Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Васильев С.А., Голубева А.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(74). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

Васильев Сергей Андреевич
студент, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт непрерывного педагогического образования, РФ, г. Великий Новгород
Голубева Анастасия Дмитриевна
студент, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт непрерывного педагогического образования, РФ, г. Великий Новгород

 

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WHO PREFER COMPUTER GAMES OF DIFFERENT GENRES

 

Sergey Vasiliev

Student, Novgorod State University Yaroslav the Wise Institute of Continuing Pedagogical Education, Russia, Veliky Novgorod

Anastasia Golubeva

Student, Novgorod State University Yaroslav the Wise Institute of Continuing Pedagogical Education, Russia, Veliky Novgorod

 

Аннотация. Данная работа направлена на исследование и выявление индивидуально-психологических особенностей подростков, которые предпочитают компьютерные игры различных жанров. В исследовании был использован следующий психодиагностический инструментарий: анкетирование, целью которого является выявление характера игровой активности подростков, предпочтений в компьютерных играх (онлайн или оффлайн), опросник «Подростки о родителях» (адаптация Л.И.Вассерманова, И.А.Горьковой, Е.Е.Роминицкой), «Диагностика межличностных отношений» (Т.Лири), методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси).

Abstract. This work is aimed at researching and identifying the individual psychological characteristics of adolescents who prefer computer games of different genres. The following psychodiagnostic tools were used in the study: a questionnaire aimed at identifying the nature of teenagers' gaming activity, preferences in computer games (online or offline), questionnaire "Teenagers about parents" (adaptation of L.I. Wassermanov, I.A. Gorkova, E.E. Rominitskaya), "Diagnostic of interpersonal relationships" (T. Leary), method of personality self-assessment research (S.A. Budassi).

 

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности; компьютерные игры; подростковый возраст; жанры компьютерных игр.

Keywords: individual-psychological characteristics; computer games; adolescence; computer game genres.

 

Игровая индустрия захватила медиапространство развлекательной продукции, которую, в свою очередь, поглощают представители новых подрастающий поколений.

По результатам опроса, проведенного компанией Skypro, 83,9% подростков отмечают, что компьютерные игры составляют их основной досуг [1].

Большинство подростков предпочитают ролевые групповые компьютерные онлайн-игры «MMORPG», «MUD», в которые одновременно играют несколько подростков, которые не просто включены в виртуальный мир, но и имеют значимые ролевые позиции в психологически захватывающих сюжетах.

Играя в компьютерные игры, подросток не только становится героем события, субъектом деятельности, но и участвует в конструировании совместно-смыслового пространства [2].

Всё чаще в обществе поднимается дискуссия о положительном и отрицательном влиянии компьютерных игр на психику подростка.

Говоря о положительном влиянии, стоит отметить высокую скорость принятия решений, развитую способность к выполнению нескольких задач параллельно, что говорит о многозадачности, успешность при решении задач, требующих стратегического планирования. Подростки, играющие в компьютерные игры, могут лучше визуализировать объекты, решать задачи на мысленное вращение. Посредством игр улучшается моторика, концентрация внимания.

Несмотря на положительное развитие в компьютерных играх, отмечается и негативное влияние таковых на психику и поведение подростков. Симптомы дефицита внимания, гиперреактивности, повышенный уровень тревожности и импульсивность, снижение произвольной концентрации внимания и долговременного запоминания.

Авторы многих исследований задавались вопросами о становлении игровой зависимости, о ее личностных и социальных предпосылках, а также о способах избавления от данной зависимости.

Так по Ю.В.Фомичевой – существуют индивидуально-психологические предпосылки к развитию интереса к компьютерным играм, следует отметить, что чем дольше человек увлекается компьютерными играми, тем сильнее зависимость между индивидуальными особенностями человека и игровой активностью [9]. А.Н.Волков в своих трудах говорит о проблеме агрессивности, которая проявляется при игре в компьютерные игры, а также об влиянии игр на психическое состояние играющего [6].

Из-за этого участились случаи обращения родителей к психологам и психотерапевтам за помощью, которая была б направлена на работу с играющим ребенком [4]. Так, в России и заграницей открываются специализированные клиники для лечения патологических игроков («геймеров») [7].

Неверно считать, что существует общее влияние компьютерных игр на когнитивное развитие ребенка, т.е. оно не является синонимичным для «вообще», а является либо «положительным», либо «отрицательным».

Не стоит забывать, что жанров компьютерных игр огромное множество, и в зависимости от типа предпочитаемых игр могут развиваться различные когнитивные способности [10].

Увлеченность компьютерными играми можно рассматривать как бегство от реальности, т.е. если ребенок не может удовлетворить свои потребности в реальном мире, он погружается в виртуальный мир, в котором продолжает искать способы реализации познавательных мотивов. В связи с этим стоит отметить, что активное исследование получила проблема связи игровой активности с дисфункциональностью детско-родительских отношений [3, 8].

И.А.Ершова, Т.А.Чудиов и др.,исследовали эмоциональные состояния  детей, играющих в видео игры, и показали, что у подростков, которые зависимы от таких игр, без причин снижен общий фон настроения, который после игры не улучшается. Игровые аддикты имеют потребность в игре, но и не могут ею полность удовлетвориться, что приводит к состоянию фрустрации [5].

В своем исследовании мы выдвигаем гипотезу, что подростки, предпочитающие различные жанры компьютерных игр, характеризуются такими психологическими особенностями, как: зависимость, подозрительность, доминирование и иные.

Выборку исследования составили 60 подростков в возрасте от 14 до 15 лет.

В исследовании был использован следующий психодиагностический инструментарий: анкетирование, целью которого является выявление характера игровой активности подростков, предпочтений в компьютерных играх (онлайн или оффлайн), опросник «Подростки о родителях» (адаптация Л.И.Вассерманова, И.А.Горьковой, Е.Е.Роминицкой), «Диагностика межличностных отношений» (Т.Лири), методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси).

По результатам анкетирования удалось выяснить, что подростки предпочитающие онлайн игры, отдают предпочтение соревновательным жанрам.

Эмпирическое исследование по опроснику «Подростки о родителях» показало, что для данной выборки подростков характерен положительный взгляд на отца (шкала позитивного интереса преобладает).

Этот факт говорит об взгляде подростков на отца, как на человека, строящего отношения с детьми не с позиции грубой силы, доминирования, подавления, декламирования правил поведения, а при помощи демократичных отношений. Такие отцы характеризуются готовностью к открытому диалогу, принятием позиции ребенка. Шкала директивности имеет наименьшее значение, что говорит об неготовности отцов направлять детей на путь следования социальных и моральных норм.

Из этого следует, что такой образ отца не лишён отстраненности. Такие отцы не начнут взаимодействовать с ребенком, пока тот сам того не захочет, о чем говорит шкала автономности.

Шкала враждебности говорит о том, что отцы направлены воспитать «идеального» ребенка, но в тоже время, данная шкала не носит постоянного характера, что видно по шкале непоследовательности.

Всё это говорит об отце, как о позитивной фигуре, которая выстраивает доверительные отношения с ребенком, однако, временами, склонной прибегнуть к жестким мерам.

Для этой же выборки подростков, фигура матери – дружелюбная, не склонная к агрессии и властности, но навязывающая ребенку свою жертвенную заботу, т.к. она «жертвует всем ради него».

В случае матери и отца шкалы примерно похожи, но в данном случае шкала враждебности более выражена, что говорит о возможных проявлениях строгости матери.

Следует отметить, что все описанные ранее характеристики следует воспринимать с позиции значения относительно нормы, т.к. отрицательные значения шкал находятся в слабой выраженности.

«Диагностика межличностных отношений» позволяет заключить, что для данной выборки подростков характерна склонность к лидерству, независимость мнения, готовность отстаивать свою точку зрения при конфликте интересов.

В контексте данной методики весомыми являются доминирование и дружелюбие, а проявление агрессивной конкурентной позиции – препятствие, которое мешает совместной деятельности.

Методика исследования самооценки показала следующие результаты:

  • 6 подростков имеют заниженную самооценку по невротическому типу;
  • у 30 самооценка завышена по невротическому типу;
  • у 24 – адекватно завышена самооценка.

Подростки, которые ответили, что отдают предпочтение оффлайн играм, разнились в ответах при выборе жанров игры, но все игры были схожи тем, что имели сложный геймплей и прохождение таких игр направлено не на достижение цели и победу, а на демонстрацию навыков и умений.

Подростки, которые ответили, что предпочитают играть в игры на мобильных устройствах, предпочти жанры, которые способствуют тому, чтоб скоротать время. Всё вышеизложенное делит выборку подростков на две части: 35 – вовлечены в игровую деятельность, т.е. их игра направлена на результат, и они проводят много времени за игрой и 25 – не вовлеченных в игровую деятельность, т.е. они играют редко, мало или вообще не играют.Для проверки полученных данных, подтверждения или опровержения гипотезы, а также для формулировки выводом нами был использован критерий Манна-Уитни.

Таблица 1.

 

Межгрупповые различия индивидуально-психологических особенностей по показателям детско-родительских отношений (отец)

 

Таблица 2.

Межгрупповые различия индивидуально-психологических особенностей по показателям детско-родительских отношений (мать)

 

Из таблицы 1 и таблицы 2 следует, что асимптотическая значимость на уровне ниже 0,05 выявлена в двух случаях; враждебность и позитивный интерес. Полученные данные говорят о наличии значимых различий между двумя группами подростков (вовлеченными и не вовлеченными в компьютерные игры).

Учитывая достоверные различия по шкалам, можно говорить о частичном подтверждении ранее выдвинутой гипотезы:

подростки, подверженные враждебным отношениям с родителями и недостатком позитивного интереса, большинство свободного времени проводят в играх, которые связаны с достижениями.

Таблица 3.

Межгрупповые различия по показателям методики «Диагностика межличностных отношений»

 

Далее предлагаем перейти к таблице 3, как видно из приведенных выше данных, по всем показателям наблюдаются значимые различия.

Это позволяет заключить: подростки, характеризующиеся подозрительностью, эгоистичностью, доминированием в межличностных отношениях склонны проводить время за компьютерными играми.

Делая общие выводы по всему эмпирическому исследованию, стоит отметить, что:

  1. Подростки, у которых детско-родительские отношения характеризуются враждебностью и недостатком позитивного интереса, а также подростки, чьими особенностями являются доминирование, подчиненности, подозрительности, эгоистичности и т.д. в межличностных отношениях - проводят значимое количество времени за компьютерными играми.

Таким образом, времяпрепровождение в виртуальном мире позволяет подросткам чувствовать свою значимость, силу, успешность.

 

Список литературы:
1. Войскунский А. Е., Петренко В. Ф., Смыслова О. В. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 104–118.
2. Волков А. Н. Стратегии преодоления Интернет-зависимости в подрост-ковой среде //Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 8 декабря 2016 г. / под ред. А. А. Тагановой, С. А. Павловой,И. С. Нестеренко, Н. А. Деевой, А. С. Бондаренко, А. С. Осиповой. Краснодар, Краснодарский университет МВД России, 2008. С. 144–150.
3. Воробьева К. А. Воздействие демонстрации в СМИ сцен насилия на развитие личности подростков // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. 2019. № 5. С. 37–43.
4. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 656 с.
5. Грушина А .А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой учёный. 2018. № 3 (189). С. 162–164.
6. Ениколопов С. Н. Массовая коммуникация и проблема насилия [Электронный ресурс] // Экология и жизнь. URL: http://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/25570/ (дата обращения: 11.07.2021).
7. Ершова И. А., Чудинов Т. А., Пермякова М. Е. Личностные особенности подростков с разными стадиями компьютерной зависимости // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 2.