Статья:

Психологические и лингво-смысловые механизмы функционирования метафорического мышления

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Мироненко Г.А., Чалая И.Н. Психологические и лингво-смысловые механизмы функционирования метафорического мышления // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 52-56.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические и лингво-смысловые механизмы функционирования метафорического мышления

Мироненко Галина Андреевна
студент, Кировский индустриально-педагогический колледж им. А. А. Чурилина, РФ, г. Киров
Чалая Ирина Николаевна
канд. пед. наук, Кировский индустриально-педагогическмй колледж им. А. А. Чурилина, РФ, г. Киров

 

PSYCHOLOGICAL AND LINGUO-SEMANTIC FUNCTIONING MECHANISMS OF METAPHORICAL THINKING

 

Galina Mironenko

Student, Kirov Industrial and Pedagogical College named after A. A. Churilin, Russia, Kirov

Irina Chalaya

Candidate of Pedagogical Sciences, Kirov Industrial and Pedagogical College named after A. A. Churilin, Russia, Kirov

 

Аннотация. Метафорическое мышление – один из типов правополушарного мышления, психологические механизмы функционирования которого связаны с деятельностью восприятия, ассоциативного мышления, воображения. Функционирование лингво-смысловых механизмов метафорического мышления выражается в понимании метафоры на основе восприятия, способности к ассоциации на основе мышления, создании образа на основе воображения.

Abstract. Metaphorical thinking is one of the types of right-hemisphere thinking, the psychological functioning mechanisms of which are associated with the activity of perception, associative thinking, and imagination. The functioning of the linguo-semantic mechanisms of metaphorical thinking is expressed in understanding of the metaphor based on perception, the ability to associate because of thinking, and the creation of an image based on imagination.

 

Ключевые слова: восприятие; воображение; ассоциативное мышление; психологические показатели; лингво-смысловые показатели.

Keywords: perception; creativity; associative thinking; psychological measures; linguo-semantic indicators.

 

В представлении современной когнитивной психологии метафора − это одна из основных ментальных операций, способ познания, структурирования и объяснения окружающего нас мира [1, с. 74]. Данное утверждение исходит из фундаментальности метафоричности для процесса познания в целом.  Именно так перцептивные образы чувственного познания при помощи воображения переводятся в плоскость рационального познания, и далее при помощи мыслительных операций мнемически продуцируются в общественную практику.

Исследование сущности метафоры в области психологии началось практически одновременно с изучением возможностей мышления. В этой связи значимы исследования в области дефектологии, связанные с изучением такого показателя умственного развития ребенка, как его способность к оперированию метафорическими образами, то есть способность, по словам  Р. Ван Ойху, к мышлению в терминах иного. В утверждении значимости метафорического мышления можно исходить из того, что «метафора проникает в повседневную жизнь, причем не только в язык, но и в мышление и действие. Наша обыденная понятийная система, на языке которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична» [5, с. 212].

Классически метафорическое мышление определяется как разновидность правополушарного типа мышления, способного преобразовывать исходную знаковую или предметную информацию в художественные или жизненные образы.

Л.Б. Ительсон связывает начальные стадии функционирования механизмов любого правополушарного, т. е. образного типа мышления с воспринимаемым сознанием человека стимулом-раздражителем (внешним, внутренним, символическим).

Начальным звеном в функционировании метафорического мышления на уровне понимания метафоры является восприятие, которое способствует накоплению образов окружающего мира для дальнейшего оперирования ими в процессе мыследеятельности. Работа мысли с воспринимаемыми внешними раздражителями происходит как оперирование накопленными  образами путем анализа, синтеза, сравнения друг с другом, за счёт чего и выявляется сходство каких-либо предметов и явлений на основе ассоциаций или закономерно возникающих связей между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти. Поэтому ассоциация – это следующее звено в создании самостоятельного образа, что становится возможным при включении в мнемический и мыслительный процессы воображения [4, с. 545]. С точки зрения Г. С. Баранова  о метафоре как лингво-смысловой единице метафорического мышления необходимо говорить, как о специфической форме связи умозрения (воображения) с лингво-понятийным мышлением, или, иначе, вербально-концептуального мышления с так называемым «визуальным мышлением» [3, с. 85].  Метафора является одним из способов организации концептуальной структуры человеческого мышления, поскольку, по мысли Н.Д. Арутюновой: «Создавая образ и апеллируя к воображению, метафора порождает смысл, воспринимаемый разумом» [2, с. 345].

Таким образом, в описании анатомо-физиологической природы метафорического мышления можно выделить его фундамент – воображение. Поскольку воображение – это способность человека к спонтанному или преднамеренному построению образов, которые в пережитом опыте ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств, способность создавать новые образы и манипулировать ими, мы можем говорить о такой смысловой единице метафорического мышления как продуцируемый образ, что свидетельствует о степени развитости метафорического мышления. Образы являются чувственным отношением человека к окружающему миру. Образ концентрирует в себе как перцептивные признаки и свойства объекта, так и  эмоционально-личностное отношение к ним. Процесс создания образов отражает интеллектуальный, читательский, креативный опыт человека и определяяет уровень развития метафорического мышления.

Проведенный анализ позволяет выделить такие психологические показатели развитости метафорического мышления, как развитость восприятия, ассоциативного мышления, воображения. Это биологически функционирующие познавательные процессы, которые при создании определенных условий обеспечивают процесс накопления метафорического опыта, который проявляет себя в таких лингвистических показателях, как способность к пониманию метафоры на основе восприятия, способность к ассоциации на основе мышления, способность к созданию образа на основе воображения. Понимание метафоры на лингво-смысловом уровне – это результат функционирования созданных условий по переработке  метафорического опыта в развитое  метафорическое мышление.

Изучение возможностей метафорического мышления в сфере образования позволяет констатировать возрастающий интерес исследователей к данной научной области.  Развитость метафорического мышления позволяет человеку устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, опираясь как на непосредственные ощущения и восприятие, так и на прошлый опыт; обобщенно отражать окружающую действительность, опираясь на имеющиеся знания об общих законах природы и общества в словесной и мыслительной форме. Данный тип мышления предоставляет школьнику много преимуществ: стимулирует работу клеток мозга; увеличивает объем памяти; облегчает восприятие незнакомой информации; способствует развитию новых смысловых связей; позволяет генерировать незаурядные идеи; улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.

Развитие метафорического мышления как, в первую очередь, накопление метафорического опыта начинается с раннего детства. Образовательный процесс начальной школы имеет широкие возможности для создания условий по расширению, структурированию и смысловой организации имеющегося опыта. Это уроки русского языка и литературного чтения, предоставляющие возможности организации «Лингвистических пятиминуток», окружающего мира, позволяющие на основе ассоциаций трансформировать жизненный опыт в научные знания, внеурочные занятия, в проведении которых учитель может опираться на развивающие материалы И. Битяновой, И. В. Вачкова, Б. В. Зейгарник, Л. Ю.Субботиной, В. А. Худика. Накопленный в данном направлении методический опыт развития правополушарных типов мышления является основой для создания условий функционирования психологических и лингво-смысловых механизмов метафорического мышления.

 

Список литературы:
1. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. − № 2. − 1996. − С.73-85.
2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс. − В кн.; Теория метафоры. − М.,1990. – 564 с. 
3. Баранов А. Н. Очерк когнитивной теории метафоры. – М., 1991. 
4. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. Учебное пособие. – М.: ООО Издательство «АСТ» , Мн.: Харвест, 2002. − 896 с.
5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. − М., 1987. − 280 с.