Статья:

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА (ПДК) «РЕЧЬ: ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Гутенева Н.В., Садовски М.В. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА (ПДК) «РЕЧЬ: ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 24-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА (ПДК) «РЕЧЬ: ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Гутенева Наталья Владимировна
магистрант Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород
Садовски Марина Владимировна
канд. филос. наук, доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

 

Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи – это одна из серьезнейших проблем дошкольной  педагогики.

Недоразвитие речи неблагоприятно воздействует на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, мешают овладению знаниями. Вследствие этого главной задачей для дальнейшего успешного обучения дошкольников в школе является обучение в дошкольном учреждении умениям и навыкам связной монологической речи. Особое внимание при этом нужно уделять детям с общим недоразвитием речи. 

Малоэффективным оказывается способ исследования, при котором используются общеизвестные методические рекомендации, рассчитанные для нормативно развивающихся дошкольников. Пересказы по аналогии, образцу результата не дают, т.к. дошкольники допускают большое количество ошибок как в последовательности передачи мысли (т.е. логические), так и в оформлении мысли средством языка (т.е. речевые).

Перспективным направлением совершенствования процесса логопедического обучения дошкольников с общим недоразвитием речи считается внедрение инновационных дидактических игр в занятия по развитию связной монологической речи, а также на других видах логопедических занятий.

В связи с этим возникает практическая необходимость в определении и отборе дидактических игр, направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Применение дидактических игр, которые входят в состав программно-дидактического комплекта (ПДК) «РЕЧЬ:ПЛЮС», позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОНР; охватывают все направления речевого развития детей: словарь, грамматику, произношение, связную речь, грамоту.

Применение дидактических игр, которые входят в состав программно-дидактического комплект (ПДК) «РЕЧЬ:ПЛЮС» позволит педагогам существенно увеличить эффективность процесса развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также поможет научить детей составлять связные речевые высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме и сочинению рассказа по замыслу, придумыванию нелепиц и небылиц. Работа по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами инновационных материалов программно-дидактического комплекта (ПДК) «РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» основной образовательной программы «Вдохновение» была организована по следующим направлениям:

-Составление простых распространенных предложений.

-Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

-Обучение детей составлению описательных рассказов по темам.

-Работа над связной монологической речью с использованием литературных произведений.

-Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок.

-Составление описательных рассказов по сюжетной картине, по серии картин, из опыта.

-Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами.

-Обучению детей составлению творческих рассказов.

Для работы по данным направлениям авторы программы «Вдохновение» предлагают использовать «Речевые кубики». В набор входят 10 мягких кубиков 4 цветов: 3 красных обозначают действующие лица-семья, профессии и фантастические животные; 2 зеленых кубика обозначают предметы, с помощью которых можно передвигаться, т. е. транспорт и волшебные предметы; 2 синих кубика обозначают время, место действия и погоду; 3 желтых кубика-придание выразительности речи, освоение пространственных предлогов, а также выражение и понимание эмоций. Изображения на кубиках подобраны так, что позволяют решать задачи от расширения и активизации словаря, составления словосочетаний, предложений до составления длинных рассказов и формирование представлений о структуре связного высказывания. С кубиками можно играть на столе или на полу, по 1 или с друзьями, можно бросать на поверхность или доставать из холщового мешочка (58 и 48 карточки). На начальном этапе можно предложить выбрать любых три кубика и ввести правила: например, кубики должны быть разного цвета. Далее бросить их- это и будет задание. Из этих кубиков нужно составить предложение. Для детей с ОНР- игры: «Как сказать «Мяу», «Скажи с выражением», «Артисты». Эти и другие игры разной степени сложности представлены на карточках для детей и педагогов.

Дошкольникам с ОНР из-за их особенностей коммуникативно-речевого развития требуется большее участие взрослых в процессе организации игровой деятельности, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Эти дети характеризуются неуступчивостью, что затрудняет коллективную игру, у них наблюдается неустойчивый интерес к игре. Так как процесс игры предполагает длительное взаимодействие логопеда с дошкольниками, это позволяет развивать потребность в речевом общении у  ребенка. Поэтому взрослому следует побуждать ребенка к высказываниям, включающим вопросы, чтобы ребенок захотел спросить или рассказать о чем-либо.

Для развития умений детей составлять описательные рассказы по темам целесообразным будет использование игровых материалов «Речевые поля. Времена года». Они представлены в виде 4 полей, на которых изображены 4 времени года, местность, персонажи и животные. Люди и животные на карточках одни и те же, что позволяет сравнивать и прослеживать изменения, происходящие в разные времена года. Поля предназначены для устных речевых игр с детьми и решения таких задач как составление словосочетаний, предложений, обучение составлению рассказов, согласование слов, подбор действий и признаков предметов. Кроме речевых решают задачи познавательного развития: развитие пространственно-временных представлений (снизу, сверху, справа, слева, перед, за, обучение счету и пересчету предметов. Например, игра «Находилки» − нужно выбрать героя и найти его на своей карте, затем назвать, что он делает. Очередность может быть выбрана в соответствии со временем года, затем можно усложнить правила и описывать не только действия, но и давать описание и места. Игровой деятельности дошкольников с ОНР свойственна индивидуальность характера.

Для работы над связной монологической речью детей с ОНР с использованием литературных произведений авторы программы разработали «Пазлы-сказки». В комплект входят 28 карточек с изображением русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Также альтернативными героями, которых дети могут использовать по своему усмотрению: добавлять в знакомую сказку или придумывать свою, а также есть карточки со знаком вопроса, которые можно использовать для придумывания начала, середины и конца сказки. Пазлы совместимы друг с другом в любом порядке, что позволяет воспроизводить не только известные сказки, но и придумывать свои, а также менять местами героев. При этом разная форма пазлов приучает детей к структурированию повествования.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что содержание коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи включает в себя формирование средств и навыков речевого общения у старших дошкольников с ОНР с использованием различных форм, методов и приемов. Важным средством формирования связной, грамматически правильной монологической речи старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях и в повседневном общении является дидактическая игра. Так, дети чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. В развитии речевых умений дошкольников, в том числе детей с ОНР наряду с общепринятыми игровыми технологиями вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик программно-дидактического комплекта «РЕЧЬ:ПЛЮС», который разработали  авторы программы «Вдохновение».

 

Список литературы:
1. Глухов В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу / В. П. Глухов // Дефектология. − 2009. − № 1. − С. 69-76.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. − М.: АРКТИ, 2012. − 14 с.
3. Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольника / Б. М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. − 2008. − № 8. − С. 63-67.
4. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" 
6. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е.Федосовой. − М.: Издательство «Национальное образование», 2015.