Статья:

Профессиональная деформация учителя

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Ермола Я.М. Профессиональная деформация учителя // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 115-119.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиональная деформация учителя

Ермола Яна Михайловнаовна
студент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Professional deformation of a teacher

 

Ermola Yana

student, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В данной статье описываются факторы, являющиеся специфическими стрессорами в педагогической деятельности, а также причины возникновения, профилактика и коррекция профессиональных деформаций учителей.

Abstract. This article describes the factors that are specific stressors in teaching, as well as the causes, prevention and correction of professional deformations of teachers.

 

Ключевые слова: профессиональная деформация; профилактика профессиональной деформации; коррекционная программа; тренинг; эмоциональное выгорание; личностные характеристики; профессиональ­ные деструкции.

Keywords: professional deformation; prevention of professional deformation; correction program; training, emotional burnout; personal characteristics; professional destruction.

 

В современном мире большую часть времени человек проводят на работе, и не удивительно, что профессиональная сфера и многочис­ленные повседневные задачи влияют на его психологическое состояние, оно именуется профессиональной деформацией, этот недуг негативно влияет на эффективность работы человека и его личностного развития. Проявляется деформация личности в изменении индивидуальных черт, это происходит во время выполнения профессиональных обязанностей и отражается в манере поведения и физическом образе. В свою очередь, особенность профессиональной деятельности человека, при определен­ных условиях, может оказывать неблагоприятные воздействия на психологическую структуру его личности, искажая её. К тому же, не стоит забывать и о том, что в каждой профессии существуют собственные стрессоры и травматические факторы. Так к примеру, в профессиях типа «человек–человек», которые подразумевают собой работу прежде всего связанную с людьми — медицина, педагогика, психология, социальная работа и т. д. и т. п. профессиональная дефор­мация имеет наиболее высокие воздействия на личность.

Для учителя профессиональная деформация тем более не допустима, работа с детьми подразумевает высокий уровень профессионализма и саморегуляции. Первые признаки деформации могут выражаться в изменении отношения к окружающим людям – проявляется автори­тарность. Бывают такие виды профессиональной деформации, которые могут даже повлиять на здоровье человека, поэтому лучше узнать их, чтобы быть готовым справиться с этой проблемой. Следует отметить, что профессиональная деформация учителя в большинстве случаев сопровождается синдромом эмоционального выгорания. Охарактери­зовать эмоциональное выгорание можно как некую болезнь, которая способа проявляться состоянием апатии и депрессии, растущим безраз­личием к своим должностным обязанностям, подобные симптомы могут привести к ухудшению качества жизни, невротическим расстройствам и даже психосоматическим заболеваниям. Формированию синдрома эмоционального выгорания способствует неблагополучный психологи­ческий климат и плохая организация труда в коллективе, не правильное планирование функций работника, плохая материальная база, невозмож­ность карьерного роста, отсутствие заслуженного как материального, так и морального вознаграждения за проделанный труд.

Определяется развитие профессиональных деформаций учителя разными факторами. Объективные связанны прежде всего с социально-профессиональной средой: это социально-экономическая ситуация, статус и характер профессии, учебно-пространственная среда. К субъективным относятся личностные особенности учителя и обучаемых, а также характер их взаимоотношений. Объективно-субъективные это качество управления учреждением и профессионализм руководителей [3]. Также развитию профессиональных деформаций способствуют такие факторы как повышенная ответственность за результат профессиональной деятельности, неуверенность в своей компетентности, необходимость постоянно обучаться (совершенствование своих профессиональных знаний). Частое явление в семье учителя проблемы, вызванные профес­сиональной деятельностью (сверхурочная работа, факультативы, проверка домашней работы учеников). Сужение профессиональных интересов до узкой области специализации (навязчивая потребность в работе). При этом высокие требования к интеллектуальной и эмоцио­нальной деятельности учителя в условиях ускоренного темпа современ­ной жизни. Практикуется в образовательных учреждениях регулярное привлечение к участию в многочисленных видах общественной деятельности, что тоже требует от работника большой отдачи.

У молодых специалистов профессиональная деформация может развиться на фоне таких факторов как непонимание, сложности, свя­занные с адаптацией в новом коллективе, нежелание перенимать опыт у педагогов более старшего возраста и т. д. Один из существенных факторов профессиональной деформации может быть связан с состояниями хронического стресса, который проявляется негативными психологическими переживаниями, напряженными межличностными взаимодействиями.

Бывает, что в некоторых ситуациях, профессиональную дефор­мацию не избежать, тем не менее в случае использования конкретных личностно-ориентированных методов коррекции и средств профилактики, вполне возможно в результате получить успешное преодоление или предотвращение данного недуга.

Наиболее действенный способ борьбы с профессиональной дефор­мацией, прежде всего контролировать все признаки надвигающейся опасности и по возможности взять отпуск или хотя бы отгулы, когда работник чувствует, что это необходимо, если на тот момент такой возможности у него нет, можно придерживаться некоторых простых рекомендаций, чтобы выдержать натиск профессиональной деятельности. Необходимо изучать методы и приемы саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Не менее важно проводить работу, ориентирован­ную на повышение своей личной компетентности (социальной, психо­логической, образовательной).

Для образовательных учреждений в целях профилактики профес­сиональной деформации не плохо организовать проведение разных конкурсов и соревнований среди преподавателей, которые стимулируют профессиональные достижения. Находить новые способы решения обычных проблем, применять творческий подход даже к самым простым рутинным задачам, чтобы предотвратить развитие эмоционального выгорания. В течение рабочего дня определить время для перерыва, дать возможность преподавателям побыть в тишине, выпить чашечку кофе. Предотвратить возникновение и развитие профессиональной деформации легче, чем бороться с ее последствиями.

К сожалению, на сегодняшний день профессиональная деформация частое явление, но при использовании различных технологий коррекции в комплексе со средствами профилактики, можно ослабить ее влияние на личность учителя.

В 2017-18 гг. на базе средней общеобразовательной школе № 73, г. Омска мною проведено исследование личностных качеств учителей и уровня выраженности профессиональной деформации учителей. В исследовании принимали участие 30 учителей школы, женщины и мужчины в возрасте от 24 до 53 лет. Проведенное исследование выявило группу учителей с высокими показателями профессиональной деформации, в нее вошли 12 человек. Так же с помощью корреляцион­ного метода обработки полученных данных было доказано, что профес­сиональная деформация учителя сопровождается высокой степенью общей агрессии, нервно-психической неустойчивостью, снижением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Полученные в ходе исследования результаты послужили поводом к разработке коррекционной программы для преодоления профессио­нальной деформации личности учителей с учетом их личностных характеристик.

Основные задачи при составлении коррекционной программы были: повышение эмоциональной стабильности учителей, снижение у них уровня агрессивности, повышение навыков эффективного межличност­ного взаимодействия преодоление других проявлений профессиональных деструкций. Программа проводилась в течении 8 недель, по одному занятию по 1,5 часа в неделю. Новизна составленной коррекционной программы заключалась в том, что она совмещает в себе разные формы работы: лекции, семинары, тренинговые занятия, принадлежащие к опыту разных теорий и направлений в психологии. Все мероприятия проводились в групповой форме.

Для оценки эффективности коррекциионной программы с учите­лями, после ее реализации была проведена повторная диагностика, по тем же методикам. Повторная диагностика показала небольшие улучшения результатов исследования. Уровень профессиональной деформации снизился у 4‑х испытуемых, у 6-х общий уровень агрес­сивности, у 2‑х учителей нормализовался уровень нервно-психической неустойчивости.

Анализ самоотчетов учителей, с которыми проводилась кор­рекционная программа, показал, что они отмечают ценность проделанной работы, приобретение навыков саморегуляции, практическое исполь­зование методов борьбы со стрессами, положительную динамику в развитии позитивных взаимоотношений с коллегами.

Полученные в нашем исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.

  1. Регулярный мониторинг психологического состояния работ­ников образования позволяет своевременно выявить и корректировать профессиональные деформации на ранних стадиях, не допуская необра­тимого изменения личности.
  2. Применение комплексного психокоррекционного подхода является эффективным средством преодоления симптомов профессио­нальной деформации учителей.
  3. Психологическая коррекция профессиональной деформации личности учителя снижает уровень агрессивности и нервнопсихической неустойчивости.
  4. Применение тренингов, в которых учителя имеют возможность раскрыться с другой стороны, пообщаться с коллегами в неформальной обстановке способствует восстановлению оптимального психического состояния, его позитивных взаимоотношений с коллегами и учащимися, повышает уровень самоактуализации.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, каждый учитель, выполняя широкий круг своих профессио­нальных обязанностей, ожидает получить общественное признание как своей личности, так и своего труда. Одним из способов предотвращения профессиональных деструкций у учителей, может стать объективная оценка его личностных и профессиональных качеств, его личного вклада в коллективное дело. Не маловажно создать вокруг работника обучающую среду, чётко распределить обязанности и рабочую нагрузку. Непрерывный мониторинг психологического состояния работников, профилактика и своевременная коррекционная работа способствуют предупреждению профессиональных деструкций, содействуют лич­ностному и профессиональному росту педагогов.

 

Список литературы:
1. Барабанщикова В.В., 2017. Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности // 2017 г. – 310 с.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – 301 с.
3. Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компе-тентность педагога // Вопросы психологии, 2004. – № 10. –  С. 22–24.
4. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. – 2005. – №4. – С. 149. 
5. Матвеева О.В. Факторы риска профессиональной деформации педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aplik.ru/10-klass/doklad-na-pedsovet-faktory-riska-professionalnoi-deformatcii-pedagoga.
6. Павленко В.В. Имидж современного учителя в условиях стрессовых ситуаций профессиональной деятельности// материалы Второго Между-народного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2004. – 380 с. 
7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителями и педагогическими коллективами. – М.: Владос, 1998. – 496 с.