Статья:

Современные материалы в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Афанасьева М.А. Современные материалы в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 57-60.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные материалы в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ

Афанасьева Марина Анатольевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Маленьким детям довольно сложно называть свои чувства, и не слишком нравится, тем более им сложно их проанализировать. Арт-терапия помогает детям разобраться в себе, в своих эмоциях. В настоящее время появились новые, интересные, материалы, дающие прекрасную возможность для развития творческих способностей ребенка, его самовыражения, простой и действенный способ научить малыша выражать свои чувства, переживания, эмоции.

 

Ключевые слова: Арт-терапия; современные материалы; кинетический песок; кинетический пластилин; дошкольный возраст; дети; игра; развитие.

 

При работе с маленькими детьми очень заметно, что называть свои чувства им сложно, да и не слишком нравится, а уж анализ чувств - трудное занятие даже для взрослого человека, не то что для дошкольника.

Дети предпочитают “прятать” свои чувства в фантазии - в рисунки, скульптуры, сказки, истории, песочные картины.

Этот язык более  понятен детям. Чтобы понять ребенка и помочь ему самому разобраться в себе используется арт-терапия.

Для коррекционно-развивающей работы у психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, должен быть целый арсенал арт-терапевтических методик, используемых вместе с любой теоретической базой.

Для арт-терапии ребенку не нужны развитые навыки общения, психологу достаточно создать доброжелательную атмосферу и организовать процесс проведения арт-терапевтического занятия. Фактически все дети любят заниматься творчеством в какой-либо его форме, поэтому занятие арт-терапией воспринимается как игра, интересное времяпрепровождение.

Арт-терапия позволяет учитывать интересы ребенка, его уникальность.

Разновидностей такой терапии множество.

В дошкольном образовательном учреждении педагог-психолог использует наиболее доступные из них. Как правило это изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия, пластическое моделирование.

Современные технологии позволяют создавать очень интересные материалы для песочной терапии и пластического моделирования. Один из таких материалов - кинетический песок. Или, как его еще называют, космический, волшебный песок. За что же ему дали такие интригующие названия?

Кинетический (космический) песок - это продукт, на 98% состоящий из кварцевого песка и на 2 % - из особого полимера. Именно благодаря этому полимеру песок приобретает свои “космические” свойства - он пластичен, текуч, дотронешься до него и он оживет, его движение завораживает и взрослых и детей. В своей текучести он напоминает мокрый кварцевый песок, но в отличии от него кинетический песок никогда не высохнет и сохраняет свои текучие свойства.

Структура песка прочная и пористая одновременно. Мягкий и пушистый, приятный на ощупь, он способен принимать и сохранять любую форму. Рыхлый, но из него можно строить любые фигурки.

Небольшим прикосновением созданную фигурку можно превратить в обычную песчанную бесформенную массу.

С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. При работе с ним не остается следов на руках, одежде или поверхности.

В отличии от обычного кварцевого песка кинетический песок дает ребенку другие тактильные ощущения, обогащает сенсорное восприятие.

Он может использоваться как прекрасное расслабляющее средство, замечательно снимающее стресс. Развивает чувственное восприятие, креативность, мелкую моторику, расширяет кругозор, активизирует речевую деятельность.

Как и с обычным песком при работе с кинетическим песком используются разнообразные мелкие фигурки. Разыгрывая в песке различные сюжеты в контексте сказочного мира ребенок имеет возможность изменить дискомфортную для него ситуацию.

При работе с кинетическим песком, создании какой-либо постройки,  у ребенка не возникает разочарования, как в рисовании, когда результат изображения зависит от уровня развития художественных навыков.

Благодаря кинетическому песку у малышей есть возможность лепить любимые куличики круглый год.

Современный материал для пластического моделирования - кинетический пластилин. Этот материал на 75 % состоит из свехлегких частиц и на 25% из нетоксичного полимера. Благодаря такому сочетанию кинетический пластилин обладает уникальными свойствами: он очень легкий и упругий, его можно растягивать, из него можно строит большие объекты и они не растекаются под собственной тяжестью. Если резко надавить на такой пластилин он станет тугим, превратиться в отличный мячик, который прыгает и не распадается на куски. Чем нежнее и мягче воздействие, тем он более податливый и тянущийся. Нагревшись от тепла рук такой пластилин становится мягким, легким и пушистым. Отлично держит форму. Вылепленные фигурки могут плавать в воде, их можно обжигать, как глину.

В отличии от обычного пластилина кинетический пластилин сразу готов к работе - его не нужно разогревать, разминать, он легко смешивается, если нужно получить новый цвет.

Это яркий материал, который привлекает детей, поэтому часто помогает найти контакт с замкнутым, недоверчивым ребенком.

Учитывая легкость работы с кинетическим пластилином его можно использовать в арт-терапии с маленькими детьми, у которых мышцы рук еще недостаточно окрепли и им сложно разминать обычный пластилин.
Во время занятия ребенок может создавать любые фигуры, с легкостью изменяя их по своему усмотрению, что позволяет малышу самовыражаться, проявлять детскую фантазию.

С его помощью можно отреагировать гнев, агрессию, страх, вину.

В процессе лепки ребенку необходимо выбрать подходящий цвет пластилина, смешать его для получения нового цвета, что способствует развитию творческого мышления. Происходит своего рода еще и “лечение” цветом. Цветовая терапия успокаивает, позволяет отвлечься.

Работа с подобным податливым материалом улучшает мелкую моторику, повышает самооценку (у ребенка получается достигать поставленной цели), учит успешно справляться со стрессовыми (тупиковыми) ситуациями, улучшает самочувствие ребенка (после работы с таким материалом дети ощущают внутреннее удовлетворение).

Использование кинетического песка и кинетического пластилина - прекрасная возможность для развития творческих способностей ребенка, его самовыражения, простой и действенный способ научить малыша выражать свои чувства, переживания, эмоции.

 

Список литературы:
1. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. - СПб.: Издательство “Детство-пресс”,  2019
2. Вальдес Одрисола М.С., Колягина В.Г. Арт-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нормальным и нарушенным развитием. - М.: Национальный книжный центр, 2017
3. Выготский Л.С. Психология. - М., издательство ЭКСМО-Пресс, 2000
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - СПб., Речь, 2019
5. Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2016