Статья:

Экспериментальное исследование по организации психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Ерина А.С. Экспериментальное исследование по организации психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Экспериментальное исследование по организации психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста

Ерина Анастасия Сергеевна
магистрант, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

EXPERIMENTAL STUDY ON THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF DIFFICULTIES IN CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE LEARNING

 

Anastasia Erina

Master student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены три этапа экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста, а также представлены результаты данного исследования.

Abstract. This article examines three stages of experimental work on the psychological and pedagogical correction of learning difficulties in children of primary school age, and also presents the results of this study.

 

Ключевые слова: младший школьный возраст; трудности в обучении; дети младшего школьного возраста с трудностями в обучении; психолого-педагогическая коррекция.

Keywords: primary school age; learning difficulties; children of primary school age with learning difficulties; psychological and pedagogical correction.

 

Младший школьный  возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В условиях информатизации общества, повышения социальных требований к современному школьнику и, вследствие этого, интенсификации учебного процесса, особенно актуальной становится проблема трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста.

Трудности обучения в начальных классах существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в этот период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении школьной программой.

К категории детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии [9].

Для обучающихся младшего школьного возраста с трудностями в обучении характерны следующие основные особенности: незрелость эмоционально-волевой сферы; сниженная способность к приему и переработке информации по параметрам объема, точности и скорости; бедность словаря с наличием негрубых аграмматизмов; трудности фонетико-фонематического анализа; недоразвитие моторики на разных уровнях организации движений; нарушение пространственного восприятия, бедность и недифференцированность образов представлений; нарушение произвольности внимания; несформированность саморегуляции интеллектуальной деятельности; недоразвитие мнестической деятельности; недоразвитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности; нарушение формирования всех компонентов речевой системы (фонетической, лексической, грамматической), низкий уровень развития умения планировать, темп усвоения и выполнения заданий у них бывает более медленный, чем у остальных учеников, отсутствие необходимого уровня познавательной активности, отставание в интеллектуальной работе усиливается нарастающими эмоциональными отрицательными переживаниями.

По мнению Н. П. Локаловой, трудности в обучении − это субъективное переживание несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося. Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития [5].

Выделяют следующие группы трудностей в обучении младших школьников: трудности овладения чтением (дислексия), письмом (дисграфия) и счетом (дискалькулия), трудности, связанные с функциями программирования и контроля действий, с функциями переработки слуховой информации, с холистической стратегией переработки информации, вызванные особенностями темперамента обучающихся(излишняя медлительность или торопливость) [1].

Психолого-педагогическая коррекция − это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития [4].

Спецификой психолого-педагогической коррекционной работы трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста является акцент на формировании учебной деятельности и коррекции ее недостатков (формировании учебной мотивации, общеучебных интеллектуальных умений, развитии личностных компонентов познавательной деятельности); развитии уровня психических функций, которые обеспечивают учебную деятельность (зрительного восприятия, пространственной ориентировки, фонематического восприятия и др.); формировании базовых представлений и умений (об окружающем, количественных, графических и др.), которые нужны для усвоения программного материала, применении интерактивных методов (психогимнастика, музыкотерапия, арттерапия, сказкотеропия), организации соответствующей работы педагогов, психологов и родителей по преодолению имеющихся трудностей в обучении [4].

Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста была организована на базе МБОУ НОШ № 24 г. Михайловска. В исследовании участвовали дети 2«Д» класса в составе  7 человек  (6 мальчиков, 1 девочка) и 2 «Е» класса в составе 7 человек (4 мальчика, 3 девочки).  2 «Д» класс составил экспериментальную группу, 2 «Е» − контрольную. Средний возраст обучающихся 8-9 лет. Программа проведения исследования проводилась в течение учебного года и предусматривала три этапа.

На констатирующем этапе для диагностики трудностей в обучении использовались следующие методики: «Запомни и расставь точки», «Долговременная память», «Определение точности и скорости восприятия младших школьников» «Простые аналогии», Л. Ф. Тихомировой, шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилберга − Ю. Л. Ханина, «Изучение мотивации обучения у младших школьников М. Р. Гинзбурга [4], [5].

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что внимание, память, мышление, восприятие, развиты преимущественно на низком уровне. Дети в большинстве случаев не могут самостоятельно выполнять задания. Высокий уровень тревожности у одного человека в экспериментальной группе, три человека со средним уровнем тревожности и три с низким. В контрольной группе преобладание низкого уровня тревожности. Уровень мотивации в обеих группах высокий, что говорит о преобладании учебного мотива, но дети также учатся для получения хорошей отметки, что говорит о присутствии мотива получения отметки.

Анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента,  пришли к выводу о необходимости разработки программы  психолого-педагогической  коррекции, направленной на преодоление трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста.

Психолого-педагогическая программа коррекции, направленная на преодоление трудностей в обучении детей младшего школьного возраста включает три раздела: работа с детьми − индивидуальные и групповые практические занятия для обучающихся, обеспечивающих развитие познавательных процессов; эмоционально-волевой, личностно-мотивационной сферы младших школьников; снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы, проводимых во внеурочное время; работа с педагогами − индивидуальные консультации для педагогов, педагогические советы, методические семинары по проблеме преодоления трудностей в обучении младших школьников; работа с родителями  − индивидуальные и групповые консультации родителей. Также в программе представлены методические рекомендации для родителей по преодолению трудностей в обучении детей младшего школьного возраста. Разработанная программа может быть предложена к использованию в практической работе педагога-психолога и учителя начальных классов.

На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика и получены данные об эффективности программы психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста.

Итоговый  анализ результатов контрольного этапа показал, что средний уровень развития психических процессов детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении в экспериментальной группе на контрольном этапе увеличился на 42%, появился высокий уровень 14% по методике «Долговременная память», свидетельствует о снижении уровня тревожности. Полученные данные позволяют заключить, что разработанная программа психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста обеспечивает положительную динамику успешности обучения таких детей.  Дети стали увереннее в себе, появилась познавательная активность, увеличился объем внимания и памяти, меньше отвлекаются, проявляют самостоятельность к выполнению заданий.

Таким образом, представленные результаты экспериментального исследования по организации психолого-педагогической коррекции свидетельствуют об эффективности психолого-педагогической программы коррекции, направленной на преодоление трудностей в обучении, которая   обеспечивает положительную динамику развития психических процессов, снижения уровня тревожности, повешения учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении.

 

Список литературы:
1. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. − М.: Эксмо, 2009. − 464 с.
2. Гильбух З. Ю.  Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия / Под ред. З.Ю. Гильбуха. − Киев, 2003.− 314 с.
3. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 228 с.
4. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / [Г. Ф. Кумарина и др.]; под ред. Г.Ф. Кумариной. − М.: Издательский Центр «Академия», 2001. − 320 с.
5. Локалова Н. П.  Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – М.: «Ось-89», 2007. – 117 с.