Статья:

Основные риски проявления девиантного поведения в дошкольном возрасте

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Юридическая психология

Выходные данные
Пащенко О.Н. Основные риски проявления девиантного поведения в дошкольном возрасте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 104-109.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные риски проявления девиантного поведения в дошкольном возрасте

Пащенко Ольга Николаевна
магистрант Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), РФ, г. Таганрог

 

MAIN RISKS OF DEVIANT BEHAVIOR IN PRESCHOOL

 

Olga Pashchenko

Master's student of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of the federal state budgetary educational institution of higher education Rostov State Economic University (RINH), Russia, Taganrog

 

Аннотация. В данной статье автор ставит перед собой цель рассмотреть основные факторы развития девиантноего поведения в дошкольном возрасте. Проведение анализа причин возникновения отклоняющего поведения позволяет определить методы корригирующего направления в дошкольном возрасте. Данная статья рекомендована педагогам-психологам, родителям, воспитателям дошкольных учреждений.

Abstract. In this article, the author aims to consider the main factors in the development of deviant behavior in preschool age. Analysis of the causes of deviant behavior allows us to determine the methods of corrective direction in preschool age. This article is recommended for educational psychologists, parents, preschool educators.

 

Ключевые слова: девиантное поведение; младшие дошкольники; дисфункциональне семьи; факторы возникновения отклоняющего поведения;  педагогика; семья; социум.

Keywords: deviant behavior; younger preschoolers; dysfunctional families; factors of deviant behavior; pedagogy; family; society.

 

В настоящее время в современном обществе происходят серьезные изменения, которые способствуют возникновению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К большому сожалению, с каждым годом растет количество дошкольников, агрессивные и конфронтационные действия которых в лучшем случае удивляют. Неприемлемые антиобщественные действия, отсутствие интереса к учебе, неумение общаться в группе детей − все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Девиантное поведение − это отклонение от нормы. Когда этот термин используется для описания поведения ребенка, это означает, что его действия не укладываются в общепринятые рамки, эти действия выходят за рамки установленных норм [2]. Причины девиантного поведения в дошкольном возрасте очень разнообразны и сложны. Указать, какая из этих причин является определяющей в каждом конкретном случае, практически невозможно. По большей части, основная причина девиантного поведения − это комплекс социальных и биологических факторов, особенности физиологического и психического развития ребенка, а также особенности окружающей среды.

Девиантное поведение маленьких детей и подростков − это социальная проблема, и главная причина − неблагоприятное семейное окружение [1, с. 82]. Понятие «семейная проблема» включает в себя несколько отрицательных характеристик: внутрисемейные отношения, дефекты их количественного, структурного, гендерного и возрастного состава, взаимоотношения членов домохозяйства с различными внешними социальными институтами.

Дисфункциональным семьям, в которых создаются условия повышенного риска девиантного поведения ребенка, свойственны следующие факторы:

Первый фактор – это неполная семья, в которой воспитанием ребенка занимаются только мама или папа (или даже бабушка и дедушка). Воспитательный потенциал такой семьи формируется педагогическими, моральными, психологическими и материальными факторами. Отсутствие родителя имеет значение, поскольку ребенок, у которого нет мамы или папы, теряет целый мир эмоциональных и моральных отношений. Но даже неполная семья с трудностями в обучении иногда приносит ребенку больше пользы, чем полная, но неполная семья.

Вторым фактором является конфликтная семья, характеризующаяся психологическим стрессом во взаимоотношениях, отсутствием взаимопонимания, различиями во взглядах, интересах, потребностях и установках. В такой семье мир − это временное обязательство. Частые конфликты и психологическое напряжение негативно сказываются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения непосредственно провоцируют множество отклонений детской психики, что выражается в особенно выраженных формах девиантного поведения.

Следующим фактором является то, что в асоциальной семье предпочтение отдается антиобщественным наклонностям и паразитическому образу жизни, а ее члены часто совершают противоправные действия.

Так же, хотелось бы обратить внимание на то, что в семьях, ведущих «алкогольный образ жизни», основное беспокойство вызывает употребление алкогольных напитков. В такой семье нет социально положительных функций.

Необходимо отметить тот фактор, при котором отличие формально благополучной семьи заключается в том, что потребности и жизненные цели ее членов разрознены, нет взаимного уважения [6, с. 102]. Необходимые задачи, в том числе воспитание ребенка, выполняются формально.

Многочисленные исследования показали, что для неблагополучных семей характерны такие виды неадекватного образования как:

- скрытая халатность: родители выполняют свои обязанности чисто формально;

- излишняя строгость и требовательность к малышу;

- эмоциональное неприятие;

- чрезмерно оберегающее, чрезмерное и необоснованное преклонение перед ребенком.

Неблагоприятное семейное окружение и неподходящие методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение строить отношения с окружающими − все это может стать предпосылкой для проявления девиантного поведения у дошкольника.

К педагогическим причинам возникновения девиантного ребенка смело можно отнести то, что нередко взрослые, требующие от ребенка дисциплины, приверженности культуре поведения, наталкиваются на вопрос дошкольника «Почему?». Ответить нужно своевременно и обоснованно. Если взрослые не могли или не хотели объяснять ребенку суть того или иного требования, результатом является формирование у ребенка искаженного представления об общепринятых нормах. Несоответствие утверждений взрослых и реального нарушения ими этих утверждений − негативный пример для ребенка. Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В том случае, если взрослые не в полной мере учитывают личностные, возрастные и психологические особенности малыша, увеличивается вероятность ошибок в оценке своих способностей. А это приводит к появлению конфликтов и ненормальных проявлений в поведении.

У младших дошкольников отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. Ребенок может очень бурно реагировать на ограничение, наложенное родителями: крик, пинки или тяжелое дыхание. Если родителям удастся игнорировать прихоти и требования малыша, научиться отвлекать его в моменты инфантильной злости, такие нежелательные проявления в последствии можно будет избежать. Необходимо учесть, что до 5 лет считаются в пределах нормы такие отклонения в поведении детей.

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба эмоций». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки родителей могут привести к тому, что ребенок будет поглощен собственными эмоциями. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

Основные проблемы детей с девиантным поведением − это их неспособность контролировать себя и эффективно взаимодействовать с другими. Для устранения искажений эмоциональной реакции и сложившихся стереотипов поведения, для восстановления полноценного контакта между малышом и его спутниками были определены такие решения как  формирование у ребенка интереса к окружающим людям и стремления их понимать, закрепление коммуникативных навыков, базовых знаний правил поведения, развитие соответствующих поведенческих навыков [2].  Необходимо научить ребенка правильно оценивать себя, уравновешивать свои эмоциональные состояния, развивать умение общаться в разных ситуациях, используя разные формы.

Коррекционные методы поведения должны основываться на организации занятий, которые интересны ребенку. Поскольку основным занятием дошкольников являются игры, их в большинстве своем используют для развития коммуникативно-эмоциональной сферы. Это такие игры как коммуникативные и подвижные, сюжетные, где разыгрываются «сложные ситуации»,  ритмические игры со словами, читать и обсуждать сказки.

Последний пункт заслуживает особого внимания. Ведь сказки тесно связаны с играми, а потому сказочная терапия − одно из направлений коррекции и профилактики девиантного поведения у дошкольников. Сказки помогают сформировать у ребенка представления о «добре» и «зле», раскрывают его творческий потенциал, учат правильно оценивать как свои, так и чужие действия. Малышу дошкольного возраста сказка чрезвычайно привлекательна. Это позволяет свободно фантазировать и мечтать. При этом сказка для ребенка − это не только фантазия и выдумка, но и особая реальность, расширяющая рамки повседневной жизни. В сказке можно встретить сложные чувства и явления, понять мир переживаний взрослых так, как его понимают дети.

Кроме того, у маленьких детей очень развит механизм идентификации. Другими словами, малыш легко объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что малыш понимает всю глубину человеческих отношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок познает моральные ценности и нормы. Ребенку с девиантным поведением, помимо игр и корректирующих действий, необходимы твердый распорядок дня и правильное питание, контроль над шоу и фильмами, показываемыми по телевидению. А родителям нужно проявить терпение и понимание, чтобы научиться управлять собой.

Сегодняшняя жизнь характеризуется переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь, это человеческие отношения. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые окончательно не сформированы. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, а дети постоянно становятся объектами не всегда успешных педагогических экспериментов. В конечном итоге все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения у детей младшего возраста и более позднего подросткового возраста.

 

Список литературы:
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.  − М. : Издательство Юрайт, 2017. − 195 с.
2. Бокалина Н. А. Девиантное поведение дошкольников.  // Молодой ученый. − 2019. − № 47 (285). − С. 451−453. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://moluch.ru/archive/285/64222/ (дата обращения: 09.12.2020).
3. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. − М.: Издательство Юрайт, 2019. − 425 с. 
4. Гукин Дэн. Воспитание детей. − М.: Диалектика, 2016. − 304 c.
5. Турченко В. И. Дошкольная педагогика. − М.: Флинта, 2016. − 256 c.
6. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология. − Люберцы: Юрайт, 2016. − 367 c.