Статья:

Психологические особенности коммуникативной активности в подростковом возрасте

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Инчина Д.А. Психологические особенности коммуникативной активности в подростковом возрасте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 63-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические особенности коммуникативной активности в подростковом возрасте

Инчина Дарья Александровна
студент, Брянский государственный университет, РФ, г. Брянск

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF COMMUNICATIVE ACTIVITY IN THE ADOLESCENT

 

Daria Incina

Student, Bryansk State University, Russia, Bryansk

 

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования психологических особенностей коммуникативной активности в подростковом возрасте. Было выявлено, что существуют особенности коммуникативной активности в подростковом возрасте, однако они лишь немного отличаются в зависимости от пола.

Abstract. The article deals with the results of the study of the psychological characteristics of communicative activity in adolescence. It was identified that there are features of communicative activity in adolescence, but they only slightly differ depending on gender.

 

Ключевые слова: коммуникативная активность; подростковый возраст; психологические особенности.

Keywords: communicative activity; adolescence; psychological characteristics.

 

Интерес общества к вопросам коммуникативной активности в последнее время возрастает, что обусловлено рядом причин. Во-первых, сегодня становится все более очевидным, что прежние формы коммуникативной активности теряют свою актуальность и представлены незначительно.На их место приходят новые, современные, отвечающие реалиям сегодняшнего дня. С возникновением и развитием Интернета появляются новые формы коммуникативной активности человека, которые особенно свойственны молодежи. Во-вторых, коммуникативная активность - одна из основ психологического благополучия человека. Ее отсутствие может привести к хроническому одиночеству, депрессии. В-третьих, весьма востребованы сегодня различные виды социально-психологического тренинга, повышающего коммуникативную компетентность личности в общении [2,3].

Термин «активность» происходит от латинского activus и означает энергичную деятельность; деятельное участие в чем-либо, инициативность. Латинское communico означает соединять, сообщать. В английском языке communication применяется в том же значении, что и в русском языке - общение.

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского активность определяется как  «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром». 

Коммуникативная активность определятся как личностное образование, выражающее познавательный, эмоциональный и поведенческий отклик на обращение другого человека [1]. Изучение различных видов активности и их роли в развитии индивидуальности человека - одно из направлений исследований пермской психологической школы, основанной В. С. Мерлиным.

В.С. Мерлин рассматривал интегральную индивидуальность человека как большую саморегулируемую систему, состоящую из относительно замкнутых иерархических уровней  - от  биохимического до  социально-психологического [4].

Целью исследования выступило изучение и выявление психологических особенностей коммуникативной активности в подростковом возрасте.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существуют различия в особенностях коммуникативной активности у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов". В исследовании приняли участие 38 учащихся  5-х классов. Из них 20 девочек и 18 мальчиков.

Для исследования особенностей коммуникативной активности в подростковом возрасте был использован опросник общения «СУМО – саморегуляция и успешность межличностного отношения» (Автор - В.Н. Куницина) и методика «7 качеств личности» (фрагмент «Методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла», модификация А.Г. Грецова)

Результаты проведенного исследования по двум методикам отображены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты, полученные по методикам «7 качеств личности» А.Г. Грецова и «Опросник общения (СУМО)» В.Н. Кунициной (в процентах)

 

На основании результатов, представленных в таблице 1 можно выделить и описать показатели, которые наиболее свойственны испытуемым каждого пола.

Так, для испытуемых женского пола по шкале 1 «эмоциональная устойчивость/неустойчивость» свойственна  эмоциональную неустойчивость. У девочек в большей степени диагностирован высокий уровень эмпатии. По шкале «легкость в общении» у них отмечается более высокий уровень свободы общения, чем испытуемые мужского пола

Для испытуемых мужского пола по шкале 1 «эмоциональная устойчивость/неустойчивость» характерна большая эмоциональная устойчивость. По шкалам «сензитивность в общении» и «авторитарный стиль общения» мальчики чаще демонстрируют низкие показатели. По шкале 6 «уверенность в себе/ тревожность» испытуемые мужского пола чаще демонстрируют высокий уровень тревожности.

Проанализировав данные и сравнив их, можно сделать вывод о том, что для испытуемых женского пола более характерны: высокий уровень эмпатии, эмоциональной неустойчивости и легкости в общении. Испытуемым мужского пола больше свойственны:  высокий уровень эмоциональной устойчивости, низкий уровень сензитивности в общении и высокий уровень тревожности.

Для сопоставления результатов по двум методикам и выявления различий в особенностях коммуникативной активности у мальчиков и девочек был проведен сравнительный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

В результате сравнительного анализа с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена были выявлены статистически значимые связи между шкалами «робость/смелость» и «легкость, свобода общения» у девочек, и такие же данные при сравнении показателей мальчиков и между шкалами «уверенность в себе/тревожность» и «сензитивность, чувствительность в сфере общения»  у испытуемых женского пола.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза подтверждена частично. Показано, что коммуникативная активность в подростковом возрасте имеет свои особенности, однако существенных половых отличий в ее проявлении у мальчиков и девочек обнаружено не было.

Несмотря на то, что гипотеза исследования подтверждена лишь частично, вопросы изучения коммуникативной активности и способов ее повышения и остаются востребованными и актуальными. На современном этапе развития практической психологии особое внимание следует уделить проблеме формирования социальных навыков общения со сверстниками в контексте ведущего вида деятельности в подростковом возрасте.   

 

Список литературы:
1. Бабанова, Ю.В., Голубева Г.Ф., Спасенников В.В. Формирование социально-психологической компетентности на основе разработки тестовых программ в процессе перехода на двухуровневую систему подготовки кадров / Ю.В. Бабанова, Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.-  2010. - Т. 16. № 3. - С. 46-54. - Текст: непосредственный.
2. Васюра, С.А. Коммуникативная активность человека: понятие, источники, формы проявления, условия осуществления / С.А. Васюра // Вестник Удмуртского университета.  Философия. Психология. Педагогика.- 2006.-Вып.5.- 10-20с. - Текст: непосредственный.
3. Изотова, Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора /Е.И. Изотова  // Мир психологии, 2010. - № 3.- 102-111 с. – Текст: непосредственный.
4. Спасенников, В.В.  Проблема оценки компетенций будущих дизайнеров в процессе освоения программы профессионального образования/ В.В. Спасенников В.В., С.А. Богомолов // Эргодизайн. - 2018. - № 2 (2). - С. 33-40.