Статья:

Логико-психологические основы формирования навыков критического мышления

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Мозжухина Ю.Н. Логико-психологические основы формирования навыков критического мышления // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 69-73.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Логико-психологические основы формирования навыков критического мышления

Мозжухина Юлия Николаевна
магистрант, факультет иностранных языков, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

LOGICAL AND PSYCHOLOGICAL PRINCIPLES OF CRITICAL THINKING SKILLS DEVELOPMENT

 

Julia Mozzhukhina

candidate for a master's degree, faculty of foreign languages, Bryansk State University, Russia, Bryansk

 

Аннотация. В данной статье подчёркивается необходимость учёта логических и психологических особенностей функционирования когнитивных процессов в условиях формирования навыков критического мышления. Описываются подходы психологов к определению границ критичности мышления. Большое внимание уделяется рассмотрению логического компонента в условиях необходимости оценивания массива информации. В статье приводится механизм возникновения логических ошибок восприятия, которые препятствуют объективной критической оценке.

Abstract. The article deals with the consideration of necessity of logical and psychological fundamental principles of cognitive functioning in the process of critical thinking skills development. The psychologists' approaches to defining the notion of critical thinking are described. Much attention is given to the analysis of the logical component while assessing a bulk of information. The article presents the mechanism of logical errors appearing which prevents a person from objective critical assessment of data.

 

Ключевые слова: критическое мышление; теория аргументации; автономность тезиса; достаточность аргументации.

Keywords: critical thinking; theory of reasoning; sustainability of an argument; abundance of arguments.

 

Эффективность деятельности, выполняемой субъектом, зависит от уровня проявления искаженности мышления при восприятии поступающей информации и последующей реакции на неё. Научное подтверждение того, что ошибки восприятия являются характеристикой поведенческих моделей, привело к возрастанию потребности в формировании и последующем развитии навыков критического мышления.

Умение критически оценивать массивы информации представляет собой сложный процесс применения законов логики в целях установления причинно-следственных связей в условиях необходимости определения психологического окружения. Следовательно, при формировании навыков критического мышления необходим учёт мер по предотвращению как возможных логических несоответствий, так и психологических ошибок.

Прежде всего, важно определить границы понятия ‹‹критическое мышление››. Существует ошибочное мнение о том, что каждый человек наделен способностью мыслить критически, так как ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью принимать решения, выбирать что-либо, следовать какой-либо идее и т.д. Профессор Д. Клустер, один из авторов технологии развития критического мышления, объясняет ошибочность данной позиции тем, что критичность мышления проявляется не в понимании и осмыслении того, что уже существует, а в оценке, развитии и применении исследуемых идей [Клустер 2005]. К «некритическому» мышлению психолог относит запоминание, понимание и интуитивное мышление. Данные процессы не подразумевают некую новацию в качестве результата мыслительной деятельности, следовательно, критическая оценка отсутствует. Более того, Д. Клустер отмечает неотъемлемость самостоятельности, индивидуальности процесса критического оценивания информации. Учащийся задаёт вопросы, устанавливает связи, оценивает соответствие приведённой аргументации тезису, обнаруживает проблемы, связанные с исходной. Д. Ричардсон, основатель международной образовательной организации ‹‹School of Thought››, также подчёркивает границу критичности мышления, определяя его как установление новых связей между уже знакомыми явлениями [Richardson https://ed.ted.com/on/Iw30aFao]. По мнению психолога Д. Бина, задача педагога состоит в том, чтобы направить внимание учащегося на многообразие окружающих его проблем. Данная идея развивалась также в трудах психолога и педагога П. Фрейре: он полагал, что образование требует переориентирования целей и содержания − от «накопительной» сущности процесса обучения к «проблемно-постановочной» [Севастьянов 2017]. Немаловажным психологическим аспектом, присущим критическому мышлению, также является его социальность. Действительно, в дискуссии человек склонен убеждаться в собственной точке зрения или же признавать её неверной в силу валидных контраргументов со стороны оппонента.

Однако, согласно статистическим данным, наиболее ярко-выраженной характеристикой критического мышления является умение выстраивать исчерпывающую аргументацию рассматриваемого тезиса. Данный аспект находится на стыке психологии и логики. Учёные признали, что на этапе аргументации более весомую роль выполняет развитость логического мышления. С точки зрения логики, критическое мышление представляет собой оценку аргумента. В процессе оценивания поступающей информации наиболее часто возникает трудность в установлении причинно-следственных связей. Следовательно, имеет место искаженная оценка аргумента, т.е. сбой в процессе критического осмысления информации. Причиной возникновения искажений выступает нарушение логических законов теории аргументации. Рассмотрим их подробнее.

Теория аргументации определяет аргумент как некое суждение, которое подтверждает истинность исходного тезиса [Непряхин 2017]. Другими словами, существуют установленные законы логики, которым должен соответствовать тезис и аргумент. Нарушение соблюдения данных законов ведет к ошибкам восприятия информации. Согласно данным законам, основное правило, которому должен соответствовать тезис, − ясность изложения. Действительно, чётко сформулированный тезис позволяет избежать двусмысленности и последующей избыточности аргументов. Так, например, тезис вида «Человек должен следовать нормам» не является понятным, так как нет указания того, о каких нормах и о каком обществе идёт речь. Также тезис должен соответствовать требованию автономности, т.е. на протяжении процесса аргументации не должна произойти подмена или расширение исходного тезиса [Никифоров 2003]. Это требует внутреннего самоконтроля, так как говорящий, желая доказать истинность утверждения, способен переключиться на смежную тему и развить ошибочные логические цепочки. Несоблюдение данного правила может привести к двум ошибкам: подмене или потере тезиса.

Также необходимо рассмотреть правила, которым должны соответствовать аргументы. Прежде всего, аргумент должен быть истинным и доказанным. Лишь те аргументы, которые не вызывают сомнений, воспринимаются публикой как исчерпывающие. Здесь возможно возникновение двух ошибок: приведение ложного аргумента (ссылка на несуществующее событие, очевидцев и т.д.) и предвосхищение обоснованности (личная убежденность в истинности аргумента, который не был доказан). С последним связано понятие ‹‹голословности›› аргумента. Например, использование таких сочетаний, как: «все об этом говорят», «все так считают» и т.д. Следующим правилом является наличие достаточной аргументации. Данное правило указывает на демонстрацию лишь тех аргументов, которые в своей совокупности доказывают истинность тезиса. Возможны две ошибки, связанные с реализацией данного правила: недостаточность и избыточность аргументации. В первом случае наблюдается неполноценный анализ данных, во втором случае − приводимые факты избыточны, что вызывает интуитивную настороженность слушателей в отношении честности говорящего. Третьим правилом, тесно связанным с достаточностью аргументации, является её непротиворечивость [Никифоров 2003]. Безусловно, наличие фактов, противоречащих друг другу, не подтверждает истинность тезиса. Рассмотренные логические требования к критической оценке поступающей информации можно представить в виде схемы (см. Рис.).

 

Рисунок. Логические ошибки в процессе критического оценивания информации

 

Таким образом, в процессе формирования навыков критического мышления необходим учёт психологических основ восприятия поступающей информации, а также законов логики, которым она должна соответствовать. Знания о законах функционирования процессов мыслительной деятельности позволяют находить наиболее эффективные способы формирования навыка критически мыслить и оценивать массивы информации.

 

Список литературы:
1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. Москва: 2005 (№ 4). – C. 66–72. 
2. Клустер Д. Критическое мышление и новые виды грамотности. − М.: ЦГЛ, 2005. − 80 с.
3. Непряхин Н. Убеждай и побеждай. − М.: Альпина Паблишер, 2017. − 256 с.
4. Никифоров А.Л. Логика и теория аргументации. − М.: Российский Открытый Университет, 2003. − 140 с.
5. Савостьянов В.О. Критический подход к образованию в работах бразильского философа и педагога Паулу Фрейре // Педагогический журнал. Пенза: 2017 (№ 2А). – С. 213–221.
6. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Москва: 2003 (№ 6). – С. 97–110.
7. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000. – 240 с.
8. Шакирова Д.М. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологий. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. − 304 с. 
9. J. Richardson. How to think, not what to think. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: [https://ed.ted.com/on/Iw30aFao]. − Дата обращения 6.01.18. − [интернет-ресурс 1].