальной подготовки. Психологическое обследование проводилось по средствам анкетирования по методике Научно-исследовательского (социологического) центра ВС РФ «Адаптация».
Авторами методики выделены следующие уровни адаптированности: низкий, удовлетворительный, хороший, высокий. При этом они выделяют три основные сферы жизнедеятельности военнослужащих по призыву, в которых происходит военно-профессиональная адаптация: военно-служебная сфера (степень исполнения должностных и специальных обязанностей), социально-психологическая сфера (удовлетворенность взаимоотношениями с другими военнослужащими и внутренняя психологическая готовность), культурно-досуговая сфера (удовлетворенность организацией досуга и отдыха).
По итогам анонимного анкетирования по методике оценки общей адаптированности «Адаптация» военнослужащих по призыву выявлено: общий уровень адаптированности военнослужащих по призыву – 3,08 (удовлетворительный). В военно-служебной сфере уровень адаптированности – 3.07, в социально-психологической – 3.10, в культурно-досуговой – 3.06. По данной методике у 22 % военнослужащих, призванных осенней кампанией наблюдаются низкий уровень адаптированности к условиям военной службы и предпосылки к дезадаптивным нарушениям.
Рассмотрим уровень адаптированности военнослужащих в каждой сфере жизнедеятельности. Уровень адаптированности в военно-служебной сфере определяется следующими факторами: занимался ли молодой человек спортом до призыва на военную службу, насколько у него оправдались ожидания в ходе прохождения военной службы, удовлетворен ли он прохождением военной службы, продовольственным обеспечением, временем для сна, вещевым довольствием, денежным довольствием, желает ли совершенствовать свое профессиональное мастерство. 35 % опрошенных не занимались спортом или занимались менее года, у 14 % военнослужащих не оправдались ожидания в ходе прохождения военной службы, 8 % опрошенных не удовлетворены службой, но продовольственным обеспечением, вещевым и денежным довольствием, временем для сна удовлетворены все военнослужащие молодого пополнения. При этом 4 % военнослужащих утверждают, что не справляются со своими обязанностями, 6 % испытывают затруднения в освоении военной специальности.
В социально-психологической сфере важным является отношение к службе в ВС ближайших родственников, удовлетворенность службой в своем подразделении, оценка взаимоотношений с военнослужащими своего призыва, старших призывов, командирами отделений. 6 % военнослужащих не удовлетворены взаимоотношениями с другими военнослужащими в коллективе. Для 24 % опрощенных военнослужащих совершенно неважно мнение своих товарищей о прохождении их службы.
Расчет адаптированности военнослужащих по призыву в культурно-досуговой сфере в период обучения в отдельном сводном учебном подразделении показал, что подавляющее большинство опрощенных (58 %) не всегда имеют возможность сходить в увольнение в выходной день, но при этом 80 % военнослужащих отмечают, имеют возможность почитать свежие газеты и журналы, посмотреть телепередачу и распорядиться частью свободного времени по своему усмотрению.
Таким образом, на основании изученной литературы и проведенного психологического исследования мы выделили основные факторы, которые влияют на успешное протекание адаптационного процесса. В период первичного и углубленного социально-психологического изучения и психологического обследования молодого пополнения следует обратить внимание на нервно-психическую устойчивость военнослужащих, состояние здоровья, условия воспитания, наличие своей семьи и детей, личностные психологические качества, уровень образования и развития личности наличие асоциального поведения до призыва на военную службы, опыт употребления алкогольных и наркотических веществ, суицидальную предрасположенность, отношение к военной службе, трудности привыкания к военному быту.