Личность любимого литературного героя через призму оценки читателями
Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Личность любимого литературного героя через призму оценки читателями
PERSONALITY OF A FAVORITE LITERARY HERO THROUGH THE PRISM OF EVALUATION BY READERS
Antonina Khozyainova
Master's student of the Higher School of Economics,
Russia, Moscow
Аннотация. Данная работа рассматривает личность литературного героя через 21 − шкальный СД (семантический дифференциал) и причины чтения респондентов. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить взаимосвязи между тем, как оценивают читатели личность героя произведения и причинами, из-за которых читатели обращаются к книге. Была выявлена высокая корреляция между фактором «Антиидентификация» (я редко нахожу свои недостатки в персонажах литературных текстов, я думаю, что книги, которые я читаю, мало что могут сказать обо мне, я читаю ради наслаждения авторским стилем) и факторами «Антигерой» (эгоистичный, несправедливый, неискренний) и «Растяпа» (уступчивый, дружелюбный).
Abstract. This work examines the personality of a literary hero through 21-scale SD (semantic differential) and the reasons for reading of the respondents. The purpose of the study was to identify the relationship between how readers assess the personality of the literary hero and the reasons for which readers turn to the book. A high correlation was found between the «Anti-identification» factor (I rarely find my personality traits in the characters of literary texts, I think that the books I read can say little about me, I read for the sake of enjoying the author's style) and the «Antihero» factors (selfish, unfair, insincere) and «Ditz» (compliant, friendly).
Ключевые слова: библиотерапия, личность литературного героя, читатель.
Keywords: bibliotherapy, personality of the literary hero, mreader.
Цели исследования. В данной работе рассматриваются оценка любимого литературного героя читателями и цели, благодаря которым читатели обращаются к книге. Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить, есть ли взаимосвязь между типом любимого литературного героя и причинами чтения.
Методы сбора данных. Для данного исследования был составлен опросник. Первая часть представляет собой анкету, где вводятся общие данные: пол, возраст, образование. Вторая часть – 21 - шкальный СД (семантический дифференциал), в которой читателям предлагалось оценить любимого литературного героя по 21 шкале. Третья часть – 10 вопросов, которые характеризуют причины чтения. Опрос предлагалось пройти посетителям и сотрудникам Библиотеки иностранной литературы, книжным блогерам в Инстаграм.
Методы обработки данных. Данная работа рассматривает личность литературного героя через 21 - шкальный СД (семантический дифференциал). На результатах теста проведен факторный анализ и выделено 6 факторов. Также проведен факторный анализ по данным вопросов закрытого типа о причинах чтения: проникновение в текст и эмпатия, досуговое «бегство» в текст. Выделено 4 фактора. Проведен корреляционный анализ между факторами. По открытому вопросу проведен качественный контент-анализ.
Результаты исследования. Опрос прошли 98 человек, 16 мужчин (16,4%), 82 женщины (83,6%) в 5 возрастных категориях: младше 18 (1 человек – 1%), 18-25 (17 человек – 17,4%), 26-35 (45 человек – 46%), 36-45 (24 человека – 24,4%), старше 45 (11 человек – 11,2%). Участники опроса имеют среднее профессиональное образование (3 человека – 3%), неполное высшее (9 человек – 9,2%), высшее образование (86 человек – 87,8%).
Результат обработки 21 - шкального СД представлен в таблице 1.
Таблица 1.
|
N |
M |
SD |
1. Обаятельный/ Непривлекательный |
98 |
0,79 |
1,22 |
2. Слабый/ Сильный |
98 |
1,72 |
1,50 |
3. Разговорчивый/ Молчаливый |
98 |
0,20 |
1,60 |
4. Безответственный/ Добросовестный |
98 |
1,67 |
1,58 |
5. Упрямый/ Уступчивый |
98 |
0,72 |
1,20 |
6. Замкнутый/ Открытый |
98 |
0,20 |
1,65 |
7. Добрый/ Эгоистичный |
98 |
0,65 |
1,40 |
8. Зависимый/ Независимый |
98 |
1,42 |
1,60 |
9. Деятельный/ Пассивный |
98 |
0,94 |
1,05 |
10. Черствый/ Отзывчивый |
98 |
1,36 |
1,62 |
11. Решительный/ Нерешительный |
98 |
0,89 |
1,07 |
12. Вялый/ Энергичный |
98 |
1,73 |
1,35 |
13. Справедливый/ Несправедливый |
98 |
0,88 |
1,09 |
14. Расслабленный/ Напряженный |
98 |
,17 |
1,35 |
15. Суетливый/ Спокойный |
98 |
1,17 |
1,70 |
16. Враждебный/ Дружелюбный |
98 |
1,17 |
1,56 |
17. Неуверенный/ Уверенный |
98 |
1,58 |
1,50 |
18. Нелюдимый/ Общительный |
98 |
0,64 |
1,65 |
19. Честный/ Неискренний |
98 |
0,90 |
0,98 |
20. Несамостоятельный/ Самостоятельный |
98 |
2,22 |
1,17 |
21. Раздражительный/ Невозмутимый |
98 |
1,19 |
1,54 |
Сначала мы выявили семантическую универсалию групповой оценки положительного литературного героя [3]. Следующие дескрипторы составили семантическую универсалию: самостоятельный (2,17), энергичный (1,75), сильный (1,71), добросовестный (1,68). Данные по всем шкалам в порядке убывания представлены в таблице 2.
Таблица 2.
|
|
Вес признака |
1 |
Самостоятельный |
2,22 |
2 |
Энергичный |
1,73 |
3 |
Сильный |
1,72 |
4 |
Добросовестный |
1,67 |
5 |
Уверенный |
1,58 |
6 |
Независимый |
1,43 |
7 |
Отзывчивый |
1,37 |
8 |
Невозмутимый |
1,19 |
9 |
Спокойный |
1,17 |
10 |
Дружелюбный |
1,17 |
11 |
Деятельный |
0,95 |
12 |
Честный |
0,91 |
13 |
Решительный |
0,90 |
14 |
Справедливый |
0,89 |
15 |
Обаятельный |
0,80 |
16 |
Упрямый |
0,72 |
17 |
Добрый |
0,65 |
18 |
Общительный |
0,64 |
19 |
Молчаливый |
0,20 |
20 |
Открытый |
0,20 |
21 |
Напряженный |
0,17 |
Далее был проведен эксплораторный факторный анализ с помощью метода главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу Варимакс. Анализ выявил 6 факторов:
- «Супергерой» (шкалы Независимый (0,706), Спокойный (0,665), Уверенный (0,768), Самостоятельный (0,725), Невозмутимый (0,627)).
- «Душа компании» (шкалы Разговорчивый (-0,572), Открытый (0,811), Отзывчивый (0,534), Энергичный (0,602), Общительный (0,810)).
- «Антигерой» (шкалы Эгоистичный (0,538), Несправедливый (0,770), Неискренний (0,845)).
- «Тихоня» (шкалы Непривлекательный (0,501), Пассивный (0,827), Нерешительный (0,645)).
- «Растяпа» (шкалы Уступчивый (0,630), Дружелюбный (0,688)).
- «Трудяга» (шкалы Добросовестный (0,658), Напряженный (,0768)).
Анализ показал, что полная объясненная дисперсия составляет 66,39% (15,36% — фактор 1; 13,79% — фактор 2; 10,13% —фактор 3;
9,86% —фактор 4; 9,36% — фактор 5; 7,88% — фактор 6).
Далее мы обратились ко второй части опроса, где участники отмечали, насколько им соответствуют высказывания. Результат обработки ответов представлен в Таблице 3.
Таблица 3.
|
N |
M |
SD |
1. Переживания литературного персонажа делают меня более чувствительным к тем аспектам моей жизни, которые я обычно игнорирую. |
98 |
2,25 |
0,72 |
2. Я редко нахожу свои недостатки в персонажах литературных текстов. |
98 |
2,23 |
0,80 |
3. Когда я читаю художественную литературу, я никогда не представляю себя героем этой же истории |
98 |
2,15 |
0,99 |
4. После прочтения художественного текста у меня бывает желание изменить свой образ жизни |
98 |
2,21 |
0,85 |
5. Я не понимаю художественный текст, если не могу связать его с собственной жизненной ситуацией |
98 |
3,27 |
0,77 |
6. Я погружаюсь в художественный текст, чтобы забыть о собственных заботах |
98 |
2,43 |
0,90 |
7. Чаще всего мне нравятся нереальные, фантастичные герои, которых я точно не встречу в своей собственной жизни. |
98 |
2,98 |
0,81 |
8. Я редко читаю книги не из-за личного интереса к ним, а для того, чтобы поддерживать свой интеллектуальный уровень |
98 |
2,19 |
0,90 |
9. Я думаю, что книги, которые я читаю, мало что могут сказать обо мне |
98 |
1,92 |
0,85 |
10. Я читаю ради наслаждения авторским стилем. |
98 |
1,95 |
0,78 |
Также был проведен эксплораторный факторный анализ с помощью метода главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу Варимакс. Анализ выявил 4 фактора:
- «Книги – отражение моей собственной жизни» (высказывания 4 (после прочтения художественного текста у меня бывает желание изменить свой образ жизни 0,717) и 5 (я не понимаю художественный текст, если не могу связать его с собственной жизненной ситуацией 0,674)).
- «Побег в книгу» (высказывания 6 (я погружаюсь в художественный текст, чтобы забыть о собственных заботах 0, 857) и 7 (чаще всего мне нравятся нереальные, фантастичные герои, которых я точно не встречу в своей собственной жизни 0,755)).
- «Антиидентификация» (высказывания 2 (я редко нахожу свои недостатки в персонажах литературных текстов 0,615), 9 (я думаю, что книги, которые я читаю, мало что могут сказать обо мне 0,740) и 10 (я читаю ради наслаждения авторским стилем 0,501)).
- «Чтение ради интеллекта» (высказывание 8 (я редко читаю книги не из-за личного интереса к ним, а для того, чтобы поддерживать свой интеллектуальный уровень 0,778)).
Анализ показал, что полная объясненная дисперсия составляет 57,65% (16,05% — фактор 1; 15,62% — фактор 2; 15,97% —фактор 3; 11% —фактор 4).
Факторы первого и второго анализа были сохранены как переменные. Далее был проведен корреляционный анализ между факторами, данные представлены в таблице 4.
Таблица 4.
|
1. «Книги влияют на меня» |
2. «Побег в книгу» |
3. «Анти-идентификация» |
4. «Чтение ради интеллекта» |
1. «Супергерой» |
0,645 |
0,633 |
0,748 |
0,359 |
2. «Душа компании» |
0,449 |
0,476 |
0,750 |
0,820 |
3. «Антигерой» |
0,677 |
0,266 |
0,005** |
0,697 |
4. «Тихоня» |
0,746 |
0,681 |
0,950 |
0,932 |
5. «Растяпа» |
0,436 |
0,207 |
0,014* |
0,167 |
6. «Трудяга» |
0,620 |
0,972 |
0,324 |
0,714 |
N=98, « * » – p <0,05, « ** » – p <0,01.
Наиболее высокая корреляция оказалась между фактором «Антиидентификация» (я редко нахожу свои недостатки в персонажах литературных текстов, я думаю, что книги, которые я читаю, мало что могут сказать обо мне, я читаю ради наслаждения авторским стилем) и факторами «Антигерой» (эгоистичный, несправедливый, неискренний) и «Растяпа» (уступчивый, дружелюбный).
Далее был проведен качественный контент-анализ [1, с. 174-250]. Было выделено три группы высказываний респондентов на вопрос, что их привлекает в любимом литературном герое:
-
Характеристики личности – высказывания, которые характеризуют личность любимого литературного героя респондента. Таких высказываний большинство. Можно сделать вывод о том, что респондентов привлекает непосредственно личность героя. В эту категорию вошли три подгруппы:
- Личностные качества («Открытость опыту, искренность», «Чувство долга, честность, искренность», «Смелость, отзывчивость, преданность друзьям»).
- Отношение к действительности («Его отношение к жизни», «Умение и желание жить в каждый момент жизни», «Умение радоваться жизни и в даже самых тяжелых ситуациях находить плюсы»).
- Навыки («умение найти баланс между контролем и беззаботностью», «Умение выживать в одиночестве», «Логика»).
- Оценка читателя: в данных высказываниях речь идет не столько о самом герое, сколько о том, как его видит читатель («воспитание в обществе Земли будущего», «Понятность его поступков», «Как черты характера отражаются в действиях», «Не искусственный, настоящий»).
- Единичные высказывания, которые не удалось категоризировать («Дар надежды», «Люблю такой типаж мужчин», «Он познал секрет», «Каждый раз новое»).
Обсуждение. Результаты исследования показывают, что люди, которые считают, что книги мало что о них говорят, и не встречают свои недостатки в героях книг, оценили любимого героя как эгоистичного, неискреннего, несправедливого. В остальных случаях не выявлено четкой взаимосвязи между причинами чтения и характеристикой литературного персонажа. Мы выявили, что именно личностные качества, навыки, отношение к действительности литературного героя в большей степени привлекает читателей в художественном произведении.
Ограничения и дальнейшее направление исследования. Для более четкого анализа данных необходима большая выборка для лучшей репрезентации разных возрастных и половых групп, чтобы выявить другие взаимосвязи. В дальнейшем кажется оправданным проведение феноменологического анализа, чтобы выявить новые аспекты идентификации читателя и героя и возможности использования этих данных для психического развития читателей. Благодаря опросу собраны данные по любимым писателям, что будет полезно для дальнейших исследований в области библиотерапии. Также собраны контакты тех, кто готов в дальнейшем принять участие в беседе для проведения феноменологического анализа.
Список литературы:
- Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
- Серкин В.П. Современная психология: теория и методология. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 310 с.
- Серкин В. П. Психосемантика . – М.: Юрайт, 2016. – 318 с.
- Chamberlain D. The experience of older adults who participate in a bibliotherapy/poetry group in an older adult inpatient mental health assessment and treatment ward. // Journal of Poetry Therapy. 2019. Vol. 32, No. 4. P. 223–239.
- Cohen J. Defining Identification: A Theoretical Look at the Identification of Audiences With Media Characters // MASS COMMUNICATION & SOCIETY. 2001. Vol. 4(3). P. 245–264.
- Miall D. S., Kuiken D. Aspects of Literary Response: A New Questionnaire // Research in the Teaching of English. 1995. Vol. 29. P. 37-58.
- Oatley K. A taxonomy of the emotions of literary response and a theory of identification in fictional narrative // Poetics. 1994. Vol. 23. P. 53-74.