Статья:

Развитие когнитивных способностей - путь научного развития мышления и креативности

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Психология

Выходные данные
Брагин Б.Н., Овчинникова О.Ю. Развитие когнитивных способностей - путь научного развития мышления и креативности // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 2(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 9-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие когнитивных способностей - путь научного развития мышления и креативности

Брагин Борис Николаевич
преподаватель высшей категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж», РФ, г. Н. Новгород
Овчинникова Ольга Юрьевна
магистр педагогических наук, заместитель директора по учебной работе, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж», РФ, г. Н. Новгород

 

Cognitive Development- the path of scientific development thought and creativity

Boris Bragin

teacher of the highest category, State budget professional educational institution "Provincial College" in Nizhni Novgorod, Russia, Nizhni Novgorod

Olga Ovchinnikova

master of pedagogical sciences professional State budgetary institution "Provincial College" in Nizhni Novgorod, Russia, Nizhni Novgorod

 

Аннотация. Развитие когнитивной науки. Метод Д. Келли. Когнитивная психология, как попытка преодоления кризиса бихевиоризма в подходе изучения принципов работы мозга.

Abstract. Development cognitive science. Method. D. Kelly. Cognitive psychology, as an attempt to overcome the crisis of Behaviorism in the approach of studying the principles of operation of the brain.

 

Ключевые слова: когнитивная психология; мозг - сложнейшая система человека; нейрон; синапсы; психолингвистическое программирование;

концепции Брунера, Пиаже и Валлона.

Keywords: cognitive psychology; the brain is the most complicated human system; neuron; psiholingvistic programming; the concept of Bruner, Piaget and Vallon.

 

Рисунок 1. Нейроны головного мозга под электронным микроскопом

 

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Мыслительная деятельность человека и понятие им общих принципов  теории дают нам единственно возможный правильный ответ - это научный метод, математические науки  и теория познания. Однако, имея дело с живым человеком, его эмоциями важно понимать, как обращаться с человеческим  мозгом. На этом строится современная когнитивная психология, поведенческая экономика и здравый смысл. Мозг человека самое сложное живое построение во Вселенной, кроме самой Вселенной. У человечества очень мало шансов к ее познанию [2.с.10-115].

Если говорить, о техническом подходе к описанию деятельности мозга, то живые существа, у которых он есть, является в качестве организатора всей жизнедеятельности. Движения мельчайших частей тела и его систем не происходит само, если мозг не дает команды, сигнала, алгоритма, на взаимодействие с внешним миром в котором находится человек в данный момент [3.с.31–37].

Т.е. это инструмент, которое живое существо делает жизнеспособным, в том числе приспособленным к конкретной ситуации. Все попытки исследователей ответить на вопрос о том, как работает человеческий мозг, в течении последних 150 лет значительного прорыва не показали…и все последующие попытки прояснить остаются иллюзорными.

Наука продвинулась в исследовании составляющих мозга, в т.ч. самые очень мелкие его части нейроны. Изучены и открыты гены и их взаимодействие в мозгу, их управление рабочей памятью, взаимосвязь с звукопроизводством и звуковосприятием. Это сложнейшая система человека из всего массива знаний о человеческом организме в целом. Однако нынешний подход в изучении проблемы человеческого интеллекта в значительной степени понимается чисто с технической точки зрения. Вместе с этим известно, что основой в нервной системе человека является нейрон [3.с.131–137].

Это клетка, как и все другие клетки организма, но только особая. Ее особенность в том, что она организована как все остальные клетки, действует только в нервной системе.

Это основная клетка и там их по утверждению специалистов запредельное количество. Справочники называют это число около 100,0 миллиардов нейронов, а возможные связи между каждым из них превосходят возможности современной вычислительной техники в разы потому что, у каждой из этих клеток количество связей может насчитываться до 50 тысяч. Если пересчитать, то тогда получится количество связей в мозгу это квадриллион. 

Поэтому, говоря о работе самого человеческого мозга и приравнивание его к компьютеру или подобным технологиям это весьма 39.5% грубое сравнение…Человеческий мозг это совсем не тот компьютер, с которым мы привыкли иметь дело. Имеющее место расхожее утверждение об использовании человеком якобы до 3% от всего объема мозга не выдерживает никакой критики.  

Представители научной отрасли, которые занимаются созданием искусственного интеллекта, имеют смелость заявлять с некоторых пор, а именно с 1956 года о его создании к 2050 году... Говоря о возможностях человеческого интеллекта в информационных единицах, они не так велики, и по данным В.М. Лившица следует, что согласно проведенным экспериментам, человек успевает за всю жизнь использовать лишь незначительную долю, не более 45*109 бит информации. Процесс мышления человека подчиняется закономерности, которую В.М. Лившиц называет «принципом А.Н. Колмогорова» и имеет волновую форму

Современная психолингвистика содержит базовые положения когнитивной психологии, а ее анализ строится на проведении аналогии/сравнения/ между процессами преобразования информации в вычислительном устройстве и когнитивными процессами у человека [4.с.150—162].

Исследования показали, наличие и использование в ходе мозговой деятельности многочисленных структурных составляющих познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). При этом отсутствие научной базы описания работы отдельных систем мозга, таких как субъективный подход индивида к конкретной задаче, механизм наследственности и т.д. делает эту проблему недостижимой в нескольких будущих поколениях. Парадигма Пиаже (1966г.) основывается на том, что развитие мыслительных процессов представляет собой результат попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Таким образом, внешнее воздействие способствует видоизменению прежние структуры активности мозга или вырабатывать новые в конкретных условиях [4.с.142—162].

Данный процесс приспособления  к новым условиям использует два механизма, а именно: 

1. Ассимиляция /ассоциативное мышление/ - это умение приспособить новую ситуацию к существующим структурам. 

2. Аккомодация - это способы решения новой задач с использованием подтверждающего эффекта в конкретной ситуации. На стадии формальных операций свое развитие получает эвристический подход (развивается абстрактное и понятийное мышление).

Согласно этой концепции Пиаже изучено и описано, что лишь часть людей /25-50%/ способно использовать абстрактное мышление продуктивно, применяя в практике человеческой деятельности. Пиаже благодаря своим исследованиям выделяет в каждой стадии свои подстадии, или выражаясь по другому фазы. Сенсомоторная стадия характеризуется фазой функционирования  наглядно-действенного или наглядно-образного мышления. Неврологи  из Каролинского института (США) обнаружили, что систематическая тренировка памяти приводит к резкому изменению в количестве рецепторов в структурах синапса, участвующих в механизмах памяти, эмоций и обучения.

Русский психолог начала XX века Лев Семенович Выготский один из корифеев отечественной психологии связал психологию с педагогикой и образованием. Наиболее продуктивным является развитие умений и навыков работы с информацией. Для осуществления начальной обработки информационных потоков внешней среды, необходимо научиться эффективно направлять своё внимание на существенную информацию, воспринимать и находить её. Поэтому для ее сохранения необходимо развитие памяти [10.с3-68],…используя тренировку мозговой деятельности и регулярно нагружая мозг разноообразными задачами создавать новые нейронные связи, которые носят название синапсы.

 

Уоррен Баффетт 

Американский предприниматель, крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов, состояние которого на 1 марта 2015 года оценивалось в 72,7 млрд долл. США. Уоррен Баффетт является одним из самых богатых людей в мире…

Старше 80 лет, но по-прежнему успешно играет на бирже и в бридж…

Заключение

В силах каждого человека выбрать такой образ жизни, который приведет к укреплению здоровья, омолаживанию   организма не на годы, а на десятилетия по сравнению с его истинным биологическим возрастом и позволит реализовать весь невообразимый потенциал.

                                                    / Маджит Футих, известный невролог/

 

Рисунок 3. Лимбическая система - нейронная основа эмоций

 

Список литературы:
1.Бек А. Техники когнитивной психотерапии //Московский психиатрический журнал. Спецвыпуск по когнитивной терапии-1996.-№3.-С.40-49. /дата обращения-25.01.2017г./
2. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружи-
нина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.ISBN5-9292-0034-3
/дата обращения-25.02.2017г./
3.Когнитивная психология: история и современность / Фаликман М. и Спиридонова В.. — Ломоносов, 2011. — 384 с. — (Прикладная психология). — ISBN 978-5-91678-008-6 /дата обращения-25.02.2017г./
4. Лившиц В. М.Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды // Труды по психологии ТГУ. — Тарту, 2009 — С. 139—10.    (дата обращения-25.02.2017г.)
5.Лившиц В. М. К истории изучения волн обучения // Вопросы психологии — 2006. — № 6. — С. 160—162. (дата обращения-25.02.2017г.)
6. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб. 2009. /дата обращения-25.01.2017г./
7.Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь.  - Спб. 2007. /дата обращения-25.01.2017г./
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - РнД., 2008.
 9. Солсо Р. Когнитивная психология. — 6-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-182-4/дата обращения-25.01.2017г./
10.Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб. 2001г. (дата обращения-25.02.2017г.)
11.Фаликман М.В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. №3.С.31–37.URL: http://www.psyanima.ru/journal/2012/3/2012n3a2/2012n3a2.1.pdf. (дата обращения 25.02.2017)