Статья:

Основные мишени психологического сопровождения беременных женщин

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Зыкина М.В. Основные мишени психологического сопровождения беременных женщин // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 55-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные мишени психологического сопровождения беременных женщин

Зыкина Мария Владимировна
магистрант Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии, РФ, г. Екатеринбург

 

MAIN TARGET OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR PREGNANT WOMEN

 

Maria Zykina

Undergraduate Ural State Pedagogical University, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Статья посвящена анализу и эмпирическому исследованию психологического сопровождения беременных женщин. Рассматриваются особенности личностных изменений женщин, возникающих в период беременности. В статье описано эмпирическое исследование, направленное на выявление основных мишеней воздействия при осуществлении психологического сопровождения беременных женщин. Дается характеристика экспериментальной группы, перечислены методики исследования и дается обоснование их выбора. Представлены результаты исследования в количественном и качественном варианте.

Abstract. This article analyzes and empirical research the psychological support of pregnant women. It considers the peculiarities of personal changes in women that emerge during pregnancy. The article describes an empirical study aimed at identifying the main targets of exposure in the implementation of psychological support for pregnant women. The characteristic of experimental group is given, research methods are listed and the substantiation of their choice is given. The results of the study in quantitative and qualitative version are presented.

 

Ключевые слова: психологические особенности беременных женщин; психологическое сопровождение беременных женщин; мишени психологического сопровождения.

Keywords: psychological peculiarities of pregnant women; psychological support for pregnant women; targets of psychological support.

 

На сегодняшний день, перинатальная психология как отдельная отрасль в науке активно развивается по причине того, что естествен­ный процесс проживания беременности стал менее актуализированным, в связи с чем, беременность в жизни женщины сопровождается серьёзными кризисными переживаниями.

Во многом, это связано с тем, что современные социальные и экономические условия обязывают женщин выполнять функции, связанные больше с образованием и трудовой деятельностью, которые ранее были им не свойственны. Эти условия смещают ценностные ориентиры женщины от рождения и воспитания детей в сторону приобретения независимости и конкурентоспособности на рынке труда. Эти ориентиры зачастую побуждают женщину во время беременности (в особенности, если беременность была незапланированная) испытывать тревогу и страхи, связанные с предстоящим материнством.

Во-вторых, в России увеличивается средний возраст рождения первого ребенка и, по данным Министра труда и социальной защиты России Топилина М.А., на 2017 год составляет 25,5 лет [1]. Вне зависимости от причин данной тенденции, отложенное решение иметь детей приводит к осознанию недостаточной самореализованности женщины и глубокому личностному кризису, который зачастую обостряется в период вынашивания ребенка и приводит к внутриличностным противоречиям [4, с. 21]. Эти последствия могут отрицательно сказаться как на формировании психически здоровой личности ребенка, так и на развитии личности самой женщины и продуктивном выполнении ею материнских функций,

На основании вышеизложенного, мы считаем, что тема психологического сопровождения женщины в период беременности является актуальной и требует практического разрешения.

Проведенный нами теоретический анализ психологических особенностей беременной женщины показал следующее:

· период беременности является одним из важнейших этапов в становлении материнства и личностной идентификации женщины, т. к. именно в момент реального взаимодействия с собственным ребенком происходят изменения в самосознании женщины, направленные на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к своему ребенку (Г.И. Брехман, И.В. Добряков, Ж.В. Колесова, Л.В. Наумова, О.В. Баженова, Л.Л. Баз, Т.В. Сколбо и др.);

· беременность является экзистенциональной ситуацией для женщины в связи с тем, что она влияет на всю ее жизнь, обусловливает существенные изменения самосознания, отношения не только себе, но и к другим, и к миру в целом. (Е.Б. Айвазян, Г.А. Арина, В.В. Николаева, О.С. Васильева, Е.В. Могилевская, Г.Г. Филиппова, Н.А.Урядницкая, В.А. Рамих, Г.П. Разумихина, Н.П. Коваленко, Т.В. Скрицкая);

· личностные изменения женщины во время беременности, происходят на нескольких уровнях, каждый из которых претерпевает значительные изменения и нуждается в поддержке [2, с. 83]:

· физиологический уровень определяет психологическое принятие физиологических изменений, происходящих у беремен­ной женщины;

· когнитивный уровень предполагает психолого-педагогическое информирование об особенностях беременности, родов, послеродовом периоде и материнстве, а также формирование гуманитарной и творческой позиции личности для снижения уровня тревожности женщины;

· социальный уровень обуславливает психологическую помощь женщине в принятии ею новой социальной роли, учитывая ценностно-смысловые компоненты материнской идентичности;

· экзистенциальный уровень определяет проработку системы ценностных ориентаций беременных женщин для содействия в повышении ценности ребенка и материнства в целом;

· эмоциональный уровень предполагает работу по стабили­зации эмоционального состояния беременной женщины: коррекция самоценности женщины, проработка страхов.

Эти данные позволили нам заключить, что в период вынашивания ребенка происходит коренной перелом и изменение всех сторон жизни женщины, беременность провоцирует глубокие изменения самосознания, отношения к другим и к миру, происходит трансформация физиологи­ческих процессов, ценностно-смысловых составляющих образа мира, собственной идентичности в новых условиях [3, с. 33]. В связи с этим, женщины всё чаще нуждаются в психологической помощи и поддержке на протяжении всего перинатального периода.

На основании теоретического анализа было спланировано и проведено эмпирическое исследование для выявления конкретных мишеней психологического воздействия с целью дальнейшей разработки актуальной программы психологического сопровождения.

Исследование представлено комплексом методов и методик в соответствии с уровнями личностных изменений, происходящих во время беременности: для выявления отношения женщины к значимым феноменам беременности предполагается использование цветового теста отношений (А.М. Эткинд); с целью выявления характеристик составляющих симптокомплекса «Представление о себе в роли родителя» и «Ценность ребенка» используется проективная методика «Я и мой будущий ребенок» (Г.Г. Филиппова); для исследования принятия новой социальной роли и системы ценностных ориентаций беременных женщин использованы опросник «Сознательное родительство» (М.О. Ермихина) и опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин); для исследования уровня ситуативной и личностной тревожности используется шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI); также нами была разработана и применялась авторская анкета для оценки когнитивного уровня беременных женщин.

В исследовании приняли участие 70 беременных женщин в возрасте от 21 до 36 лет на третьем триместре беременности с различным опытом материнства, проживающих на территории Качканарского городского округа.

Основная часть испытуемых – первородящие. Их количество составило 56 человек (80 % от всей выборки), 12 женщин ожидают 2 ребёнка (17,1 %) и 2 женщины – 3 ребёнка (2,9 % от всей выборки).

По результатам проведённого исследования, мы представили результаты по каждому из уровней личностных изменения. На этапе сопоставления цветов, ассоциируемых с понятием «моя беременность» с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений были получены следующие результаты: 71 % женщин имеют эмоционально-положительную окраску образа беременности, 20 % имеют нейтральное отношение и 9 % испытывают к понятию «моя беременность» негативное отношение.

При исследовании отношения женщин к своему телу и возни­кающим у неё изменениям, можно увидеть иные результаты: только у 37 % опрошенных в соответствии с ранговым местом в ряду цветовых предпочтений собственное тело вызывает эмоциональное принятие, 27 % женщин выразили нейтральное отношение и 36 % эмоциональное отвержение.

Таким образом, можно сделать вывод, что если образ беременности, действительно, склонен к идеализации, вызывая у женщин более положительные чувства, то происходящие в действительности изменения у половины опрошенных не приносят чувств радости и эмоционального спокойствия.

При исследовании социального уровня, можно отметить, что у женщин слабо сформированы представления о типичной родительской позиции (по мнению Р.В. Овчаровой – это позиция «над», «сверху» [5, с. 21]), и они зачастую зависимы от ожиданий, возложенных на них обществом, но в то же время понимают и принимают возложенную на них ответственность за воспитание ребёнка и его судьбу. Данное соотношение «надо, но не знаю как», может фрустрировать женщин, повышая тревожность и снижая уверенность в собственной позиции. Тем не менее, данная группа женщин представила хоть и не ярко выраженную, но готовность к развитию своих способностей в семейной жизни и самосовершенствованию, но, в то же время, имея сложности в опоре на собственные ресурсы, взгляды, стиль жизни, основываясь на влиянии массовых тенденций, чтобы обеспечить себе признание со стороны окружающих.

Исследование экзистенциальный уровня показало, что у беремен­ных женщин в достаточной степени сформированы эмоциональная и ценностная составляющие материнства. Проявление материнских чувств в первое время жизни малыша является основным компонентом форми­рования здоровой привязанности. Однако, несмотря на достаточно высокий показатель, этот, столь важный компонент, не проявлен на все 100 % ни у одной женщины, что можно объяснить тем, что наполненность родительских чувств зачастую амбивалентно и противоре­чиво, и наряду с родительской любовью могут появляться раздражение, усталость, чувство вины и пр. Так, например, на вопрос «Может ли ребенок вызывать у родителей негативные чувства?» женщины чаще отвечали отрицательно или скорее отрицательно, что даёт нам понимание о том, что женщины не готовы к принятию полного спектра чувств, возникающих к ребёнку и склонны идеализации отношений диады «мать-дитя». Также, мы увидели, что женщины не испытывают принципиальной потребности в обретении независимости в семейной жизни, более стремясь к глубокому взаимопониманию с членами своей семьи, и в частности с будущим ребёнком, но, в то же время, не готовы к значительному изменению собственных взглядов, убеждений, ценностей. Тем не менее, семья и семейная жизнь не являются основополагающей ценностью для опрошенных женщин. Для того, чтобы рассмотреть наиболее значимые жизненные сферы, по мнению беременных женщин, можно обратиться к таблице.

Таблица 1.

Соотношение значимых сфер жизни женщин

 

Жизненные сферы

 

Профессиональная жизнь

Обучение и образование

Семейная жизнь

Общест­венная жизнь

Увлечения

Среднее

56,3857

53,9429

53,4429

48,3429

49,8571

Стд.отклонение

8,37230

8,14699

7,67385

10,41583

9,43365

 

Как видно, наиболее значимой сферой в жизни женщин по прежнему является их профессиональная деятельность, после чего выступает сфера обучения и образования. Жизнь семьи, её проблемы и благополучие занимают лишь третью позицию значимости в жизни беременных женщин.

При исследовании эмоционального уровня женщин, мы обна­ружили, что беременные женщины обладают высокой личностной тревожностью и умеренной (но близкой к высокой) ситуативной тревогой. Следует также отметить, что мнение окружающих, их соци­альное одобрение/неодобрение напрямую сказывается на повышении тревоги в различных сферах жизни беременных женщин, в частности на ситуацию связанную с вынашиванием и предстоящим материнством.

Также осуществлено исследование когнитивного восприятия женщин о важных для неё аспектах воспитания, об ответственности за воспитание ребёнка и о представлении собственного материнства. Так, 63 % женщин считают, что в первый год жизни ребёнка наиболее важно формирование привязанности, в то время как остальные 37 % считают наиболее важным развитие интеллекта и творческих способностей малыша. Интересно, что ни одна женщина не готова взять на себя полную ответственность за становление личности ребёнка, предпочитая разделить её с отцом ребёнка (50 %), ближайшими родственниками (3 %) и даже с общественными предприятиями, такими как детский сад, школа, улица (47 %).

Важно также отметить, что 53 % женщин считают, что хорошая мать по определению должна полностью включиться в жизнь своего ребёнка для того, чтобы максимально удовлетворить его потребности и обеспечить ему достойное будущее.

При исследовании мотивов материнства, мы также обнаружили, что большая половина женщин (58 %) имеют конструктивный мотив, который определяет материнство как ценность само по себе. Тем не менее, у 42 % женщин, мотив материнства имеет более деструктивные намерения. Среди ответов на вопрос, что для Вас есть материнство, женщины ответили, что это приобретение нового социального статуса (8 %), возможность «наполнить» свою жизнь (24 %), а также, что материнство – это лишь бытовые заботы и хлопоты (11 %).

Подведя итоги, можно сказать, что, действительно, те или иные проблемы беременных женщин встречаются на разных уровнях её восприятия (физиологическом, социальном, экзистенциальном, эмоцио­нальном, когнитивном).

Проведя психодиагностическое исследование беременных женщин, мы выявили основные мишени их психологического сопровождения:

· образ беременности, ребёнка и материнства у женщин несколько идеализирован, и не совпадает с реальными физиологическими изменениями и происходящими психологическими процессами (среди них непринятие собственного тела, отрицание негативных чувств, которые могут возникать к ребёнку);

· у женщин слабо сформировано представление о будущем материнстве и родительских позициях, они зависимы от ожиданий, возложенных на них социальным окружением, зачастую стремясь обеспечить себе признание с их стороны и имеют сложности в опоре на собственные ресурсы, собственный взгляд на родительство;

· женщины обладают достаточно выраженной тревожностью на которую определённым образом влияют предстоящие роды, страх социального неодобрения, неспособность определять и проявлять чувства, а также недостаточно сформированная ценность материнства и семьи в целом.

 

Список литературы:
1. В России возраст рождения первого ребенка увеличился до 25,5 лет // газета.ru: ежедневное интернет-издание. 2017. 31 янв. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2017/01/31/n_9629513.shtml (Дата обращения: 22.09.2007).
2. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал – 2001 – № 1. – 144 с.
3. Захарова Г.А. Психологическая готовность женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 3. – 131 с.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. / Р.В. Овчарова // М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.